Мы, спустя почти полвека

Эта книга задумывалась, как воспоминания об одном очень хорошем журналисте и человеке _ Зое Васильевне Таратыновой. А получились воспоминания и о замечательной нашей коллеге, и о том духе радостного соперничества и доверия друг другу, который создавали в тогдашней редакции «Ленинградской правды» именно такие личности, как она. Этот дух, оказалось, объединял нас не только в те уже далекие времена, но объединяет и сейчас. И потому книга «Привет, это я _ Зоя!», изданная дочерями Зои Васильевны _ Ольгой и Екатериной _ как семейный альбом, выходит далеко за рамки заданного формата.

Мы, спустя почти полвека | из семейного архива. Острый взгляд, яркий слог — такой запомнили Зою Таратынову ленинградцы.

из семейного архива. Острый взгляд, яркий слог — такой запомнили Зою Таратынову ленинградцы.

Удивительное дело: до начала перестройки все газеты, и «Ленинградская правда» в первую очередь, были зажаты в жесткие рамки партийной идеологии. Но внутри нашего редакционного коллектива царила совсем иная атмосфера: взаимовыручки и поддержки коллег, внимания к младшим товарищам и заботы о ветеранах. Люди внутренне были гораздо более свободны, чем внешне. Субординация не касалась душевной сферы, и человечность в отношениях была на первом месте. Именно такие люди, как Зоя Васильевна Таратынова, служили нам, тогдашним ленправдистам, камертоном.

Где бы она ни появлялась, она привносила особый дух самоиронии и сердечного веселья. Чем бы она ни занималась, она делала это со всей своей ответственностью и заботой о благе человека. Она умела везде находить хороших, преданных своему делу людей и любила рассказывать о них на страницах родной газеты. Поэтому фамилию Таратынова (или Федорова _ девичья фамилия стала ее литературным псевдонимом) выделяли как читатели, так и коллеги из других изданий.

Вопреки многочисленным партийным табу, мы жили творчески и радостно, а внешние запреты компенсировали внутрикорпоративным, как сказали бы сегодня, общением _ свободным и дружеским. Поэтому и вспоминаются сегодня те времена и люди с ностальгической нотой грусти по былому, которое уже не вернуть.

Новые времена разбросали нас всех по разным изданиям, даже на какое-то время позволили вкусить новый дух свободной журналистики, но очень скоро он померк, и дух человечности, увы, стремительно отступает под натиском духа коммерции и наживы, совершенно неприемлемого для таких людей, как Зоя Васильевна.

«Мы» _ так называлась книга, которая была издана к 50-летию «Ленинградской правды». С той поры минуло почти полвека. Мы стали во многом другими, но вот таким людям, как наша Зоя Васильевна, стать другими было уже не дано. Блокадное прошлое самой Таратыновой заставило ее вновь подняться на баррикады, чтобы возвысить голос блокадников в защиту незаслуженно обойденного вниманием государства целого поколения участников Великой Отечественной войны.

Более полувека проработала она в редакции «Ленинградской правды», а потом и «Санкт-Петербургских ведомостей». Всегда жалела и заботилась о других, вот только себя никогда не щадила. Блистательная, деловая, ироничная, сострадательная, нежная, любящая... Такой она осталась навсегда. Осталась внутренним камертоном для многих из нас.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (5323) от 20.10.2014.


Комментарии