Хорошо там, где вас нет

7 августа 2017 года Верховный суд РФ отменил апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда, согласно которому изменение системы оплаты труда в авиакомпании «Россия» признавалось незаконным. И если руководство перевозчика расценивает это как вновь появившуюся возможность увеличить материальное содержание пилотов, то проигравшая сторона полагает, что неизбежен их отток туда, где «кормят» лучше.

 Хорошо там, где вас нет | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

История спора тянется уже два года. Причем судебная тяжба по поводу признания незаконными приказов от 21.09.2015 г. и от 11.03.2016 г. «О введении в действие положения об оплате труда» в авиакомпании «Россия» проходила с переменным успехом. Суд первой инстанции решением от 28.07.2016 г. исковые требования первичной профсоюзной организации летного состава удовлетворил частично. А вот городской суд Петербурга в апелляционном определении от 22.11.2016 г. их полностью удовлетворил, признав приказы генерального директора авиакомпании «Россия» незаконными.

Каковы аргументы сторон? Адвокаты «России» отмечают: приказы об изменении системы оплаты труда были вызваны объективной необходимостью (в частности, снижением объемов перевозок). «Все подписали дополнительные соглашения и, таким образом, фактически согласились с новыми условиями труда», - констатировали они в ходе судебного заседания. И настаивали на том, что «воду мутят» немногочисленные представители только одного профсоюза пилотов, тогда как другие безмолвствуют. А значит - всем довольны.

Сторонники первичной профсоюзной организации летного состава авиакомпании «Россия» во главе с ее лидером Игорем Морозовым в свою очередь настаивали на том, что работодатель нарушил трудовые права работников, якобы существенно снизив уровень их заработной платы. В качестве аргументов перечислялись нарушения статей 372 и 74 Трудового кодекса РФ. А также то, что персонал подписывал дополнительные соглашения к трудовым договорам под угрозой увольнения.

«До введения новой системы оплаты второй пилот получал около 200 тыс. рублей в месяц, а после ее появления, летая не менее 80 часов, около 170 тыс., - утверждают летчики. - При этом, с учетом нехватки пилотов, приходится постоянно работать на пределе возможностей». Морозов уверяет, что пилоты вовсе не против работать, закатав рукава: они добиваются только того, чтобы им платили в соответствии с их трудозатратами, а введение новой системы оплаты происходило без нарушений трудового законодательства.

Однако Верховный суд с доводами пилотов не согласился и, отменив определение Санкт-Петербургского городского суда, решил передать дело на повторное рассмотрение. Рассматривать его будет тот же городской суд, но в другом составе.

Сразу после объявления решения суда авиакомпания «Россия» заявила, что «решение Верховного суда РФ позволит ввести новую систему оплаты труда, которая увеличит материальное содержание пилотов». «Например, командиры воздушных судов (КВС) Boeing 737-800 при 80 часах налета будут получать до 367 тыс. рублей в месяц, а вторые пилоты - до 206 тыс., что полностью соответствует высшему диапазону рынка оплаты труда пилотов в РФ. Это очередной шаг по обеспечению достойного уровня доходов и социальной защищенности пилотов авиакомпании «Россия».

При этом работодатель напоминает, что в середине июня 2017-го он ввел единовременные выплаты при трудоустройстве летчиков (от 500 тыс. рублей для КВС и от 250 тыс. для второго пилота), а ранее увеличил долю гарантированной окладной части зарплаты летного состава за счет изменения долей ее переменных составляющих. А суды, инициированные профсоюзом летного состава, называет «попыткой дестабилизации обстановки в трудовом коллективе, сдерживающей дальнейшее развитие». Причем именно эти действия работодатель называет причиной, по которой на протяжении почти года менеджмент авиакомпании не имел законных оснований и возможности увеличить оплату труда всему летному составу.

#Верховный суд РФ #оплаты труда #авиакомпания «Россия»

Комментарии