Меж двух Обводных

Сеть водных артерий на протяжении почти всей истории Петербурга постоянно менялась. Рылись новые каналы, а те каналы и реки, которые становились помехой, напротив, закапывались или убирались в трубы. Сейчас только названия улиц напоминают о том, что на месте линий Васильевского острова или улицы Введенского канала текла вода. От некоторых рек остались и более материальные напоминания – так, воздушный переход между двумя корпусами завода «Красный треугольник» когда-то был мостом над речкой Таракановкой, которую из-за сомнительной чистоты вод и «благоухания» закутали в трубу.

Меж двух Обводных  | «Архитектор Сергей Сперанский. Столетие мастера». Каталог выставки, 2014 г.

«Архитектор Сергей Сперанский. Столетие мастера». Каталог выставки, 2014 г.

Однако не все замыслы по прокладке водных артерий в Петербурге были реализованы. Канал Грибоедова в наши дни воспринимается как неотъемлемая часть городского пейзажа, а многие виды по его берегам давно стали «открыточными». И кажется странным, что мы могли бы не увидеть их. Тем не менее с середины XIX века активно обсуждались планы засыпки канала. Так, в 1869 году инженер-полковник Н. И. Мюссар, архитектор Н. Л. Бенуа и инженер-технолог А. Ф. Буров составили проект обустройства на месте канала проспекта с зелеными бульварами, а также путями для конки. Начальную часть проспекта предполагалось украсить бюстами царей, фонтанами, скамейками и назвать в честь царствующего императора Александра II.

В мае 1869 года император, одобрив проект в целом, отправил его на рассмотрение специальной комиссии. Обсуждение длилось три года, и в результате в марте 1872 года Городская дума единогласно отвергла проект. Главной причиной этого были слишком большие требования авторов проекта (к примеру, они требовали монопольное право в течение 50 лет эксплуатировать конно-железную дорогу вдоль создающегося проспекта).

Впрочем, инженерная мысль наших предков крутилась не только вокруг осушения каналов, прорытых в XVIII – XIX веках. Самый масштабный нереализованный гидротехнический проект советской эпохи – строительство Южного Обводного канала. Идеи о создании такого канала возникли в 1930-е годы. Уже на предвоенных проектах можно увидеть наброски этой водной артерии. А в 1948 году она была официально включена в генплан города.

Предполагалось, что канал будет начинаться у Володарского моста, затем пройдет по трассе бульвара Красных Зорь, улиц Турку и Бассейной. До 1987 года улица Турку считалась частью Бассейной, а сама Бассейная улица получила свое название благодаря непостроенному каналу, который должен был иметь ширину 25 метров и глубину 2,5 метра.

К сожалению, в опубликованных официальных документах не указано назначение этого канала. Существует несколько версий: ускоренный проход судов в обход города (что маловероятно, поскольку трасса канала пересекала бы Московский проспект и сразу несколько железных дорог), питание прудов Московского парка Победы, спортивное сооружение – гребной канал.

Особенно эффектным выглядело бы пересечение канала с Московским проспектом. Планировалось построить здесь великолепный мост, декорированный скульптурными группами. Архитектор С. Б. Сперанский уже создавал проекты оформления этого моста, но после смерти Сталина работа над этим замыслом приостановилась. В городе было много других задач, на которые требовались силы и средства. Тем не менее в генплане Ленинграда Южный Обводный канал просуществовал как минимум до 1966 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.


Комментарии