История со многими неизвестными

Воинский мемориал у въезда в Выборг на 4-м километре Ленинградского шоссе. В последние дни августа здесь состоялось перезахоронение останков 470 бойцов и командиров Красной армии, погибших в боях за этот город, а также жертв войны — мирных граждан. Так завершилась очередная поисковая Вахта памяти, проходившая в бывшем местечке Лиимата. История с обнаружением этого захоронения почти детективная...

История со многими неизвестными | ФОТО предоставлено поисковым объединением «Отечество» (Республика Татарстан)

ФОТО предоставлено поисковым объединением «Отечество» (Республика Татарстан)

— Местные жители давно поговаривали, что в районе бывшего поста ГАИ на выезде из Выборга в сторону Петербурга между Средневыборгским шоссе и железной дорогой находилось кладбище советских военнопленных. Оказалось, что история еще более сложная и трагичная, — рассказал заместитель командира поискового отряда «Северный рубеж» из города Светогорска Александр Андрушко.

И оставалась бы она забытой, если бы не знакомство светогорских поисковиков с финским историком Осмо Синтоненом. Тот долгое время разыскивал следы своего деда, погибшего на Карельском перешейке в «зимнюю» войну 1939 — 1940 годов. Из личного архива Синтонена в руки поисковиков попал документ военного времени со схемой, на которой было обозначено захоронение за южной окраиной Выборга. План был составлен архитектурным управлением Выборга и содержал не только указание на место захоронения, но и его размеры, глубину, а также количество погребенных на конец 1942 года.

Впрочем, даже зная местоположение, захоронение удалось обнаружить не сразу. А когда это произошло, там развернулись масштабные работы, в которых участвовали поисковики из Выборга, Светогорска, поселка Советский, Татарстана и Екатеринбурга. Найденный объект оказался рвом длиной несколько сотен метров и шириной от двух с половиной до восьми метров. В 1941 — 1944 годах он стал местом массовых санитарных захоронений.

Дело в том, что финские власти, наводя порядок во взятом ими Выборге, решили ликвидировать любые следы его нахождения в составе СССР в 1940 — 1941 годах. В данном случае речь о могилах рядовых и командиров Красной армии, погибших в конце «зимней» войны в марте 1940 года, умерших от ран и болезней, а также бойцов и командиров 23-й армии Северо-Западного фронта, погибших в летних боях 1941 года. Все эти одиночные и братские могилы переносили из Выборга в санитарную зону за его пределами. А занимались этим советские военнопленные, лагерь которых находился по соседству.

— Когда мы начали методично метр за метром вскрывать ров, выяснили, что он разделен на «отсеки», отделенные друг от друга узкими земляными перемычками, — рассказал Андрушко. — Каждый — отдельная история. В некоторых были остатки полуистлевших гробов красного цвета — понятно, что это перезахоронения с воинских кладбищ. В других — захоронения красноармейцев, погибших в 1941 году при отступлении из Выборга и оставшихся на поле боя.

Было найдено семь медальонов, с двумя повезло — прочитали. Один принадлежал санитару Алексею Постнову, мобилизованному Московским райвоенкоматом Ленинграда. Его родных удалось найти. Выяснилось, что в семье были пять братьев, с войны вернулся только один... Второй медальон — Петра Москвина, тоже из Ленинграда. Он жил в доме на Фонтанке, напротив цирка. Оба не числились в документах ни погибшими, ни пропавшими без вести. Имена и судьбу этих бойцов удалось установить в том числе и по сохранившимся домовым книгам предвоенного периода, где старательной рукой домоуправа было выведено: «Выбыл в действующую армию». Имя еще одного бойца, рядового Идриса Алтынбаева, удалось определить по подписанной им ложке. Уроженец Челябинской области, он числился пропавшим без вести еще в Советско-финляндскую войну 1939 — 1940 годов.

— Установить имена остальных красноармейцев практически невозможно, потому что они принадлежат к двум дивизиям, которые, отступив в конце августа 1941 года из Выборга, попали в окружение у деревни Порлампи, — отмечает Андрушко. — Сегодня нет даже списочного состава этих дивизий, поскольку их штабы успели уничтожить документы, дабы они не попали к противнику.

Отдельный «отсек» во рву — останки военнопленных того лагеря, который занимался перезахоронением. Они умирали во время войны от голода и болезней. Имена этих людей известны: они были учтены в финских документах, всего 126 человек. Еще в одной яме во рву — 27 останков расстрелянных красноармейцев. Кем и при каких обстоятельствах они были казнены, остается тайной. Есть во рву останки и советских гражданских лиц, даже родителей с маленькими детьми. Что это за люди и как они погибли — тоже загадка...

— Сохранились финские фотографии времен войны, запечатлевшие вид этого захоронения: голое место, лишь немного покрытое кустарником, — рассказывает Андрушко. — Несколько деревянных крестов, поставленных, очевидно, военнопленными. После войны кладбище было забыто. На части бывшего рва вырос лес, на другой части — свалка. Рядом построили лесопилку...

Как только было найдено это захоронение, власти приняли решение эксгумировать останки и перенести их на воинский мемориал на 4-м километре Ленинградского шоссе. Дело в том, что на месте рва обустроить памятное место практически невозможно, к тому же оно мешало бы возможному расширению дороги. Сейчас поисковые работы в бывшем местечке Лиимата завершены. Первая церемония торжественного перезахоронения прошла в октябре прошлого года. Теперь состоялась еще одна. И не последняя.

#мемориал #захоронение #история

Комментарии