Нанотехнолог

У выпускницы ЛЭТИ-2016 Натальи ЛАШКОВОЙ тема диплома заковыристая: формирование гетероструктур на основе оксидов цинка и меди для фотовольтаики. И не скажешь, что Наталья – выпускница гуманитарной гимназии, а физикой заинтересовалась только в выпускном классе.

Нанотехнолог | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– То, чем я занимаюсь, можно объяснить и «человеческим языком». Пытаюсь создать солнечный элемент, основанный на простых технологиях, безопасный, экологический чистый при производстве, использовании и утилизации.

Есть такой сплав, ITO – оксид индия-олова – это полупроводниковый материал, который используется как прозрачный электрод для солнечных элементов. Но индий редко встречается в природе и потому дорог. Мы хотим заменить его на тонкий слой оксида цинка. Берем подложку (стекло или полимер) и пытаемся наносить оксид цинка разными способами – в основном распылением при повышенных температурах. И потом на этом слое выращиваем шестиугольные кристаллы размером примерно 100 нанометров. А затем сверху наносим слой оксида меди. КПД у таких солнечных элементов будет поменьше традиционных дорогих, зато стоимость – намного ниже.

Слово «нанотехнологии» сейчас используют где ни попадя. Приезжаешь на форум, а тебя спрашивают: «А-а-а, нано? Чубайс?» Досадно...

***

Кто бы мне пять лет назад сказал, что я буду наукой заниматься – не поверила бы.

Я окончила петербургскую гимназию # 528, с гуманитарным уклоном. Но в 11-м классе вдруг поняла, что хочу связать свою жизнь с физикой. Заслуга в этом – учительницы Татьяны Владимировны Степановой. До того у нас в школе сменились много учителей физики, и мы по кругу повторяли «про электричество». А Татьяна Владимировна почему-то предложила мне: возьми из учебника раздел по оптике, проведи для одноклассников занятия – и получишь годовую пятерку. Я решила: «О, годовая за такую легкотню!» Провела занятия – и так понравилось, что хотела пойти в педагогический на учителя физики. Но ЛЭТИ «перетянул».

На первых курсах я совершенно не представляла себе будущей профессии. Но потом «попала в хорошую компанию» – познакомилась с ребятами, которые сказали: профессор Вячеслав Алексеевич Мошников (он занимается нанотехнологиями и диагностикой) набирает студентов-дипломников, не попробуешь? Попробовала, меня научили работать с атомно-силовым микроскопом (там материалы видны на уровне атомов – красотища!), и я с удовольствием во всем этом «погрязла».

***

К чему не готов школьник, приходя в вуз? Наверное, к первой сессии. На моем факультете электроники из 25 человек после первой сессии остались 18. Одного одногруппника четыре раза отчисляли, он вновь поступал – кстати, сейчас успешно учится.

Студенческий «рабочий день» в ЛЭТИ тяжелый, особенно на первых курсах: шесть дней в неделю, иногда с восьми утра, по три – пять пар. Дома – огромное количество «лабораторок», курсовики, контрольные и т. д.

Последние 2,5 года в университете для меня – это уже фактически работа: я инженер лаборатории. Езжу на конференции, на стажировки. У меня к тому же двое «детей»! Это я так практикантов называю.

Планирую остаться в аспирантуре. И, конечно, понимаю, чем это грозит – в смысле финансов. «Деньги в науке» – актуальный вопрос. Очень прилежный студент может получать стипендию, сопоставимую с зарплатой – если добивается стипендии правительства, президентской стипендии, что-то «добирает» участием в разных мероприятиях. У меня до 20 тысяч доходило. Но аспиранту остается выигрывать гранты, ну и подрабатывать – надеюсь, в своем же университете.

***

Мой школьный выпускной? На фото с последнего звонка я зареванная. Очень любила школу, было страшно уходить, и я знала одно – не хочу после вуза работать не по специальности. Не вижу в этом смысла.

Праздник «Алые паруса» я видела вживую, даже умудрилась узреть сам корабль. Но, думаю, больше увидишь по телевизору.

Совет нынешним выпускникам школ? Не думай, что ты чего-то недостоин. Мне в свое время говорили: «А ты уверена, что ЕГЭ по физике потянешь?» Но я добилась того, о чем и мечтать не могла. У меня теперь хватает смелости и о Нобелевке мечтать – тем более что у моего факультета уже есть на счету Нобелевская премия.

Кстати, думаю, в моем случае свою роль сыграли гены: дедушка был физиком, у него была масса патентов на изобретения. И я вот сейчас – сижу, дописываю заявку на патент.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112С (5729С) от 25.06.2016.


Комментарии