«Хватит играть в проекты!»

Международный школьный конкурс робототехники FIRST Robotics Competition поддерживают НАСА, «Дженерал Моторс», «Моторола» и другие тяжеловесы. И не только для имиджа. Они видят не просто потенциальные кадры, а готовые команды, способные создать жизнеспособный проект. Российский бизнес в этом смысле пока раскачивается, но с возрастающей амплитудой. Ряд компьютерных фирм поддерживают Балтийский научно-инженерный конкурс; фонд «Вольное дело» Дерипаски опекает робототехнику; госкорпорация «Росатом» устраивает лекции; акционерная финансовая корпорация (АФК) «Система» проводит инженерно-конструкторские школы. В Университете ИТМО на конференции «Люди будущего» специалисты спорили: нужны ли работодателю штучные лесковские левши или лучше побольше добросовестных исполнителей?

«Хватит играть в проекты!» | Дети и так относятся к «техническому творчеству» всерьез. Осталось убедить педагогов, что это не игра. ФОТО Kristina Sabrovsky/dpa

Дети и так относятся к «техническому творчеству» всерьез. Осталось убедить педагогов, что это не игра. ФОТО Kristina Sabrovsky/dpa

Космические одиссеи

Речь о кружках технических, или, как сейчас говорят, о «дополнительном инженерном образовании».

Вот навскидку задания из конкурса «КосмОдис», «Космическая Одиссея» (проводится в Москве и ряде других городов Федеральным институтом развития образования).

Цель, ни много ни мало - колонизация планет Солнечной системы. Никаких фантазий, все предельно конкретно. На какой планете строить базу? - моделируем на компьютере небесное тело, его период вращения, магнитное поле. Как полетим? - моделируем взлет-посадку в атмосферах разных планет. Каких роботов будем использовать? - делаем манипуляторы и средства передвижения. И так далее. От «Как добудем на Марсе еду?» до «Куда денем отходы жизнедеятельности?». Вишенкой на торте - вот это: «Изучение зависимости защитных свойств материалов и грунтов от потока электронов (бэта-излучения)».

В течение года команды из разных школ и городов решают свои части задачи и договариваются между собой: что эффективнее - модуль сузить или люк расширить? Программный код переписать или лишний сервер поставить?

Это и есть пресловутая «проектная деятельность», которую сейчас внедряют в образование и которая прописана в федеральных образовательных стандартах. Школьник не отвлеченно учит физику/ химию/математику, а создает реальный продукт, для чего ему приходится не отвлеченно, а применительно к делу осваивать физику/химию/математику.

«Проектная деятельность», будьте уверены, фигурирует в документах каждой школы. Но, как уверяет ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования Павел Рабинович, в 70% это понарошку. Если тему проекта задает учитель и сам же руководит проектом - это не считается. Считается - если все делают дети, а у предметников только консультируются: как, скажем, на орбитальной станции получать кислород или выращивать грибы-микромицеты для белкового питания.

- Перестаньте играть в проекты, займитесь проектами! - призывает Павел Рабинович, кандидат технических наук. - Как только дети начнут воспринимать предметы в школе не как нагрузку, а как инструмент для их проекта, а Марь Иванну не как посягателя на их свободное время, а как «навигатора», помощника, - тогда мы получим эффективную систему образования.

Национальная технологическая инициатива

Это игра «по-взрослому», с прицелом на Национальную технологическую инициативу.

В 2014 году президент Путин поручил правительству (а оно - Агентству стратегических инициатив и РАН) определить направления, которые «выстрелят» в ближайшие 20 лет. Смысл в том, чтобы застолбить лидерство в сферах, которые окажутся на острие к 2035-му (и где у нас потенциал есть, и поляна еще не поделена). Определено девять «рынков», среди них беспилотники (авиа и авто), возобновляемая энергия, нейрокомпьютерные интерфейсы, персонализированная медицина...

К 2035 году нынешним участникам «КосмОдиса» и других наукоемких конкурсов-олимпиад будет тридцать лет.

- Нужны дети, готовые реализовывать свои задумки и доводить их до готового продукта, - формулирует нынешние потребности Павел Рабинович.

Как пояснила директор некоммерческого партнерства «Лифт в будущее» Юлия Селюкова, благотворительные фонды могут себе позволить то, что не может государственная программа:

- Мы можем пробовать: потратить немного денег и увидеть, что работает, а что не работает. А потом передать эти знания государству.

Селюкова сослалась на исследование социологов Европейского университета в Петербурге: «технарские» кружки, в общем-то, не работают на экономику. Кружки растят «левшей» - неадаптированных к рынку мастеров незаурядных решений.

- Я неоднократно слышала от работодателей: с самыми талантливыми детьми (теми, кто побеждает в серьезных конкурсах) очень сложно, - подхватывает Елена Чернышкова, президент благотворительного фонда «Система». - Не то чтобы они никому не нужны. Но с ними возиться надо.

(Елена Чернышкова, к слову, долгое время была исполнительным директором фонда «Династия», который давал гранты естественно-научным музеям, премии лучшим учителям, издавал отличные научно-популярные книги.)

Минкомсвязи утверждает, что стране нужен миллион программистов. Как говорят в Университете ИТМО, все российские вузы выпускают в год 600 действительно сильных айтишников. Может, Минкомсвязи имело в виду не особо сильных, но в Национальной технологической инициативе речь точно не об исполнительных середнячках.

- Понятно, почему в России только 600 талантливых разработчиков, - сказал кто-то из выступавших. - Потому что информатика в школе - теоретический предмет. Какого черта, спрашивается?! Если дети будут решать реальные задачи и соревноваться хотя бы в том, у чьего программного продукта окажется больше пользователей среди одноклассников, - качество начнет расти!

- Конечно, мы должны готовить не «левшей», одержимых непонятной идеей, а детей, которые понимают, где все это применять. Главное - желание создать то, что изменит жизнь людей, - уверен Андрей Андрюшков (руководит центром по работе с талантливыми школьниками МИСиС, московского «Стали и Сплавов», теперь это один из национальных исследовательских университетов).

Андрюшков предрекает: компании, которые не додумаются, как «капитализировать» молодые таланты, - проиграют. «Капитализировать» можно и так: если одаренного сотрудника гениальные идеи посещают ночью - бог с ним, пусть работает ночью; если ему дома лучше работается - бог с ним, пусть трудится дома. Ряд программистских фирм так и функционируют.

- Они не подчиняют сотрудника заведенному распорядку, а, наоборот, подстраиваются под работника, чтобы рождались новые идеи.

«Фишка» из бизнеса

- У нас пока «канвас» не заполнен, проект не начинаем! - вступает Андрей Тесленко, президент Ассоциации ЦМИТ «ТехноЛаб Москва».

Так, по порядку: ЦМИТ - это Центр молодежного инновационного творчества. «Канвас» - это от «Канва бизнес-модели» (Business Model Canvas) - инструмент стратегического управления проектами. Его используют крупнейшие мировые компании. Там в таблички надо вписывать «ключевые активности», «ключевых партнеров», «пользовательские сегменты», «источники доходов» - в общем, скукотень. Но Андрей Тесленко убежден: «Фишка» из бизнеса - она работает».

Вообще и Тесленко, и организаторы «КосмОдиса» уверены: и детские проекты должны опираться на принятые в бизнесе методики и стандарты. Не важно, какой стандарт вы выберете: PMI (Project Management Institute), PRINCE 2 или хоть проектный менеджмент по нашему ГОСТу - главное, чтобы было «неигрушечное».

Павел Рабинович приводит «убийственную статистику»: из взрослых стартапов (молодых инновационных, но рискованных бизнесов) спустя три года в живых остается 1%. Школьники, создавая свои проекты, тоже должны проходить через отказы и неудачи - и привыкать, что в любом случае надо вставать и двигаться дальше.

Наконец, хороший вопрос: где брать педагогов, способных работать с детьми на таком уровне? Еще один вопрос, не хуже: где взять людей, которые будут растить таких педагогов?

- К сожалению, будущих учителей готовят люди, которые рассказывают про космические корабли, бороздящие непонятно что и непонятно где. И больше эти люди ничего не умеют, - категоричен Павел Рабинович.

Ему за подобные реплики достается, но он настаивает: люди, которые работают в педагогическом вузе на полную ставку, не участвуя в реальной научной деятельности, в реальных проектах, не давая уроки в реальной школе, вряд ли чему-то особенному научат будущих педагогов.

- Мы привлекаем к работе с детьми внешних экспертов - представителей производств, науки и т. д., - говорит Павел Давидович.

Елена Чернышкова согласна с тем, что в будущем педагогами будут не столько те, кто учился в педуниверситете, сколько люди, пришедшие в педагогику из разных профессий.

Как их сейчас в свободное от работы время заманить в школу? Только взывая к энтузиазму и «социальному партнерству». Охотно откликаются, по подсчетам, 10 - 15%.


#конкурс #робототехника #школьники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5808) от 13.10.2016.


Комментарии