К Славе по гипотенузе

В сооружении продолжения Фрунзенской линии метро – от станции «Международная» до Шушар – достигнут еще один важный рубеж: на одном из выходов будущей станции «Проспект Славы» смонтированы все четыре эскалаторные линии. Эти подъемные устройства – первые, произведенные самим «Метростроем».

К Славе по гипотенузе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Монтаж эскалаторов в двух наклонных ходах «Проспекта Славы» – последняя подобная операция на фиолетовой ветке метро. Следующая станция этой линии – «Дунайский проспект» – мелкого заложения, ее вестибюль расположен всего-то на 20-метровой глубине. Поэтому там, как и на строящихся ныне объектах ЧМ-2018 – «Улице Савушкина» и «Новокрестовской», обойдутся только траволаторами и «поэтажниками» – небольшими эскалаторами, такими же, как ленты в торговых комплексах, да еще лифтами для маломобильных групп населения.

А здесь, на «Проспекте Славы», глубина расположения подземного вестибюля – 55 метров от поверхности земли.

– Какова же длина эскалатора? – поинтересовался у монтажников.

– Это вы сами можете посчитать: угол наклона эскалаторной линии стандартный для всех станций – 30 градусов, – задал мне задачку начальник электромонтажного участка # 1 ЗАО СМУ-9 «Метрострой» Андрей Волкотруб.

Пришлось вспомнить теорему Пифагора. А одно из ее следствий: катет напротив угла в 30 градусов равен половине гипотенузы. Следовательно, длина эскалатора – 110 метров. Удовлетворенный, что справился с решением задачи, заглядываю внутрь наклонного хода. Картинка довольно интересная: на фоне серых бетонных обводов синие линии будущих лестниц смотрятся ярко. В данный момент смонтировано все крепежное оборудование: металлические основания – прогоны, направляющие, по которым поползут резиновые поручни, боковые стойки. А вот ступеньки с цепями – основными приводными элементами движения лестницы – начнут вешать в конце августа.

– К тоннелю пойдете? – спрашивают строители. – Но имейте в виду, подниматься будет тяжеловато.

– Пойду, как без этого, – отвечаю бодро, хотя и с некоторым сомнением. Бетонная лесенка между эскалаторными линиями – шириной всего-то сантиметров 30 – уводит в темноту наклонного хода. Если представить дом с этажами по 3 метра, придется прошагать лестницу в 18 этажей. Вниз-то проблемы нет, а вот наверх без остановок не обойтись.

Дойдя до самого низа, ищу проход в тоннель к месту будущего вестибюля и не нахожу.

– Потому что мы опустились даже ниже будущей станции – в затворную камеру, – объясняет начальник смены электромонтажников Денис Арямин. – Здесь располагается мощный железный затвор, который в случае необходимости поднимается и полностью изолирует станцию от наклонного хода, а значит, от внешнего воздействия. И подземный вестибюль будет защищен как от радиации, так и от проникновения химических отравляющих веществ. Таковы требования по гражданской обороне при сооружении некоторых станций метро.

Из затворной камеры, поднявшись по небольшой лесенке, в будущий вестибюль я все же попал: работы там тоже идут вовсю. Затем отправился в долгий путь наверх. Где-то на полдороге встречаю группу монтажников.

– Устанавливаем нижние фартуки на стенки эскалаторных линий, они будут защищать ступени. Сварку здесь не ведем, скрепляем конструкцию болтами, – поясняет технологические моменты электрослесарь-монтажник Денис Пудовкин.

Стоит отметить, что все, с кем пришлось в этот день поговорить, ребята молодые, но уже профессионалы своего дела. Пудовкин строит метро пять лет. Денис Арямин меньше – три года, но за это время прошел путь от выпускника Горного университета до начальника смены. А начальник участка Андрей Волкотруб вообще потомственный метростроитель. Его отец Иван Волкотруб приехал с Украины в 1975 году и с тех пор трудится в «Метрострое», сейчас он главный энергетик ЗАО СМУ-9 «Метрострой».

Выйдя наверх, чтобы отдышаться, прогулялся по стройплощадке. Основания будущего наземного вестибюля уже забетонированы. Виден и тоннель, через который пассажиры будут выходить на другую сторону Бухарестской улицы. Пока он ведет только до проезжей части, прокладывать его под дорогой начнут позже. Кстати, это будут непростые дни для автомобилистов: на время прокладки тоннеля проезд по Бухарестской улице закроют. Когда и на сколько, строители и Государственная административно-техническая инспекция еще не определились.

У станции «Проспект Славы» два однотипных выхода. Один наклонный ход с четырьмя эскалаторными линиями располагается непосредственно на пересечении проспекта Славы и Бухарестской. Здесь, как и на другом выходе, который ближе к улице Димитрова, тоже будет проложен тоннель на другую сторону Бухарестской.

В принципе, эта станция находится в высокой степени готовности, но запускать все три комплекса – еще «Дунайский проспект» и «Южную» близ Шушар – будут одновременно. Метростроевцы могут построить эту ветку к концу 2017 года, однако пока, по плану городского правительства, запуск намечен на декабрь 2018-го. Чтобы людей порадовали новыми станциями на год раньше, надо перебросить суммы по финансированию строительства из бюджета 2018 года в бюджет 2017-го. Получится ли? Поживем – увидим, вопрос в стадии решения.

Отдельная тема – производство эскалаторов для метро в нашем городе. Когда-то их в основном выпускал петербургский завод «ЭЛЭС». Затем горожане помучились с движущимися лентами на переходе на станцию «Спасская», которые были сделаны на одной из «дочек» Кировского завода. Потом при капитальном ремонте «Пушкинской» использовали эскалаторы украинского производства. Однако метростроевцам все эти пертурбации надоели, и они решили сами делать движущиеся ленты на базе все того же СМУ-9.

– Это ведь сложное отдельное производство, как вы его освоите? – в свое время задавал я вопрос гендиректору ОАО «Метрострой» Вадиму Александрову.

– Так мы же эти эскалаторы сами монтируем десятки лет, что строим станции. Наши специалисты знают их до последнего винтика, – был ответ.

И вот первые эскалаторы производства ОАО «Метрострой» смонтированы и скоро будут вводиться в действие. Разумеется, каждая секция проходит проверку – для этого в СМУ-9, где их делают, организована специальная лаборатория и смонтирован стапельный стенд. Пока сбоев не наблюдалось и эскалаторы движутся достаточно бесшумно. Но главное испытание им предстоит при пуске: каждую ступень ленты нагрузят весом по 50 кг и прогонят с такой нагрузкой. Вот когда станции продленного Фрунзенского радиуса войдут в строй, и можно будет оценить эту новинку эскалаторостроения в нашем городе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (5047) от 20.07.2016.


Комментарии