Нас штрафуют, мы штрафуем

Год начался... с усовершенствования системы взимания штрафов и пеней в ЖКХ. Причем новшества касаются как граждан, так и управляющих компаний. Граждане будут платить пени в пользу своих УК, а УК – в пользу конкретных пострадавших граждан-потребителей.

Нас штрафуют, мы штрафуем | ФОТО BurAnd/shutterstock.com

ФОТО BurAnd/shutterstock.com

С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон # 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», принятый 3 ноября ушедшего года. В соответствии с этим законом исполнители коммунальных услуг (а это управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖК), задерживающие платежи за тепло, электроэнергию или воду, теперь должны будут выплачивать пени в пользу поставщиков этих ресурсов: тепловых, энергетических компаний, «Водоканала». В первые два месяца просрочки пени будут начисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. На третий месяц – почти на 40 процентов выше: исходя из 1/170 ставки рефинансирования. А дальше, начиная с 91-го дня опоздания с оплатой, уже исходя из 1/130 ставки.

Тот же закон # 307-ФЗ подкорректировал и условия начисления пеней для граждан-потребителей. До 1 января пени начинали «капать» уже с 11-го дня того месяца, который следовал за месяцем оплаты. И размер пени составлял 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. Отныне не слишком дисциплинированным плательщикам придется привыкать к иному. За первый месяц опоздания пени начисляться не будут вовсе. Далее на два последующих месяца пени составят 1/300 ставки рефинансирования. С 91-го дня неуплаты – исходя из 1/130 ставки. Иными словами, штраф вырастет более чем вдвое.

Еще один закон, принятый в середине ушедшего года, а вступивший в силу в конце декабря (федеральный закон # 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), ввел дополнительные наказания для исполнителей коммунальных услуг. Если до того взимаемые с них штрафы шли в городской бюджет, то отныне в отдельных случаях – еще и в карман конкретного потребителя.

Так, должностное лицо (сотрудник УК, ЖСК, ТСЖ), виновное в поставке некачественной услуги, обязан уплатить пострадавшему жильцу штраф. Причем в данном случае закон отказывает управляющей компании в презумпции невиновности. Если батареи в квартире оказались холодными или, к примеру, не было воды, то работник коммунальной конторы обязан доказать, что он в этом неповинен. А для этого необходимо заручиться решением жилищной инспекции – оно принимается на основе заявления ресурсоснабжающей компании, которая признает собственную вину в отсутствии (или некачественности) той или иной коммунальной услуги.

Проще говоря, тепловая компания или «Водоканал» должны сообщить в жилинспекцию, что это не сантехник Вася (или главный инженер УК Иван Иванович), а они отключили воду или тепло. Доказательством невиновности может быть также акт, подписанный ответственным собственником из совета дома. Причем он должен иметь полномочия общего собрания собственников.

Потребителям, правда, стоит помнить, что понятие «некачественная услуга» имеет четкие определения, прописанные в приложении # 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг в жилых домах, утвержденным постановлением правительства РФ от 6.05.2011 г. # 354, которое принято еще в 2011 году.

В частности, некачественным является горячее водоснабжение, если температура воды, бегущей из крана, ниже 60 или выше 75 градусов. А холодная вода признается некачественной, если ее состав не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Некачественное отопление – это когда в комнате менее 20 градусов (для угловой комнаты – менее 22 градусов). По поводу отопления, правда, в правилах есть оговорка: окна должны быть примерным образом утеплены, если потребитель не удосужился заткнуть щели и заклеить рамы, он не имеет права предъявлять претензии к УК.

Может быть оштрафовано также должностное лицо УК, которое допустило ошибку в начислении квартплаты гражданину. Как правило, такие ошибки допускают сотрудники бухгалтерии.

Принимая принципиальное решение о штрафах в пользу потребителей, федеральное правительство тем не менее пока не определило, как, когда, в каком размере и по какой процедуре будут рассчитываться и выплачиваться эти штрафы. В законе лишь сказано, что все эти подробности определяются «в соответствии с критериями и в порядке, которые устанавливаются правительством Российской Федерации». Значит, пока критерии размыты, штрафов не будет.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5618) от 11.01.2016.


Комментарии