На дальнем хабе я сойду

Сегодня в здании Университета путей сообщения пройдет очередное заседание координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области. Его участники под председательством министра транспорта России Максима Соколова должны обсудить и вопрос «О развитии транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на границе города и области с использованием механизмов ГЧП». Перспективными на сегодня для создания таких хабов признаны шесть точек в пределах петербургской агломерации.

На дальнем хабе я сойду | РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

Первый прошел

Уникальный для северной столицы и 47-го региона проект ТПУ в Мурине уже прошел экспертизу. Сегодняшний этап – отработка схемы государственно-частного партнерства, концессии, в рамках которой и будет строиться хаб. Этот объект транспортной инфраструктуры было решено выбрать первым для реализации из всех разрабатываемых предпроектов с учетом перспектив разрастания района Мурина и Нового Девяткина, возможных транспортных сложностей и инвестиционной привлекательности хаба. Здесь будет построено около 400 тыс. кв. метров арендуемых площадей.

«Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти смогла привлечь на разработку предпроекта этого ТПУ средства крупного девелопера, владеющего землей. А Комитет по дорожному хозяйству совместно с дирекцией ведет сейчас консультации с Министерством транспорта РФ о выделении федеральных средств на подключение этого узла к кольцевой автодороге. Развязка с КАД и вынос линии электропередачи с территории хаба, который необходимо выполнить до начала строительных работ, очень затратные статьи расходов, взять эти составляющие на себя должен федеральный бюджет», – прокомментировал Павел Постовалов, начальник отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры областного комитета по ЖКХ и транспорту.

Затраты на реализацию всех четырех очередей строительства, по оценке разработчика проекта – ОАО «АрхиГрад», составят около 34 млрд рублей. «Причем доля бюджетных средств будет очень невысока; чуть более 1,7 млрд рублей – из бюджета Ленобласти, около 3,12 млрд рублей – за счет федерального софинансирования. А благодаря наличию разнообразных коммерческих площадей и отсутствию иных общественно-деловых центров в бурно развивающемся массиве, включающем Мурино, Новое Девяткино и ряд соседних населенных пунктов, дисконтированный срок окупаемости проекта для частного инвестора, по нашим расчетам, составит 16,3 года», – отметил Константин Щербин, генеральный директор ОАО «АрхиГрад».

Напомним, ТПУ «Девяткино», по замыслу разработчиков, будет представлять собой единое общественное пространство с функциями логистического центра (совмещение удобных подъездов для личного автотранспорта с перехватывающей парковкой на 2,5 тыс. машино-мест, метрополитена, железнодорожной линии и автобусного сообщения – межрегионального и даже международного – благодаря новому автовокзалу «Северный»), торгово-развлекательного комплекса и бизнес-центра. Расчетная численность обслуживаемого населения – 200 тыс. человек. В перспективе хаб «Девяткино» будет сопоставим с ТПУ на базе станций «Парнас» и «Купчино».

«В быстроразрастающийся жилой массив вблизи «Девяткино» почти ежедневно переселяются новые жители, и им необходимо обеспечить не только транспортную, но и социальную инфраструктуру. ТПУ в разной степени решит обе эти задачи», – заявил Кирилл Поляков, глава дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти.

В ноябре 2014 года дирекция подписала соглашение о сотрудничестве при реализации проекта в Мурине с ОАО «Стройтрансгаз» и компанией UUSI MIINA Development LTD. В нынешнем году еще ряд компаний заявил о своем интересе к финансовому участию в строительстве этого хаба.


Другие точки роста

Приоритетными для строительства ТПУ после выполнения дирекцией научно-исследовательских работ были определены кроме хаба в Девяткино транспортно-пересадочные узлы «Купчино», «Южный» (в Шушарах), «Рыбацкое», «Парнас», а также на базе проектируемой станции метро «Народная» в Кудрове.

«Разработка предпроектной документации по ТПУ «Кудрово» сегодня находится на завершающей стадии», – сообщил Кирилл Поляков. Как и в случае с хабом «Девяткино», эту работу выполняет ОАО «АрхиГрад». «Мы сейчас в середине пути. И хотя этот узел также станет достаточно нагруженным, по соотношению компонентов он будет принципиально отличаться от «Девяткино», – считает Константин Щербин.

Уже определено предварительно месторасположение будущего хаба «Кудрово» (уточненный вариант станет понятным после выполнения проектно-изыскательских работ по строительству линии метрополитена). Оптимальными для строительства хаба участками в областном комитете по ЖХ и транспорту называют земли западнее торгового комплекса «Мега-Дыбенко». Сегодня они заняты гаражами, сроки аренды которых истекают в 2021 – 2022 годах. «В интересах владельцев гаражей и жителей расположенных по соседству жилых кварталов в проекте хаба будут предусмотрены многоэтажные парковки», – сообщили в профильном комитете.

Стоит отметить, что ТПУ «Кудрово» уже внесен в документы территориального планирования Ленинградской области и Заневского сельского поселения, на территории которого находится деревня Кудрово. Но точные сроки строительства пока неизвестны. Подготовка проектов на основе государственно-частного партнерства к реализации в среднем занимает полтора – два года. И, разумеется, в большой мере воплощение зависит от активности инвесторов. Однако, напомнили в дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, существуют механизмы государственной финансовой поддержки инфраструктурных проектов, в том числе за счет фиксирования кредитной процентной ставки, и это может позитивно повлиять на намерения потенциальных инвесторов.

ТПУ «Рыбацкое» – еще один активно продвигаемый сегодня проект. Сейчас работы по этому хабу находятся на стадии предпроекта.


Легкорельсу добавят скорости

В 2014-м была актуализирована программа развития транспортной системы города и области со сроком действия до 2020 года. Этот документ одобрен правительствами Петербурга и Ленинградской области, а также руководством Минтранса РФ. Программа предполагает развитие инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, внеуличных скоростных видов транспорта (метро и ЛРТ), а также интеллектуальных транспортных систем. Отдельное направление – строительство транспортных развязок.

Особое значение в дирекции придают развитию легкого рельсового транспорта, без которого проблему заторов на дорогах не решить. Из 13 перспективных линий ЛРТ предпроектные работы уже реализованы по направлению «Станция метро «Ладожская» – город Всеволожск». «Идет разработка финансовой модели и платежного механизма с окончанием работ в третьем квартале нынешнего года», – сообщили в дирекции. В активной стадии – проект ЛРТ «Станция метро «Парнас» – город Сертолово», предпроектные работы по которому должны быть завершены во втором полугодии 2015 года.

Продвигается и работа по строительству путепроводов на месте железнодорожных переездов. В перечень приоритетных проектов вошли шесть объектов в черте Петербурга и семь – в Ленобласти. Для них уже рассчитана финансовая модель и сформирован план-график реализации.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (5470) от 02.06.2015.


Комментарии