Главная городская газета

Миллион за экипаж

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Жемчужины «Серебряного ожерелья»

Среди отечественных туристских проектов «Серебряное ожерелье России» занимает особенное место. Читать полностью

По базарному счету

Кузнечный, Мальцевский, Московский. Догадались? Это главные рынки Петербурга. Ну, может, и не главные. Но когда слышишь эти названия, возникает чувство прикосновения к чему-то чрезвычайно историческому и... элитному. Читать полностью

Подсолнух под прессом

В нашем садоводстве есть один чудак-человек – Богдан Егорыч, который многолетними посадками не заморачивается. Каждый год «живой изгородью» его участка становятся дремучие заросли подсолнуха. Читать полностью

Мороженое - что в него положено?

Забавно, но мороженое в наш город, который был знаменит этим лакомством всегда, ныне везут изо всех уголков страны - от Сибири до Краснодарского края... Читать полностью

Дурная компания

Пока совет дома, правоохранительные органы, суды анализируют правдивость протоколов общих собраний, по дому начинают ходить двойные квитанции квартплаты. Читать полностью

Спутник стартует в поле

Город Южный, вызывающий горячие споры, скоро начнут строить Читать полностью
Миллион за экипаж | ФОТО Юрия СМИТЮКА/ТАСС

ФОТО Юрия СМИТЮКА/ТАСС

На фоне тенденции оттока опытных пилотов гражданской авиации за рубеж на днях руководство группы компаний «Аэрофлот» приняло решение о введении принципиальной новинки - единовременных выплат при трудоустройстве летного состава. В результате их появления поступающий на работу в «Аэрофлот» командир воздушного судна получит 650 тыс. рублей, а второй пилот - 350 тыс.

Как подчеркивают представители перевозчика, правило распространяется не только на тех пилотов, кто впервые устраивается в компанию, но и на летчиков, которые ранее в ней уже работали. Однако в последнем случае со времени их увольнения из «Аэрофлота» должно пройти не менее трех лет. Получая единовременную выплату, пилоты принимают на себя и обязательства: они должны отработать в компании не менее двух лет, а при досрочном расторжении трудового договора - возместить полученные деньги пропорционально неотработанному времени.

О введении подобной «подъемной» премии сообщили и во второй по объемам пассажирских перевозок компании страны, базовом перевозчике «Пулково» - авиакомпании «Россия». По словам ее официального представителя, величина «подъемных» для командира воздушного судна (КВС) составит от 500 тыс. рублей, а для второго пилота - от 250 тыс. «Помимо этого в компании действует приказ, по которому любой сотрудник, по чьей рекомендации в компанию пришел пилот или КВС, получает 100 и 150 тыс. рублей, соответственно», - добавил представитель «России».

Как полагают эксперты, эта и другие меры, направленные на удержание высококвалифицированного персонала, связаны с тенденцией перехода подготовленных в России пилотов в зарубежные (в основном азиатские) авиакомпании. В частности, глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун подчеркивает: в течение последнего времени десятки пилотов из таких компаний, как S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа» и некоторых других увольняются с целью работы за рубежом. «Как правило, работать за границу уходят опытные пилоты с отличным знанием английского языка (командиры воздушных судов и командиры-инструкторы), имеющие налет не менее 2,5 тыс. часов, - говорит он. - Причина процесса понятна: в большинстве зарубежных компаний за меньшую в объемах работу им платят в 2 - 3 раза больше».

По экспертным данным, в ведущих авиакомпаниях РФ заработная плата второго пилота достигает сейчас 350 тыс. рублей в месяц, командира воздушного судна - 470 тыс., а командир-инструктор может получать и более 500 тыс. рублей. Тенденция к повышению уровня зарплаты летного состава есть практически у всех российских перевозчиков, однако экономика пока не позволяет им конкурировать по этому параметру с зарубежными соперниками.

Сделать это по объективным причинам сложно, так как ощущающие дефицит пилотов азиатские авиакомпании на оплату их труда не скупятся. К примеру, при ежемесячном налете 80 часов и обязательном отпуске 96 дней в Китае опытному КВС сулят платить до $25 тыс. в месяц, да и другие перевозчики Азии (из Вьетнама, Индии и пр.) готовы раскошелиться на таких специалистов.

Как считает авиационный эксперт Олег Пантелеев, причина ухода россиян в зарубежные авиакомпании действительно носит экономический характер. По его оценке, в Китае и других странах Тихоокеанского региона сейчас наблюдается большой спрос на коммерческих пилотов, поскольку сама система гражданской авиации быстро растет. «В ближайшие годы в связи с ростом пассажиропотока и парка самолетов, увеличением количества компаний и другими причинами только Китай намерен нанимать до 5,5 тыс. пилотов в год, - отмечает он. - При этом готовить собственных специалистов во многих странах просто не успевают, и спрос на российских за рубежом будет сохраняться».

Вместе с тем как этот, так и другие эксперты говорят: Россия готовит достаточное число пилотов, чтобы закрывать все вакансии. Однако проблема состоит в том, что новичкам для достижения уровня профессионализма КВС требуется немало времени, а затраты на подготовку таких профессионалов велики - отечественные перевозчики подчас не могут быстро найти замену тем, кто «навострил лыжи» за границу. Впрочем, часть аналитиков уверены, что процесс ухода пилотов «за бугор» имеет и позитивный характер.

«Почему-то никто не чинит особых препятствий профессиональным хоккеистам, если тех готовы принять в команду НХЛ, - аргументируют эксперты свою позицию. - Зачем тогда надо искусственно удерживать наших пилотов? Ведь рано или поздно они, набравшись еще большего международного опыта, все равно вернутся в Россию. К тому же отъезд большого числа возрастных летчиков - отличный шанс для карьерного роста молодых ребят, которым предоставилась возможность быстро подняться по служебной лестнице, заняв освободившиеся места КВС».

Возможность такая действительно есть: по данным Росавиации, в 2017-м отрасль растет по всем показателям. Если в предыдущие годы почти все они были в минусе, за 5 месяцев этого года авиакомпании РФ перевезли почти 36 млн пассажиров (прирост по сравнению с 2016-м 22%). Растут и такие важные «денежные» показатели, как процент занятости пассажирских кресел (79,3%, +2,7% к уровню 2016-го) и процент коммерческой загрузки (67,5, +3,2%). При этом практически все основные авиаперевозчики показывают положительную динамику, увеличив объем пассажирских перевозок до трети от уровня прошлогодних.

В этой связи специалисты уверены: явное улучшение состояния экономики в сфере авиаперевозок России, а также меры, принимаемые компаниями для удержания пилотов на родине, смогут если не остановить, то хотя бы снизить темпы их утечки за границу. И даже «поиграв» некоторое время в Азии, наши летчики снова будут за штурвалами самолетов в российских компаниях.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook