Игры с Фемидой

Можете ли вы, используя искусство пантомимы, изобразить процесс получения взятки? А угон машины? А грабеж? А оставление человека в опасности? Да еще так, чтобы ваши друзья угадали, что вы показываете. А можете, поймав брошенный вам мячик, за пять секунд, пока он у вас в руках, назвать одно из конституционных прав человека? Боюсь, не у всех это получится. А вот наши детишки, ученики восьмых-девятых классов из семи школ города, на моих глазах все это с блеском проделывали. Как, впрочем, и многое другое, свидетельствующее о сообразительности, быстроте реакции и, главное, довольно основательной для их возраста осведомленности в вопросах права.

Игры с Фемидой |  Изучение этого сложного предмета лучше начать как можно раньше. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Изучение этого сложного предмета лучше начать как можно раньше. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дело было в Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных, где прошла ежегодная (первая состоялась еще в 1999-м!) интеллектуально-творческая игра для старшеклассников под названием «Фемида».

Конкурс состоял из двух этапов. Первый – игра по «станциям». В трех гостиных располагались столики, за которыми сидели ровесники конкурсантов в синих форменных футболках и задавали командам (а в них – по пять-семь человек) хитрые вопросы из разных областей права: уголовного, семейного, трудового, налогового и многих других. При этом отвечать надо было то в режиме брейн-ринга, то разгадывая кроссворд, то разыгрывая пантомиму, то еще каким-нибудь необычным образом.

На втором этапе участникам игры предлагалось дать «юридическую консультацию» героям видеосюжетов. Одним из них был некий Петя из ПТУ, который совершил кражу, а после приговора вдруг захотел... голосовать на выборах. Другим – симпатичный гастарбайтер, который сначала озаботился вопросом получения российского гражданства, а потом вдруг оказался уволен с работы, на которой... не был оформлен.

Предложение распознать по фотографиям наших известных политиков вызвало в зале оживление. Первых лиц, разумеется, узнали все. А вот министра образования Ливанова, вероятно, только руководители команд – педагоги, которые имеют к данному деятелю много серьезных вопросов.

Из 25 фотографий с видами Петербурга большинство легко определило объект, связанный с правом, – Мариинский дворец, где располагается Законодательное собрание. А из ряда продемонстрированных городских памятников школьники узнали стоящий на Суворовском проспекте монумент российскому императору Александру II – инициатору судебной реформы и реформы местного самоуправления.

Борьба была бурной. Страсти кипели. Победителем по результатам двух этапов оказалась команда 29-й гимназии Василеостровского района. Как выяснилось, победа была отнюдь не случайной. В этой гимназии правовые дисциплины включены в сетку часов. А во всех остальных школах 8 – 9-классники получают лишь обрывки правовых знаний из курса естествознания – час в неделю. Небольшой раздел права появляется только в десятом классе, но в это время мысли школьников уже крутятся в основном вокруг подготовки к ЕГЭ.

Ситуацию со столь скудным правовым образованием школьников в наши непростые времена, разумеется, никак нельзя назвать нормальной. И Дворец творчества юных по мере своих сил старается этот пробел восполнить. С 1996 года здесь работает Юношеский клуб общественных наук – ЮКОН. Именно эта аббревиатура была на спинах синих футболок ребят, проводивших конкурсы первого этапа «Фемиды».

Детишки эти дважды в неделю по полтора часа занимаются во дворце, специализируясь по одному из четырех направлений: право, экономика, социология, международные отношения (последнее – на русском или английском языке). Учат их профессиональные педагоги, среди которых три кандидата наук (в их числе и бывшие выпускники клуба).

Есть ли у нынешних школьников интерес к праву?

– Мне кажется, что есть, – отвечает и. о. руководителя клуба Ирина Панина. – В этом учебном году только в первый день приема записываться пришли около 60 человек. Конечно, многих из них привели родители, но, думаю, никто из обучающихся об этом выборе не пожалел. Мы стараемся облекать сухие знания в популярную, часто игровую форму. Детям это нравится. Сейчас у нас в клубе занимаются около трехсот детей. К сожалению, трех-четырехлетний курс обучения одолевают не все. В старших классах у школьников возрастают нагрузки, им просто не хватает времени...

Выберут ли они после школы профессию юриста? Совершенно не обязательно. Но правовая грамотность нужна сегодня человеку любой профессии. И даже гастарбайтеру из шуточного видеоролика.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050 (5423) от 24.03.2015.


Комментарии