Главная городская газета

Коллегия на острову

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Капитаны пенсионных денег

Боятся потерять богатых клиентов Читать полностью

С селом и с музыкой

Россия и Австрия готовы вместе развивать туризм и культуру Читать полностью

Еще один туроператор приостановил работу

Санкт-Петербургский туроператор «Аэлита Трэвел» сообщил путешественникам о приостановки своей деятельности Читать полностью

«Пряничный домик» для гастарбайтера

В прошлом году, по данным Центра трудовых ресурсов Санкт-Петербурга, разрешения на работу и патенты оформили около 218 тыс. иностранных рабочих. Читать полностью

Чистые иероглифы

В Петербурге выставляли «Китайскую тушь» Читать полностью

Замдекана, наследница шейхов

История семьи Асель Рашидовой   уходит корнями в глубокую древность. Читать полностью
Реклама
Коллегия на острову | Иллюстрация pixabay,com

Иллюстрация pixabay,com

От музеефикации «хрущевок» до поддержки детских школ искусств - таков был диапазон вопросов, которые обсуждались на коллегии Министерства культуры РФ, состоявшейся в субботу в «Зале на острову» ГМЗ «Царское Село».

По статистике, которую представила Анна Аракелова, директор департамента науки и образования минкульта, в детских школах искусств занимается 11,6% юного населения России, на Северо-Западе этот показатель чуть выше - 12,8%. Но программами предпрофессиональной подготовки охвачена только треть от всех обучающихся. Школам не хватает педагогов, музыкальных инструментов, денег на ремонт зданий...

Коллегия видит главную причину в том, что школы искусств находятся в подчинении муниципалов, не имеющих средств на развитие образования. Школы необходимо передать на региональный уровень. Петербурга эта проблема не касается, но в обсуждении на коллегии был задан важный вектор. Детские школы искусств призваны готовить будущих Репиных и Рихтеров. Но тогда возникает вопрос, а где заниматься детям, для которых рисование или игра на рояле - важная форма досуга? Дома детского творчества тоже стремятся к профориентации.

Вадим Ваньков, советник министра культуры, призвал руководителей музеев активнее пользоваться платформой дополненной реальности «Артефакт». Она создана для того, чтобы пользователь мог подробнее познакомиться с экспонатом, наведя свое мобильное устройство на сам предмет, не требуется этикетка с QR-кодом. Пока платформу загрузили всего восемь музеев.

Продолжая тему информатизации, Владимир Мединский, министр культуры, призвал музеи активнее оцифровывать экспонаты для представления их на портале каталога Музейного фонда РФ - goskatalog.ru. На сегодня туда загружено 6,7 млн экспонатов, из них с «картинками» - 2,4 млн.

В планах министерства к 2025 году разместить 60 млн предметов из 88 млн, которые находятся в российских музеях. В кулуарах коллегии нам говорили, что и семи лет может не хватить. Каждую вещь должен достать из своего фонда хранитель, потом ее отснимет в приспособленном для этого помещении фотограф, а затем тот же хранитель вернет вещь на свое место...

Основным вопросом на коллегии был реставрационный. Олег Рыжков, заместитель министра культуры, сообщил, что сохранение наследия должно стать отраслью экономики. В Западной Европе 40% рынка девелопмента составляет приспособление старых зданий для дальнейшего использования. Проблема известна: как привлечь бизнес и не нанести ущерб памятникам? Лучший пример - британский Национальный фонд, который находит применение старым дворянским усадьбам, сохраняя их аутентичность.

Рыжков считает необходимым отделить реставрацию от строительства, в частности, разработать сборник правил проведения реставрационных работ.

По мнению Виктории Костиной, руководителя реставрационной компании, нужна единая база всех проектировщиков. Их проекты должны быть такими, чтобы в случае неудачных работ памятник можно было вернуть в исходное состояние.

Отдельная проблема - расценки. Если один кирпич нужного качества стоит 70 рублей, то требование найти его за 50 рублей грозит банкротством производителям материалов. Печально знаменитый 44-й закон о госзакупках приводит, например, к тому, что на реставрацию храма XVI века в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике отводится три осенних месяца. Специалист называет такую работу профанацией.

Нина Шангина, руководитель Союза реставраторов СПб, предложила ввести обязательную сертификацию используемых материалов и создать научный совет по материаловедению.

Всеобщее внимание вызвало сообщение Ирины Глущенко из ВШЭ, где разработана концепция под названием «Черемушки. Музей хрущевки». Ее смысл состоит в том, чтобы объявить объектом культурного наследия небольшой квартал в московских Черемушках, где были построены первые в СССР дома массовых серий. Тогда один дом (или часть) может стать музеем, но не быта, а образа жизни времени оттепели. Другой - отелем как со стилизованными, так и аутентичными квартирами. Третий - культурным центром и т. д.

...На десерт участникам заседания показали копию колонны царицы Зенобии в Пальмире, уничтоженную боевиками в 2015 году. Копия создана на основании 3D-модели Пальмиры, полученной по результатам съемок с разрешением 2 - 3 см, которые провели российские археологи и военные.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег РЫЖКОВ, замминистра культуры:

- Реставрационная отрасль будет сформирована, когда у нее будет своя производственная база с профессиональными цехами: реставрация - штучная работа, учебная база по подготовке как по рабочим, так и по управленческим специальностям. Вместе с наукой это и есть сохранение и развитие наследия.

Рассчитываем, что постепенно основным заказчиком станут частные компании. Владельцы памятников хотят их возрождать, но пока встречают только высокие расценки. Это не отрасль. Нет желающих общаться с этими расценками, с этими людьми для этого результата.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook