Как живешь, популяция?

Что ждет Россию в смысле демографии? На этот вопрос отвечает исследование академика РАН Абела Аганбегяна - руководителя кафедры экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Причем академиком Абел Гезевич стал еще в 1974 году, когда это было несколько труднее, чем ныне. А потом еще он стал почетным доктором польского университета Лодзи, почетным доктором Высшей школы государственных служащих в Барселоне и членом-корреспондентом Британской академии наук. А еще позже - членом научно-технического совета «Газпрома». И еще много-много кем. Разумеется, доктор экономических наук.

Как живешь, популяция? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Научные регалии подробно перечислены не просто так, а чтобы читатель понял: исследование проводил не абы кто, а человек, вооруженный огромным опытом и обширными познаниями, пользующийся большим авторитетом в научных и властных кругах.

Сегодня вроде бы не слишком принято ориентироваться на международные рейтинги. Однако академик Аганбегян приводит такие данные.

Уровень экономического развития в России - 43-е место из 150. Качество образования - 20-е место из 150. Реальные доходы на душу населения - 50-е место из 150. Не так уж дурно!

А вот место, на которое международные рейтинговые агентства поставили качество российского здравоохранения, академик Аганбегян назвал условно: «ниже 100». И сделал вывод, что наиболее отсталой отраслью в России можно назвать именно здравоохранение. Кстати, по рейтингу Всемирной организации здравоохранения, лучшей страной мира по уровню медицинского обслуживания является Франция.

Демографические коэффициенты смертности-рождаемости - сложная материя. Их понимание требует основательной подготовки. Но в сравнении их легче воспринять. Так вот: в исследовании Аганбегяна сказано, что в России коэффициент смертности - 13, а в Европе - 9. Смертность среди трудоспособного населения составляет 5,6 на каждую тысячу (в Европе - 1,6). Средняя продолжительность жизни у нас - 71 год, у них - 82. Женщины живут дольше мужчин и у нас, и у них. Но у нас в среднем мужчины доживают до 65 лет, женщины - до 76. У них, соответственно, до 79 и 85 лет. По продолжительности жизни Россия находится на 90-м месте из 150 стран. А по смертности среди мужчин (страшно сказать) - на 120-м из 150. В трудовом возрасте мужчин у нас умирает в 3,7 раза больше, чем женщин, в том числе в возрасте 25 - 44 лет - в 4 раза больше.

Коэффициент младенческой смертности в 2015 году в России составил 6,5 на каждую тысячу родившихся, в Европе - 3,5. По этому показателю наша страна находилась в тот год на 41-м месте из 60. Хуже нас Китай (13,8), Казахстан (13,5), Аргентина (11,7). У США, кстати, этот показатель сопоставим с российским: младенческая смертность у них в 2015 году была 6,1 на каждую тысячу.

Аганбегян сравнил данные двух лет: 2005 года, когда страна только-только начала приходить в себя после демографического провала 2000 года и когда была принята национальная программа «Здоровье», и 2014-го, когда были подведены итоги реализации этой программы. Получилось, что за десятилетие рождаемость в России все-таки выросла, а смертность снизилась. В 2005 году в России родились 1,457 миллиона человек. А умерли - 2,304 миллиона. В 2014-м родились 1,947 миллиона, умерли - 1,914 миллиона. Какая-никакая прибавка населения, да и средняя продолжительность жизни увеличилась примерно на 5 лет.

Немного изменилось и соотношение причин смертности. Так, люди стали меньше умирать от сердечно-сосудистых заболеваний, из-за внешних воздействий (ДТП, отравление алкоголем, самоубийства, убийства), от болезней пищеварения, органов дыхания и инфекций... Зато выросло - хоть и незначительно - число смертей от новообразований. Иными словами, от онкологии.

Однако среди положительных тенденций академик Аганбегян обнаружил крайне неприятный с демографической точки зрения факт. По данным за 2013 год, в стране проживали 3,261 миллиона девочек 10 - 14 лет, 3,495 миллиона - 15 - 19 лет. Численность женщин других возрастных категорий в 2013 году была существенно больше: 20 - 24 года - 5,33 миллиона, 25 - 29 лет - 6,228 миллиона, 30 - 34 - 5,698 миллиона. Наиболее высоким коэффициентом рождаемости обладают женщины именно этих трех категорий.

Исходя из таких данных, академик Аганбегян делает вывод, что через пять-шесть лет Россию ожидает существенное сокращение количества женщин фертильного (детородного) возраста, а следовательно, и существенное снижение рождаемости. Уже сейчас, по данным исследования, практически прекратилось снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. А в ближайшие годы, по мнению академика, нас неизбежно ждет «возобновление депопуляции населения».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5869) от 17.01.2017.


Комментарии