Кирасирам всех времен

Недавно в церкви мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине был отмечен небольшой юбилей - 10 лет со дня начала реставрационных работ. Во время молебна певчие проверили акустику возрождаемого кирпичного храма: она в идеальном состоянии.

Кирасирам всех времен | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Церковь на 900 человек для Кирасирского полка была построена к его 200-летию в 1896 - 1899 годах по проекту архитекторов Владимира Курицына и Сильвио Данини в стиле русской храмовой архитектуры XVII века. При строительстве использовалось 50 разновидностей резного кирпича. Отличительной особенностью здания были два храма. В верхнем находился уникальный витражный иконостас с многоцветной росписью, изготовленный в Мюнхене. Чтобы он лучше освещался, алтарные окна были увеличены, а сам алтарь ориентирован против традиции не на восток, а на юг. Подземный, или пещерный, храм был украшен иконостасом из белого мрамора. Позднее в этом помещении установили саркофаги Ильи Савинкова, купца первой гильдии, который финансировал строительство церкви, и его жены.

В 1922 году церковь была закрыта и разграблена, во время Великой Отечественной войны она служила казармой для солдат испанской «Голубой дивизии», после 1945 года - армейским складом. В итоге от интерьеров почти ничего не осталось. В 1992 году храм передан РПЦ.

С 2007 года по «гиоповской» программе последовательно отреставрированы дренажная система, крыша, главы храма, фасады, окна, воссозданы золоченые кованые кресты и геральдические трехглавые орлы. Работы велись фирмой «Ремфасад» по проекту компании «СПб-проект».

Как сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Сергей Макаров, председатель КГИОП, всего за десять лет из городского бюджета было выделено 200 млн рублей, в том числе 62 млн в 2017 году на реставрацию интерьеров и гидроизоляцию подвалов.

Сергей Самусенко, руководитель «СПб-проекта», показал нам эти интерьеры. В верхнем храме законсервированы сохранившиеся небольшие фрагменты росписи - орнаменты и золотые лучи на куполе, сводах и стенах. От иконостаса сохранилась только верхняя металлическая дуга... и одна фотография начала ХХ века. Отреставрированы колонны из искусственного мрамора, чудом сохранившиеся чугунные лестницы, ведущие на хоры и в нижний храм. В «пещере» на месте саркофагов Савинковых установлены мраморные «контуры». Прочищены печные камеры, что позволит отапливать здание газом или от централизованного теплоснабжения. Пока сети не подведены, церковь отапливают дровами.

Что дальше, как будут продолжаться работы? На эти вопросы пока нет определенного ответа. В 2018 году по той же программе будут воссозданы тамбур и парадные двери храма, завершены технические работы в подвале. Специалисты обсуждают, следует ли воссоздавать росписи, когда сохранилось всего 3% подлинника. Еще сложнее дело с витражным иконостасом. Его можно воссоздать, но это очень дорого и вряд ли в городском бюджете найдутся средства. Ведь программа КГИОП заточена под реставрацию сохранившихся подлинников, а не воссоздание с нуля.

#храм #восстановление #реставрация

Комментарии