Куда уводит «синий кит»

С угрозами подросткового самоубийства детские психологи и прежде периодически сталкивались в своей практике. Но все же нечасто. По информации специалистов центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. Мнухина, суицидоопасное поведение у петербургских подростков до последнего времени не превышало 4% от общего числа причин обращения на детский телефон доверия. Однако нынче психиатров напугала динамика: если за весь прошлый год за помощью в центр на эту тему обратились 307 детей, то в нынешнем всего за два месяца - уже 137. Помимо старых и уже изученных мотивов фатальных юношеских кризисов с начала 2016 года появились новые: врачам стали поступать сообщения об убийственных сообществах в соцсетях - так называемых группах смерти.

Куда уводит «синий кит» | ФОТО Dominic Lipinski/FA Bobo/PIXELL/PA Images

ФОТО Dominic Lipinski/FA Bobo/PIXELL/PA Images

Из группы - в стационар

- Сначала эти сообщения были единичными, но с августа их стало столько, что мы выделили их в отдельную подгруппу в группе учета суицидоопасного поведения, - рассказывает заведующая кризисно-профилактическим отделением для детей и подростков центра им. Мнухина Валентина Яковенко. - С августа по декабрь на телефон доверия было 28 звонков по этой теме, а за два месяца 2017-го - уже 36.

На очные приемы в центр, как правило, приходит лишь один из троих позвонивших.

- На таком приеме специалисты оценивают актуальное психоэмоциональное состояние ребенка с оценкой суицидоопасности, - пояснила Яковенко. - Среди детей - участников групп смерти четверо были госпитализированы, пятый не пришел на консультацию - он якобы покинул игру... А через месяц все же совершил попытку покончить с собой.

По данным прокуратуры, за январь и февраль 2017 года в Петербурге были зарегистрированы четыре попытки детского суицида (из них две, к счастью, не были завершены), однако никаких «привязок» этих случаев к сайтам и группам в соцсетях правоохранители не выявили.

Тем не менее новая опасность, исходящая из Интернета, для наших детей вполне реальна, считает Леонид Армер, координатор волонтерской Молодежной службы безопасности (МСБ) Центра защиты и развития личности.

Ловушка в Сети

Как выглядит новая интернет-игра с огнем? Вступившим в смертельное сообщество школьникам ведущие- «кураторы» в течение 50 дней выдают задания, отчитываться о выполнении которых ребенок должен при помощи фото или видео. При этом подросткам усиленно внушается: в такой игре - только избранные, а в суициде, в общем-то, нет ничего плохого. Это даже красиво - вот и «синие киты выбрасываются на сушу», и «бабочки живут один день», «ангелы умеют летать» (вариантов слоганов и хэштегов на сегодняшний день существует множество)... А чтобы сделать и без того ранимую психику переходного возраста еще более податливой, игры проводят с 4.20 до 6.00 - во-первых, родители спят, во-вторых, у игрока из-за хронического недосыпа снижается критичность мышления и слабеет воля. День ото дня задания становятся все более жестокими, связанными с разного рода членовредительством, и все более опасными для здоровья. К концу этого марафона участник группы должен быть психологически и физически готов к уходу.

Центральные СМИ сообщили: с начала 2016 года до февраля 2017-го суицидальный хэштег в русскоязычной зоне Интернета хотя бы раз написали на своих страничках более 200 тыс. пользователей, дважды и более раз их использовали около 180 тысяч. За это время в Сети были обнаружены и удалены десятки тысяч аккаунтов-ботов, публикующих провокационные материалы, адресованные потенциальным самоубийцам.

Никто не хотел умирать

При этом, подчеркивает эксперт, 80 - 90% школьников, включающихся в смертельную игру, изначально вовсе не имеют намерения совершить суицид.

- Мы опросили около 200 ребят (очно в петербургских школах, где проводили лекции, а также виртуально): зачем они вступали в группы смерти и думали ли при этом о самоубийстве, - говорит Леонид Армер. - Практически все отвечали одними и теми же словами: «Нет, конечно, я же не дурак. Просто скучно, а там хоть какая-то движуха».

- Среди обследованных нами детей (участников групп смерти, обратившихся в центр. - Прим. ред.) только половина нуждаются в психокоррекционной помощи, остальные без каких-либо нарушений психического здоровья. Они просто играют в очень увлекательную игру, - соглашается Валентина Яковенко.

Между тем, рассказывают обеспокоенные специалисты, покинуть опасное развлечение, вдоволь наигравшись, решаются не все подростки: таинственные и страшные анонимные кураторы обещают убить семью ребенка, если он сделает это.

Психическое заражение за ваши же деньги

- Как минимум половина так называемых кураторов - те же школьники в возрасте от 14 до 18 лет, другая - преимущественно учащиеся колледжей, студенты, - продолжает Леонид Армер.

Взрослых администраторов групп смерти совсем немного, но они крайне опасны, ведь сейчас в игру активно внедряются откровенные психопаты с садистскими наклонностями и извращенными идеями.

Все больше фиксируется случаев «освоения» новой темы интернет-педофилами, которые под видом заданий выманивают у детей интимные фотографии, впоследствии становящиеся предметом шантажа. Психологи говорят: каждый пятый ребенок, попав в такую ситуацию, считает ее безвыходной и вот тогда всерьез задумывается о суициде.

Кроме того, тема «синего кита» вовсю монетизируется. И хотя случаев, когда куратору за смерть ребенка кто-то платит деньги (о чем россиянам уже рассказали с телеэкранов), до сих пор не выявлено, в игры смерти массово полезли и мошенники. Либо явно («Задание № 1 - переведи 500 рублей на такой-то номер»), либо маскируя под игру подписку на платные сайты и используя для расширения аудитории боты.

Говорите с детьми!

В МСБ подготовили буклет-презентацию, собрав по страничкам «синих китов» и прочих опасных сообществ символы-картинки, свидетельствующие о включении пользователя в игру. Составили список хэштегов, под которыми она запускалась, варианты заданий, чаще всего связанных с членовредительством того или иного уровня.

- Главная профилактика - строить правильные взаимоотношения с детьми, - уверена психолог службы «Телефон доверия» городского консультативно-диагностического центра для детей «Ювента» Марина Макаренко. - Обязательно надо говорить с детьми.

И на их странички тоже заглядывать, если ребенок много времени проводит в соцсетях, отслеживая, на какие сайты он заходит, какие темы обсуждает, добавляют специалисты по делам несовершеннолетних в погонах. Если есть основания для тревоги - обнаружены соответствующие картинки, хэштеги, а на лице или теле у чада появляются непонятные царапины, ожоги и порезы, - нужно немедленно обращаться к психологам, психиатрам и в полицию, не боясь «постановки на учет», ведь альтернативой может быть смерть подростка...

- Если обнаруживается, что ребенок «идет» по заданиям, действовать надо максимально оперативно, - говорит Леонид Армер. - Рубить контакты, «банить» и куратора, и игрока. Если игра зашла далеко, возможно, стоит поместить ребенка в стационар. А крайне опасных кураторов-психопатов и педофилов, безусловно, надо выявлять, задерживать и сажать, сообщая об этом широкой публике через СМИ.

Вектор на выздоровление?

Правоохранительные органы со своей стороны просят врачей, педагогов, родителей и общественников-волонтеров доводить до сведения МВД всю информацию о виртуальных угрозах детям.

- Мы стараемся выявлять и собирать от единомышленников-активистов из разных городов информацию, которая будет интересна оперативным сотрудникам (прямой контакт с профильной группой МВД налажен с начала февраля, за месяц аналитических записок с серьезной фактурой от нас туда ушло штук 15, ждем задержаний). Это когда кураторы выдают жесткие опасные задания, за которые их уже можно привлечь к ответственности.

Как только такой контакт общественники выявят, обращаются к администраторам «ВКонтакте», и обе стороны опасной связи по массовым жалобам пользователей блокируются моментально. Десятками в час.

- Кстати, дети и студенты активно помогают в выявлении таких аккаунтов и групп, и этот факт внушает определенный оптимизм, - отмечает координатор МСБ. - Возможно, мода на «китов» пройдет в Петербурге так же безболезненно, как прошла мода на эмо или готов - ведь ни одного суицида в нашем городе в связи с этими субкультурами не было. А школьные сообщества начинают над «китами» смеяться. Это хороший знак, свидетельствующий об определенном векторе на выздоровление.

В Интернете против «китов» возникло и уже более-менее сорганизовалось контрдвижение «дельфинов». Проводя исследование, одна из компаний насчитала около 50 тыс. текстов с антисуицидальными хэштегами.

Такие разные игры

Еще одно новое сетевое явление, стихийно возникшее в противовес «китам»: группы активистов организуют «ВКонтакте» позитивные и социально полезные игры, связанные с положительными моментами. Задания - от просмотра хороших мультфильмов до «вкрути лампочку в подъезде и пришли фотоотчет». И этот радующий взрослых факт подталкивает и к определенным выводам.

Детям хочется играть, а во что, не всегда имеет значение. Но игра ушла из жизни современного городского ребенка. Во дворах не слышно звуков войнушки, казаков-разбойников, исчезли дочки-матери и «магазины», ролевых забав не стало вообще, максимум, что есть у ребятни, - ролики-велики...

Итог: полная социальная некомпетентность детей «поколения Интернета». Кто-то считает себя одиноким, потому что у него всего два друга «ВКонтакте», а у кого-то их пара тысяч, но он не менее одинок.

- Когда десять ребят с интернет-зависимостью (у каждого - по тысяче друзей в соцсети!) приходят к нам на групповую психотерапию, они не могут выстроить никаких отношений, - рассказывает Марина Макаренко. - Все до единого чрезвычайно стеснительны, замкнуты и не знают, о чем можно разговаривать в реальном общении. Даже с помощью ведущего они не в состоянии контактировать с другими.

Раньше дети больше общались с реальными людьми, и родители всегда могли рассказать, с какими опасностями можно столкнуться на улице. Могли научить, как себя правильно вести. Опасностей виртуального мира взрослые часто не понимают сами.

- Мы ввалились в информационное пространство, но не осознали, что на самом деле произошло, - поясняет психоаналитик Михаил Решетников. - Обвешав детей гаджетами, родители освобождают себе руки, ноги и головы. Но есть одна специфика, которую многие до сих пор не понимают: ребенок любит игру и того, кто с ним играет. Когда внутри компьютера, который с ним играет, появляется еще и человек, он становится значим и любим.

По словам Решетникова, в 90% случаев гаджет-зависимость появляется у подростков, у которых при внешнем благополучии в семье что-то нехорошо.

Уйти от анонимности

Решетников предлагает радикальную меру по повышению виртуальной безопасности - вообще запретить ники:

- Никакой анонимности в Сети! Хотите писать - пишите, но от своего имени, чтобы вас в любой момент можно было персонифицировать и в случае необходимости найти и вывести на свет божий. Все источники в Сети должны легко и точно верифицироваться.

Марина Макаренко - за запрет на государственном уровне детям до 18 лет общаться в социальных сетях и иметь свои странички:

- Ну мы же не разрешаем несовершеннолетним в вечернее и ночное время находиться без надзора взрослых, запретили продавать им алкоголь и табак... Это нормально и уже дало хорошие результаты - статистика подростковой преступности пошла на снижение...

Некоторые эксперты, склонные к конспирологии, углядели в «китах» и прочих играх смерти злобный замысел забугорных врагов, отрабатывающих новый формат информационных атак на конкретную группу пользователей, в нашем случае - на российских подростков. Насколько такая версия правдоподобна, сказать пока трудно, однако, по неофициальной информации, к данной «детской» теме уже подключилась и ФСБ.

Впрочем, к сегодняшнему дню «китовые» вбросы зафиксированы уже в странах Восточной Европы и США...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии