Миллион за экипаж

На фоне тенденции оттока опытных пилотов гражданской авиации за рубеж на днях руководство группы компаний «Аэрофлот» приняло решение о введении принципиальной новинки - единовременных выплат при трудоустройстве летного состава. В результате их появления поступающий на работу в «Аэрофлот» командир воздушного судна получит 650 тыс. рублей, а второй пилот - 350 тыс.

Миллион за экипаж | ФОТО Юрия СМИТЮКА/ТАСС

ФОТО Юрия СМИТЮКА/ТАСС

Как подчеркивают представители перевозчика, правило распространяется не только на тех пилотов, кто впервые устраивается в компанию, но и на летчиков, которые ранее в ней уже работали. Однако в последнем случае со времени их увольнения из «Аэрофлота» должно пройти не менее трех лет. Получая единовременную выплату, пилоты принимают на себя и обязательства: они должны отработать в компании не менее двух лет, а при досрочном расторжении трудового договора - возместить полученные деньги пропорционально неотработанному времени.

О введении подобной «подъемной» премии сообщили и во второй по объемам пассажирских перевозок компании страны, базовом перевозчике «Пулково» - авиакомпании «Россия». По словам ее официального представителя, величина «подъемных» для командира воздушного судна (КВС) составит от 500 тыс. рублей, а для второго пилота - от 250 тыс. «Помимо этого в компании действует приказ, по которому любой сотрудник, по чьей рекомендации в компанию пришел пилот или КВС, получает 100 и 150 тыс. рублей, соответственно», - добавил представитель «России».

Как полагают эксперты, эта и другие меры, направленные на удержание высококвалифицированного персонала, связаны с тенденцией перехода подготовленных в России пилотов в зарубежные (в основном азиатские) авиакомпании. В частности, глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун подчеркивает: в течение последнего времени десятки пилотов из таких компаний, как S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа» и некоторых других увольняются с целью работы за рубежом. «Как правило, работать за границу уходят опытные пилоты с отличным знанием английского языка (командиры воздушных судов и командиры-инструкторы), имеющие налет не менее 2,5 тыс. часов, - говорит он. - Причина процесса понятна: в большинстве зарубежных компаний за меньшую в объемах работу им платят в 2 - 3 раза больше».

По экспертным данным, в ведущих авиакомпаниях РФ заработная плата второго пилота достигает сейчас 350 тыс. рублей в месяц, командира воздушного судна - 470 тыс., а командир-инструктор может получать и более 500 тыс. рублей. Тенденция к повышению уровня зарплаты летного состава есть практически у всех российских перевозчиков, однако экономика пока не позволяет им конкурировать по этому параметру с зарубежными соперниками.

Сделать это по объективным причинам сложно, так как ощущающие дефицит пилотов азиатские авиакомпании на оплату их труда не скупятся. К примеру, при ежемесячном налете 80 часов и обязательном отпуске 96 дней в Китае опытному КВС сулят платить до $25 тыс. в месяц, да и другие перевозчики Азии (из Вьетнама, Индии и пр.) готовы раскошелиться на таких специалистов.

Как считает авиационный эксперт Олег Пантелеев, причина ухода россиян в зарубежные авиакомпании действительно носит экономический характер. По его оценке, в Китае и других странах Тихоокеанского региона сейчас наблюдается большой спрос на коммерческих пилотов, поскольку сама система гражданской авиации быстро растет. «В ближайшие годы в связи с ростом пассажиропотока и парка самолетов, увеличением количества компаний и другими причинами только Китай намерен нанимать до 5,5 тыс. пилотов в год, - отмечает он. - При этом готовить собственных специалистов во многих странах просто не успевают, и спрос на российских за рубежом будет сохраняться».

Вместе с тем как этот, так и другие эксперты говорят: Россия готовит достаточное число пилотов, чтобы закрывать все вакансии. Однако проблема состоит в том, что новичкам для достижения уровня профессионализма КВС требуется немало времени, а затраты на подготовку таких профессионалов велики - отечественные перевозчики подчас не могут быстро найти замену тем, кто «навострил лыжи» за границу. Впрочем, часть аналитиков уверены, что процесс ухода пилотов «за бугор» имеет и позитивный характер.

«Почему-то никто не чинит особых препятствий профессиональным хоккеистам, если тех готовы принять в команду НХЛ, - аргументируют эксперты свою позицию. - Зачем тогда надо искусственно удерживать наших пилотов? Ведь рано или поздно они, набравшись еще большего международного опыта, все равно вернутся в Россию. К тому же отъезд большого числа возрастных летчиков - отличный шанс для карьерного роста молодых ребят, которым предоставилась возможность быстро подняться по служебной лестнице, заняв освободившиеся места КВС».

Возможность такая действительно есть: по данным Росавиации, в 2017-м отрасль растет по всем показателям. Если в предыдущие годы почти все они были в минусе, за 5 месяцев этого года авиакомпании РФ перевезли почти 36 млн пассажиров (прирост по сравнению с 2016-м 22%). Растут и такие важные «денежные» показатели, как процент занятости пассажирских кресел (79,3%, +2,7% к уровню 2016-го) и процент коммерческой загрузки (67,5, +3,2%). При этом практически все основные авиаперевозчики показывают положительную динамику, увеличив объем пассажирских перевозок до трети от уровня прошлогодних.

В этой связи специалисты уверены: явное улучшение состояния экономики в сфере авиаперевозок России, а также меры, принимаемые компаниями для удержания пилотов на родине, смогут если не остановить, то хотя бы снизить темпы их утечки за границу. И даже «поиграв» некоторое время в Азии, наши летчики снова будут за штурвалами самолетов в российских компаниях.

#Аэрофлот #летный состав #премия

Комментарии