Надежды не пахнут

Весть о подготовке к рекультивации полигона бытовых отходов «Новоселки» окрестные жители встретили с ликованием. Устали уже люди терпеть стойкие неприятные запахи, которыми вся местность вокруг свалки пропиталась на много километров. Но работы идут, а живущие в Левашове, Парголове и других «невезучих» поселках люди все так же зажимают носы и пишут жалобы. Надежды на закрытие полигона оказались напрасны? Вовсе нет, подтверждает одна комиссия за другой. Недавно там побывали и депутаты петербургского парламента вместе с чиновниками. Какая перед ними предстала картина и что в действительности ожидает «Новоселки»?

Надежды не пахнут | Иллюстрация Serg/yayimages / ТАСС

Иллюстрация Serg/yayimages / ТАСС

...Машин с грузом отходов пока не видно. Может, услышали о депутатском десанте и дожидаются где-то в сторонке? Активисты-экологи из общественных организаций, оказавшиеся тут же, убеждены, что так оно и есть. По их сведениям, несмотря на запрет, сюда продолжают везти неотсортированный и неочищенный бытовой мусор. Хотя полигон должен принимать отходы только неопасного класса: строительный мусор и грунт.

Начальник полигона Валерий Хан, энергично шагающий с телефоном в руке (площадь-то немалая - 83,5 га), возражает: ничего подобного. Система входного и документального контроля позволяет отслеживать, кто и какой мусор везет на утилизацию. Но позвольте, возражают общественники, мы же видели, как в этом направлении едут грузовики с надписью «Чистый город», которые забирают содержимое мусорных баков.

Доказательств таких прегрешений никто, впрочем, не приводит. И активисты сходятся с чиновниками на том, что в профильном комитете Смольного рассмотрят их предложения, как сделать работу полигона прозрачной: с помощью дополнительной системы видеонаблюдения или иначе. Но скверные запахи в любом случае пока неизбежны, сетуют специалисты: что ж вы хотите, без малого полвека сюда везли и везли отходы из Приморского, Выборгского, Красногвардейского, Калининского районов города. Да и поселки Ленобласти вносили свой «вклад»...

Тело полигона, разделенное на четыре карты-участка, формируется поэтапно: его «лепят» с помощью бульдозера и многотонного уплотнителя, создавая защитный изолирующий слой толщиной четверть метра и откосы. Материалом для этого служат грунты, мусор со строительных площадок, древесные отходы. А еще продукция завода по переработке отходов МПБО-2 (так называемый обезвреженный балласт и компост), филиалом которого десять лет назад стал полигон. Чтобы укрепить его и подготовить к рекультивации, понадобится еще около 3 млн тонн свалочной массы.

А внутри террикона, как в гигантском котле, все так и пышет жаром. Даже в зимнюю пору температура здесь может доходить до 90 градусов, и выбросы газов не прекращаются. Мусорную гору опоясывает траншея с водой. По технологии, губительную для всего живого влагу время от времени мощными насосами закачивают на тело свалки, и она вновь стекает в «мокрое кольцо».

Между тем МПБО-2 ведет мониторинг атмосферного воздуха (по 15 позициям), шумовых показателей, технических и подземных вод, рассказал руководитель экологического отдела завода Александр Вишняков. Результаты этих замеров сходятся с данными городского мониторинга и Росприроднадзора: превышения уровня предельно допустимых концентраций в санитарно-защитной границе не отмечается. А запахи - они в стандарты не укладываются.

По соседству находится, правда, «Северный» - полигон осадков сточных вод, принадлежащий петербургскому «Водоканалу». Но представители этой организации еще более категоричны: после того как были открыты один за другим три завода по сжиганию иловых осадков, уже много лет сюда везут только золу. «Сточное» наследие обезвоживают и обрабатывают реагентами в соответствии с природоохранной программой (итогом работы станет посадка деревьев). И то, что осталось, беспокоить запахами не может, утверждают в «Водоканале».

Но они есть, и ничего другого не остается, как до поры до времени с этим мириться, разводят руками знатоки. В прошлом году на полигон поступило 620 тыс. тонн дурно пахнувшего и безвредного груза. Это немногим меньше того объема, который прибывал сюда непрерывно из года в год. Хотя дурной славой «Новоселки» пользовались не всегда, да и обрели ее во многом из-за непростительных градостроительных ошибок.

Проект полигона, подготовленный в 1971 году, отвечал всем требованием законодательства, и площадку, не превышавшую тогда 42,5 га, выбрали подходящую. Он принимал в среднем 450 машин в сутки и утилизировал отходы по регламенту. Но, когда закрыли переполненный полигон «Южный» в Ломоносовском районе и мусоровозы устремились на север, грузопоток сюда вырос в полтора раза и уже не уменьшался (сегодня он составляет 150 - 200 машин в сутки). При децентрализованной системе обращения с отходами, когда транспортники везли мусор куда заблагорассудится, такое было возможно.

Но это еще полбеды - к свалке стали подвигаться дома, и некоторые поселки оказались в недопустимой близости (2 - 2,5 км) от грязного соседа. Поддерживая инвестиционный проект, связанный со строительством завода «Ниссан», Смольный подписал даже меморандум, обещая закрыть полигон. А вместо этого ситуацию усугубили: при сооружении новых производственных мощностей защитная зеленая полоса, отгораживающая свалку от города, исчезла почти полностью. Вот и стал Петербург вдыхать неприятные ароматы.

Первый проект рекультивации полигона появился в 2008 году, но был слишком дорог, не выдержал экспертной проверки и потерял актуальность. А следующий, основанный на применении новых технологий, экологическую госэкспертизу прошел два года назад. Он предусматривает не только консервацию и обезвреживание мусорных завалов (все работы по рекультивации обойдутся в миллиард с лишним рублей), но и строительство очистных сооружений (300 млн рублей) и станции активной дегазации стоимостью 600 млн рублей.

Таким образом, удастся «победить» техническую жидкость, попадание которой в грунтовые воды недопустимо, и справиться с выбросами в атмосферу. Да еще перерабатывать попутно вредный газ в полезную электроэнергию на станции дегазации, оснащенной немецким оборудованием. Если городские службы быстро решат вопрос с отводом земли, а условия, предложенные комитетом по тарифам, заинтересуют инвестора, объект будет построен на полигоне уже в следующем году.

Этот первый (технический) этап рекультивации займет три года. Следующий четырехлетний период понадобится для полной (биологической) очистки мусорного эвереста, на котором появятся трава и деревья. И на протяжении полутора десятка лет после этого в «Новоселках» планируется вести мониторинг окружающей среды. Не исключено, что в этом районе можно будет возродить и лесозащитную полосу - «Водоканал» вроде готов помочь.

Существует еще один проект, предполагающий строительство современного завода по переработке мусора рядом с полигоном. Но, хотя инвестор определился и там, создание новых мощностей пока слишком туманно. Зато перспективы, связанные с появлением в 2018 году «мусорного» регионального оператора, вполне убедительны, считает заместитель председателя комитета по благоустройству Кирилл Пащенко.

Особенно после того как северная столица и Ленобласть договорились-таки об открытии новых доступных для петербургского мусора полигонов в 47-м регионе. Ожидается, что координационный совет по развитию агломерации рассмотрит такие предложения 30 июня.

#полигон #отходы #Новоселки

Комментарии