Химчистка для полигона

Даже после закрытия полигона опасных отходов «Красный Бор» окрестные жители оставались в тревоге, не зная, когда и как смогут избавиться от такого соседа. Самая кричащая экологическая проблема Петербурга и Ленобласти порождала лишь догадки и смутные предположения. Ведь никто в России с ликвидацией такого крупного хранилища токсичных веществ (67,4 га) еще не сталкивался. И все же туман начал рассеиваться. Администрация полигона поведала о первом этапе его консервации, презентовав проект новых очистных сооружений. На прошедших недавно общественных слушаниях впервые прозвучали конкретные технологии, суммы и сроки.

Химчистка для полигона | ФОТО Izabell/Shutterstock

ФОТО Izabell/Shutterstock

Работа велась не только в научных и чиновничьих кабинетах. Пока шел мозговой штурм, котлованы с отходами укрыли слоем грунта и глины, ввели систему очистки сточных вод и вообще постарались максимально обезопасить «плоды» почти полувекового накопления. Ведь сюда везли опасные отходы со всего Северо-Запада, из Прибалтийских стран.

Финские экологи, представители Хельсинкской комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), ознакомились с этой работой и уехали, похоже, удовлетворенные. Зато жителям поселка Красный Бор, деревни Мишкино, поселка им. Тельмана и города Никольское успокаиваться рано. Самые большие хранилища отходов химических, лакокрасочных, фармакологических производств, карты-котлованы # 64 и 68 (суммарный объем 700 тыс. кубов), все еще представляют огромную угрозу. Да и полностью устранить возможность попадания жидких отходов и стоков за периметр полигона без мощных очистных сооружений было невозможно.

Но какие технологические решения при этом следует применить, теперь ясно. Причем не только компании «Раопроект», презентовавшей схему очистки, но и ученым, входящим в научно-технический экологический совет (НТЭС) при правительстве Петербурга, которые ее одобрили. Осталось убедить в преимуществах метода активистов-общественников, а затем специалистов, которые проводят государственную экологическую экспертизу, и проект выйдет на финишную прямую.

Его авторы представили технологию очистки внешнего (обводного) и внутреннего каналов полигона, куда уходят токсичные стоки, а также двух карт, 64-й и 68-й, где «плещется» почти вся таблица Менделеева. За основу взяли запатентованную разработку одной петербургской компании, опробованную на очистке промышленных стоков, и подогнали ее под задачи «Красного Бора».

Работа была проведена по заказу Смольного всего за два с половиной месяца (что вызвало, кстати, у заказчика вначале некоторые сомнения) и обошлась в 30 млн рублей. Для сравнения: чтобы укрыть обе громадные проблемные карты мембраной, защищающей их от осадков, из городской казны ушло порядка 120 млн рублей.

«Предложенная нами схема строится на трех модулях — предварительная, основная и финишная очистка с использованием так называемого обратного осмоса, — рассказал гендиректор «Раопроекта» Александр Собко. — Органические соединения «разваливаются» на блоках анодного окисления, а выделяемый при этом кислород «отводит» нерастворимые соли. Этот рассол нужно будет закачивать обратно в котлованы, а основная масса очищенных стоков, доведенных до требований, которые жестче, чем для рыбохозяйственных водоемов, вернется в природу. Воду будут сбрасывать в мелиоративный канал».

После обследования местности и инженерных изысканий проектанты испытали пилотную установку в «тепличных» условиях, а затем на четырех стоках (два канала и две карты) самого полигона. Базовый метод позволил выйти на требуемые параметры «химчистки» почти по всем 38 показателям кроме двух (хлороформ и алюминий), а после доработки установки — на 100-процентную величину. Это подтвердили данные двух аккредитованных служб — Центральной лаборатории анализа и технических измерений по Северо-Западному округу и лаборатории центра качества воды «Водоканала Санкт-Петербурга». Альтернативная же технология надежд не оправдала, от нее пришлось отказаться.

Этот результат удовлетворил руководителя полигона Алексея Трутнева. Если проект пройдет все стадии экспертизы, приступить к его реализации можно будет в следующем году, а само строительство очистных сооружений и сопутствующих объектов (ангар, инженерные сети, насосы и др.) займет около двух лет. То есть предположительно к 2020 году очистные начнут действовать.

По каждому стоку мощность смонтированной установки будет разная (от 5 до 30 кубометров в час), а в целом для уменьшения количества жидких отходов до уровня залегания влагоупорных кембрийских глин потребуется очищать за сезон 273 тысячи кубов жидкости. При такой нагрузке оборудование справится с токсичным содержимым 68-й карты за четыре года, а на 64-ю, которая значительно больше, уйдет около 13 лет.

Капитальные затраты на строительство новой системы очистки составят около 480 млн рублей (Смольный не теряет надежды, что удастся привлечь федеральные деньги).

«Конечно, хотелось бы справиться с этой задачей быстрее, — говорит Дмитрий Башков, житель Никольского и координатор движения «За экологическую безопасность». — Но если бы здесь построили мусоросжигающий завод, против которого мы выступали, для ликвидации отходов ему понадобилось бы втрое больше времени, а главное — полигон не удалось бы закрыть еще долго».

Между тем концепция консервации «Красного Бора», получившая поддержку экспертов НТЭС, предусматривает продолжение работ одновременно со строительством очистных. На первом этапе вокруг полигона, напомним, должна появиться вертикальная 10-метровая стена, которая предохранит от поступления туда грунтовых вод. Затем зоны складирования отходов будут укрыты более надежным защитным «покрывалом». А когда с этим покончат и жидкие отходы уже не будут представлять прежней опасности, начнется рекультивация могильников.

На все четыре этапа уйдет, по предварительным расчетам, семь-восемь лет, а потом не менее пяти лет будет длиться экологический мониторинг. Только после этого в истории полигона можно будет ставить точку.

#"Красный Бор" #полигон #отходы

Комментарии