Не делайте из профсоюза кормушку

Чем должен заниматься нынешний профсоюз и какой от него толк? Такие вопросы наверняка возникали у каждого, кто в той или иной мере сталкивался с давлением со стороны работодателя и, соответственно, пытался защитить свои трудовые права. По просьбе нашего корреспондента на них отвечает председатель Объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ», депутат Государственной думы РФ Сергей ВОСТРЕЦОВ.

Не делайте из профсоюза кормушку | ФОТО cabliczech/shutterstock.com

ФОТО cabliczech/shutterstock.com

– Сергей Алексеевич, почему, на ваш взгляд, в профсоюзах сейчас состоят не так много работающих, как это было раньше?

– Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения простого человека. Если в советское время членство в профсоюзе было возможностью присоединиться к распределению льгот (получению бесплатных путевок, санаторно-курортного лечения, матпомощи), то после перестройки эта система рухнула. К тому же нашим людям свойственно жить одним днем. По совокупности этих причин возникает вопрос: а зачем мне платить взносы в какой-то профсоюз, если сейчас отдачи не видно? Может быть, она будет завтра, а может быть – и нет...

Когда возникает трудовой спор, вроде бы перед законом формально все равны. Но работник один, а против него целая компания со штатом квалифицированных юристов. И не у каждого хватит упорства, сил и денег, чтобы выдержать длительный судебный процесс. А задумываются о том, что 1% от зарплаты – это фактическое страхование от подобных конфликтов, далеко не многие.

Поэтому в альтернативные профсоюзы приходят либо очень сознательные люди, которые понимают, что только вместе можно добиваться повышения заработной платы и изменения условий труда, либо те, кто попал на работе в трудную ситуацию. В прошлый кризис с просьбой помочь вернуть зарплату, трудовые книжки, заставить по закону провести сокращения к нам целыми автобусами приезжали работники предприятий. Но, как только вопрос решался, люди «испарялись».

К тому же уровень сознания многих работодателей как при диком капитализме, когда прибыль ставится превыше всего. Им профсоюз не нужен, потому что он постоянно чего-то требует. Повышения зарплаты. Оплаты сверхурочных. Соблюдения графика рабочего времени и т. д. Как правило, при создании новой профсоюзной организации на ее членов начинается давление, а государственные гарантии для членов профсоюза минимальные. И сокращаются год от года.

Например, в 2010 году Конституционный суд признал недействующим пункт 374 статьи ТК об обязательном согласии вышестоящего профсоюзного органа на увольнение члена выборного профоргана по причине нескольких дисциплинарных взысканий. На наших активистов сразу посыпались выговоры, которые приводили к увольнениям. В такой ситуации большинство работников занимают выжидательную позицию: вы, ребята, воюйте (тем более что решения в вашу пользу распространяются на весь коллектив), а мы посмотрим...

Можно назвать и еще одну причину. Насколько широко у нас освещается деятельность профсоюзов? При нынешней системе подачи информации криминальные или светские новости предпочтительнее, чем рассказ о том, что где-то работники смогли добиться, скажем, обеспечения средствами индивидуальной защиты всего коллектива. Действует закон рекламы: если люди не знают, что у них есть потребность, то и удовлетворять ее не будут. Слава богу, сейчас появился Интернет. Благодаря нашему сайту ежемесячно создается по несколько первичек. И это хороший результат.


– Основная функция «старых» профсоюзов состояла в «дележе» тех или иных льгот. А чем, по-вашему, должны заниматься профсоюзы сейчас?

– Защитой прав трудящихся. И по-другому здесь ответить нельзя. Как? Это уже вопрос тактики каждого профсоюзного объединения. Причем направлений здесь множество. Например, до 1 января 2014 года все предприятия должны были провести аттестацию рабочих мест. Это значит установить вредность, что влияет на доплаты и отпуска. Как вы думаете, какой процент предприятий провел аттестацию? 3%... Потом ее заменили специальной оценкой условий труда.

И тут началась чехарда. Приходят проверяющие: все прекрасно. Новые оборудование и материалы. Современные средства защиты. Соответственно, вредность убирается. Ушли проверяющие – и работникам выдали старую спецодежду, допотопные средства защиты, и уровень вредности вернулся ко временам царя Гороха. Но работник за нее уже ничего не получит. И если не вмешается профсоюз, людям в таких условиях придется трудиться до следующей проверки.

Да что далеко ходить! Вы знаете, из чего складывается ваша заработная плата? Уверен, что нет. И большинство людей в нашей стране не знают. Также они не представляют, платятся ли за них страховые выплаты и отчисления в Пенсионный фонд. Все полагаются на добрую волю работодателя. А он, поверьте, не такой уж добрый дядя, как может показаться. Я могу перечислить еще с десяток частных проблем, которыми должен заниматься профсоюз. Но самая главная – в заключении коллективного договора, где должны быть прописаны права и гарантии работников. За выполнением которого потом надо постоянно следить.

Увы, сегодня не более 30% предприятий и организаций охвачены коллективными договорами. И при этом многие из них составлены формально – в них фактически переписаны статьи Трудового кодекса.


– Как вы думаете, почему в России профсоюзы в большинстве случаев так и не стали мощной силой?

– Без внятной государственной политики, направленной на поддержку профсоюзного движения, мы так и останемся в том состоянии, в котором находимся сейчас: все профсоюзное движение будет держаться на кучке активистов, у которых законодательно связаны руки.

Возьмем то же право на забастовку. Это самая крайняя мера разрешения трудового конфликта, однако иногда другого выхода просто не остается. И формально у нас есть право провести забастовку. В реальности это практически невозможно.

Представьте себе предприятие со сменным режимом работы, на котором надо собрать большую часть коллектива, принять большинством решение о забастовке, выдвинуть требования и т. д. Соблюсти всю эту процедуру крайне трудно. А значит, с большой долей вероятности судом забастовка будет признана незаконной. Но даже если она случится (иногда такое бывает), то где гарантии неприкосновенности участников забастовки хотя бы некоторое время? Их нет. И людей потихоньку начинают выдавливать с предприятий.


– Какие меры, облегчающие жизнь профсоюзов, вы бы предложили?

– Надо коренным образом изменить рынок труда и допустить работников к управлению производством через систему cоветов трудовых коллективов (СТК) или тех же профсоюзов. Поверьте, когда люди поймут, что от них что-то зависит, они будут лучше работать.

Это прекрасно понимает президент нашей страны, который рекомендовал Госдуме рассмотреть изменения в Трудовом кодексе по поводу повышения роли СТК. Но чем это закончилось? Лобби крупнейших работодателей протащило поправку, что СТК может быть создан, а может – и нет.

Очень интересен в этом плане немецкий опыт – там на предприятиях нет профсоюзных организаций. Имеются только отраслевые профсоюзы, куда и входит непосредственно работник. На самом предприятии в совете директоров есть представитель профсоюза, однако он здесь не работает. Таким образом, выводятся из-под удара работодателя все члены профсоюза: работодателю приходится иметь дело не с отдельной организацией, а с целым профсоюзом. В этой ситуации, чтобы избежать конфликта, остается только вести социальный диалог, к которому мы сегодня стремимся. Но он получается не так часто.


– Есть ли в Петербурге компании или организации, которые, с точки зрения взаимоотношений между профсоюзами и администрацией, вы могли бы назвать примерными?

– Примерных отношений, пожалуй, назвать не могу вообще. Но близкими к тому виду социального партнерства, которое нам хотелось бы видеть, можно назвать взаимоотношения первичной профсоюзной организации работников наземных служб аэропорта «Пулково»

«СОЦПРОФ» и администрации ООО «Воздушные ворота северной столицы». Да, сначала они строились очень непросто. И на митинги наши товарищи выходили, и судебные разбирательства были. Но сейчас социальный диалог наладился, заключили коллективный договор. Конечно, есть проблемы и трения, однако они решаются в режиме диалога. И пусть иногда он ведется месяцами – переговоры идут, стороны ищут варианты и, что самое главное, в конце концов их находят.

Надо коренным образом изменить рынок труда и допустить работников к управлению производством через систему cоветов трудовых коллективов (СТК) или тех же профсоюзов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5569) от 20.10.2015.


Комментарии