Из СССР к Тихому океану

Пешеходы и водители сворачивали шеи, разглядывая кавалькаду из пяти разноцветных «Рафиков», проезжавших по улицам северной столицы. И дело даже не в том, что подобную технику сегодня можно увидеть лишь на ретропарадах (как раз этим петербуржцев уже не удивишь). Уважение и удивление вызывала схема, нанесенная на бортах «ветеранов» 1980 - 1989 годов выпуска: Лиепая, Рига, Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита, Магдагачи, Хабаровск. Такой путь длиной около 12 тысяч километров собираются преодолеть на восстановленных своими силами микроавтобусах RAF-2203 Latvija семеро смелых жителей Ленинградской области, Подмосковья, Латвии и Эстонии.

Из СССР к Тихому океану | По пути из Лиепаи во Владивосток раритеты завернули в петербургский Музей городского электрического транспорта. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По пути из Лиепаи во Владивосток раритеты завернули в петербургский Музей городского электрического транспорта. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Любители автостарины решили спустя 40 лет повторить на этих машинах заводской испытательный автопробег, совершенный латвийскими производителями «Рафиков» в 1977 году - в советское время.

Эта модель микроавтобуса «Латвия» была произведена в 1976 году, так что целью пробега было не столько испытание, сколько пропаганда новой машины. И хотя в Латвии нет океана, это не помешало организаторам назвать пробег громко - «От океана до океана». Участники путешествия через всю огромную страну тогда набрали воды из Балтийского моря в Лиепае, а спустя неполные два месяца вылили ее в Тихий океан во Владивостоке.

- Тогда маршрут был длиннее - около 16 тысяч километров, с заездом на стройку БАМа, - рассказывает участник пробега Иварс Шенбергс. - Но не весь путь машины проехали своим ходом: за Читой не было дорог, и часть пути авто преодолели на железнодорожных платформах. Мы сделаем почти то же самое: набрали воды из моря в Лиепае и так же объединим Балтику с Тихим океаном, вылив ее во Владивостоке. Только на БАМ не поедем.

Два юриста, владелец автосервиса, работник краевого самоуправления, фотограф и инженеры выехали из Риги 28 мая. Добраться до Владивостока планируют к 3 июля (обратно водители полетят в Москву на самолете, а машины отправятся поездом). Все участники пробега - члены клуба старинных автомашин, существующего в Латвии с 1976 года, - изучали трассу как могли, то есть по Интернету. Полагают, что настоящие сложности начнутся после пересечения Уральских гор, когда нужно будет преодолевать до тысячи километров в день от города до города.

Петербуржец Сергей Авечкин приобрел старичка-«РАФа» в 2012 году. Поменял на машине переднюю и заднюю подвеску на «волговскую», полностью перебрал механику и двигатель, в этом ему очень помогали клубные механики.

- К машине я практически не привыкал - сел и поехал. Обкатывал ее по Белоруссии. Она хорошая - мягкая, надежная, комфортная, проходимая. И красивая, конечно.

Иварс Шенбергс тоже хвалит свою вишневую «Латвию»:

- По тем временам эта модель лет на десять опережала все то, что выпускалось в Советском Союзе. Машина была очень удобная и быстрая.

Свою машину Иварс выкупил у школы-интерната в плачевном состоянии - после десяти лет простоя. Вместе с товарищами по клубу переоборудовали ее на «люксовый» вариант - теперь в микроавтобусе не 11, а 7 мест, есть отсек для багажа. На восстановление раритета владелец потратил 15 тысяч евро.

- Сам завод прекратил производство микроавтобусов в 1997 году, - рассказывает Иварс. - Но у него остался запас различных частей. Поэтому мы использовали для восстановления детали не только из разборов, но и неиспользованные заводские.

В числе существенных конструктивных минусов RAF-2203 Latvija Иварс называет слабую систему вентиляции, из-за которой перегревается двигатель, и узкие колеса с камерами.

- Свои машины мы усовершенствовали именно в этой части - усилили вентиляцию двигателя и поставили на все машины одинаковые современные бескамерные колеса, - поясняет Шенбергс. - Их диаметр такой же, как и у аутентичных советских, но они заметно шире, что также влияет на безопасность. С собой мы взяли комплект из четырех покрышек на дисках, чтобы в случае прокола и при отсутствии сервиса их можно было поменять. Но в остальном эти машины полностью соответствуют оригиналу и имеют сертификаты исторических.

Многие узлы советских «Рафиков» производились на ГАЗе, плюс хороший «волговский» двигатель. В итоге при мощности около 90 «лошадок» микроавтобус и сейчас развивает крейсерскую скорость около 100 км в час, хорошо чувствует себя при 80 - 90 км/ч, «съедая» в среднем около 13 литров 92-го бензина на каждую сотню верст.

Что же гонит этих людей в столь сложный путь через всю Россию? Тяга к приключениям или ностальгия по советскому?

- Моя жена сказала: каждый мужчина должен побывать во Владивостоке, - с улыбкой отвечает участник пробега Руслан Григорович. - Но главное - это испытание себя. Если 40 лет назад мужики могли это сделать на тех же машинах и в тех же климатических условиях, то почему не сможем мы?

- Сложности будут потом, когда придется возвращаться в повседневную, будничную жизнь, - вздохнул Сергей Авечкин.

#автопробег #Латвия #Владивосток

Комментарии