Главная городская газета

«Грядка» в банке

Свежие материалы Общество

За плугом вдогонку

В Ленинградской области все-таки начался весенний сев. Конечно, весна - пора сельхозная, пахотная. Читать полностью

Закроют и небо?

Министерство транспорта РФ готовит приказ об изменении зон ограничения полетов во время проведения Кубка конфедераций FIFA-2017. Читать полностью

Проигравших нет!

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» прошла деловая игра-тренинг «Создание бизнес-продукта». Читать полностью

Экологическое просвещение — чистая страна

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25–26 мая пройдет  VIII Невский международный экологический конгресс. Читать полностью

Дублер для Обороны

Вдоль Невы хотят построить набережную, которая пройдет параллельно проспекту Обуховской Обороны и станет его дублером. Первым могут проложить участок в районе станций метро «Пролетарская» и «Рыбацкое»... Читать полностью

Там, где начинался конец света

Яркое солнце. Голубое небо. Бесконечные пляжи с белым песком. Лагуны, наполненные прозрачной бирюзовой водой... Но не только безмятежный пляжный отдых привлекает в эту страну: есть еще множество интересного в далекой Мексике. Читать полностью
«Грядка» в банке | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но...

Array
(
    [ID] => 387
    [~ID] => 387
    [CODE] => gryadka_v_banke
    [~CODE] => gryadka_v_banke
    [XML_ID] => 387
    [~XML_ID] => 387
    [NAME] => «Грядка» в банке
    [~NAME] => «Грядка» в банке
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но...
    [~PREVIEW_TEXT] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но...
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 384
            [TIMESTAMP_X] => 27.10.2014 02:22:21
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 65730
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/8c0
            [FILE_NAME] => 8c031ebab53e8fa5f6c8ee8cddc4ed20.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => 6gradka5.jpg
            [DESCRIPTION] => РИСУНОК Виктора БОГОРАДА
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => b8aea4c7081213c81b1f60a4a7592d25
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/8c0/8c031ebab53e8fa5f6c8ee8cddc4ed20.jpg
            [ALT] => «Грядка» в банке
            [TITLE] => «Грядка» в банке
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 384
    [DETAIL_TEXT] => 

Пряно, но не остро

Баклажаны, обжаренные в аджике... И не абы как обжаренные, а «по-графски»... Томаты «черри», консервированные с зеленью... Закуска закарпатская... Рататуй по-купечески... Токана овощная...

Такому разнообразию ассортиментной линейки, какой есть в товарной выкладке овощной консервации, может позавидовать любой другой сегмент продовольственного рынка. Ведь тут же: огурчики маринованные, соленые, резаные, цельные, большие и корнишоны; помидоры в маринаде и в собственном соку; горошек и кукуруза... Чтобы не продолжать до бесконечности, подытожим общим показателем: объем российского рынка овощной консервации (включая грибную) составляет 1 миллион 106 тысяч тонн. Это показатели прошлого, 2013-го, года, обнародованные аудиторско-консалтинговой группой «ЮИКЦ».

А вот какими заключениями дополнил эту статистическую данность Институт аграрного маркетинга (ИАМ). По данным его экспертов, объем потребления овощной консервации в стране еще очень далек от аналогичных показателей в странах ЕС и Северной Америки. Так, если в России каждый среднестатистический едок в год потребляет около 4 килограммов овощных консервов, то в ЕС этот показатель составляет 10 _ 16 килограммов, в Канаде _ 13 килограммов. Самый же активный «поглотитель» консервированных овощей _ гражданин США. На каждого там приходится полцентнера (!) _ 50 килограммов _ такой продукции.

Однако исследователи не заглядывали в погреба, кладовки и прочие закрома/хранилища россиян. Была бы возможность пересчитать припрятанные там банки, бочонки и ведра с соленьями-квашеньями _ будьте уверены, по части потребления овощных консервов мы «переели» бы всех американцев и западноевропейцев вместе взятых. Упомянутые 4 килограмма на душу нашего населения _ это покупные консервы.

Традиционную приверженность к домашней консервации аналитики назвали главной причиной отказа от покупки этой продукции. Впрочем, нашлись и другие. Большая часть потенциальных потребителей низко оценивают вкус готовых овощных консервов: он либо слишком кислый, либо слишком пряный, но при этом недостаточно острый.

Всю овощеконсервную продукцию специалисты поделили на пять основных групп.

К группе натуральных консервов относятся те продукты, которые не содержат консервантов, изготовлены и законсервированы исключительно при помощи термообработки. Кроме основного сырья содержат только соль, сахар и воду. Лидеры тут _ зеленый горошек и кукуруза. Огурчики-помидорчики тоже «прописаны» в этой группе, но промышленный объем их выпуска существенно уступает производству горошка: 67 «гороховых» процентов против 17 «огуречных». В эту же группу входят консервированные фасоль, кукуруза, а также кабачки, патиссоны, перцы.

Дальше идет группа маринованных консервов. Это овощи в маринаде с содержанием уксуса или уксусной кислоты.

В группу закусочных консервов входят фаршированные и резаные овощи, сдобренные овощным или фруктовым соусом, салаты и прочие закуски. Лидером этой группы была и остается овощная икра, ее доля _ 72%.

Есть еще группа обеденных консервов (первые и вторые консервированные блюда из овощей с мясом и без него) и прочие овощные консервы (для детского и диетического питания).

На чужой базе

Чему отдает большее предпочтение потребитель _ долго гадать не приходится. Из всего овощеконсервного многообразия выбирает, конечно же, «натуральное». И в общем объеме производства доля натуральных консервов составляет больше половины.

Наименьшим спросом, как показали маркетинговые исследования, пользуются консервы обеденные. Во всяком случае того потребительского ажиотажа, какой в советское время провоцировал болгарский фаршированный перец в жестяных банках, давно уже не наблюдается. Сей продукт, как подметили наблюдатели, сегодня пользуется спросом у ностальгирующих по прежним дефицитным временам граждан преклонного возраста и у закоренелых холостяков.

По ценовой сегментации овощеконсервный рынок достаточно «растянут». Одинаковые по качеству и по вместимости банки консервы от разных производителей могут продаваться по самым разным ценам _ от минимальных до «запредельных».

Своего сырья для консервации в достаточных объемах в России не было прежде, нет и сейчас. Если пять лет назад отечественные овощеводы обеспечивали «консерваторов» сырьем на 20%, то сейчас этот показатель поднялся всего лишь до 30%.

Эксперт маркетинговой компании IndexBox Сергей Ключко поясняет происходящее так:
_ Вопрос о сырье остается одним из самых важных. Небольшие компании и предприятия регионального значения опираются в основном на собственную сырьевую и производственную базу. Компании, ориентированные на федеральный уровень, используют отечественную базу лишь частично. А большие заказы на производство продукции размещают на зарубежных предприятиях _ в Польше, Болгарии, Венгрии, Китае и других странах. Многие российские хозяйства не готовы к построению собственной сырьевой базы, даже несмотря на то что это могло бы повысить рентабельность производства.

Российский рынок овощных консервов всегда был зависим от импорта. Для некоторых товарных групп зависимость превышает 50%. Прежде всего это зеленый горошек и сладкая кукуруза, а также маринованные огурцы и корнишоны.

До введения Россией продовольственных санкций «импортная» картина выглядела так. По поставкам консервированных томатов ведущие позиции занимала Италия с долей 52%. Среди стран, поставляющих нам маринованные огурцы и корнишоны, наибольшие объемы были у Тайваня и Индии (соответственно, 42 и 32%). По поставкам сладкой кукурузы и зеленого горошка лидировали Китай и Венгрия (25 и 24%). Что касалось прочих овощных консервов, куда входили баклажаны, овощная икра и другие виды продукции, то наибольшая доля импорта в этой категории _ 44% _ принадлежала Украине.

Кукуруза, горошек... Огурец

И все-таки основную долю товарооборота плодоовощной консервации, по единогласному подсчету экспертов, дают кукуруза и зеленый горошек. Огурчики занимают почетное третье место. Это потому, что консервировать огурцы могут и умеют в домашних условиях. Чего не скажешь о горошке _ технология домашней консервации предусматривает двукратную, с трехдневным интервалом, утомительную стерилизацию продукта. О консервации в домашних условиях сахарной кукурузы и вовсе речи нет.

Поэтому обратим внимание на консервированную кукурузу, которая продается в магазине, и постараемся понять, каким должен быть качественный продукт. Необходимое условие: схожесть по вкусу с исходным натуральным продуктом _ вареным початком. Посторонние запахи и кисловатый привкус недопустимы. Заливка должна иметь молочный оттенок. А зерна _ золотистый цвет. Допускается содержание поврежденных зерен не более 20%. «Довесков» вроде ткани початка, кусочков стержней, остатков листьев и шелковистых кукурузных нитей быть не должно. Если зерен в банке меньше 60% от всей массы содержимого, то производитель, говоря попросту, мухлюет.

Наша, пусть не профессиональная, но добросовестная экспертиза пришла к таким результатам: «мухлевщиков» среди производителей почти что нет. Это фасоль зачастую «недокладывают», кукурузу же затаривают в необходимом объеме. А вот ее внешний вид зачастую далек от идеала: то рваных зерен слишком много, то цвет на золотистый никак не тянет. Зато «довесков» в виде кукурузных нитей нет, хотя мелкие ткани початка изредка попадаются.

...Из аналитических резюме исследователей рынка овощных консервов: «Увеличение потребления овощных консервов обусловлено такими факторами, как отказ домохозяек от собственного консервирования, рост благосостояния потребителей, концентрации населения в крупных городах, а также рост показателя занятости женщин, в условиях которого им некогда заниматься домашними заготовками впрок. В совокупности эти факторы стимулируют потребление овощных консервов, произведенных промышленным способом».

Наверное, так оно и есть. Однако от внимания наблюдательного потребителя не ускользнуло и то, как за последние два месяца «потяжелели» в цене магазинные банки-склянки, банки-жестянки с овощными консервами. И чем ближе к Новому году, тем увесистей будет это самое ценовое утяжеление. Продолжится оно до самой весны. Поскольку _ идем от обратного _ есть спрос и пусты закрома домохозяек, отказавшихся от собственного консервирования.
[~DETAIL_TEXT] =>

Пряно, но не остро

Баклажаны, обжаренные в аджике... И не абы как обжаренные, а «по-графски»... Томаты «черри», консервированные с зеленью... Закуска закарпатская... Рататуй по-купечески... Токана овощная...

Такому разнообразию ассортиментной линейки, какой есть в товарной выкладке овощной консервации, может позавидовать любой другой сегмент продовольственного рынка. Ведь тут же: огурчики маринованные, соленые, резаные, цельные, большие и корнишоны; помидоры в маринаде и в собственном соку; горошек и кукуруза... Чтобы не продолжать до бесконечности, подытожим общим показателем: объем российского рынка овощной консервации (включая грибную) составляет 1 миллион 106 тысяч тонн. Это показатели прошлого, 2013-го, года, обнародованные аудиторско-консалтинговой группой «ЮИКЦ».

А вот какими заключениями дополнил эту статистическую данность Институт аграрного маркетинга (ИАМ). По данным его экспертов, объем потребления овощной консервации в стране еще очень далек от аналогичных показателей в странах ЕС и Северной Америки. Так, если в России каждый среднестатистический едок в год потребляет около 4 килограммов овощных консервов, то в ЕС этот показатель составляет 10 _ 16 килограммов, в Канаде _ 13 килограммов. Самый же активный «поглотитель» консервированных овощей _ гражданин США. На каждого там приходится полцентнера (!) _ 50 килограммов _ такой продукции.

Однако исследователи не заглядывали в погреба, кладовки и прочие закрома/хранилища россиян. Была бы возможность пересчитать припрятанные там банки, бочонки и ведра с соленьями-квашеньями _ будьте уверены, по части потребления овощных консервов мы «переели» бы всех американцев и западноевропейцев вместе взятых. Упомянутые 4 килограмма на душу нашего населения _ это покупные консервы.

Традиционную приверженность к домашней консервации аналитики назвали главной причиной отказа от покупки этой продукции. Впрочем, нашлись и другие. Большая часть потенциальных потребителей низко оценивают вкус готовых овощных консервов: он либо слишком кислый, либо слишком пряный, но при этом недостаточно острый.

Всю овощеконсервную продукцию специалисты поделили на пять основных групп.

К группе натуральных консервов относятся те продукты, которые не содержат консервантов, изготовлены и законсервированы исключительно при помощи термообработки. Кроме основного сырья содержат только соль, сахар и воду. Лидеры тут _ зеленый горошек и кукуруза. Огурчики-помидорчики тоже «прописаны» в этой группе, но промышленный объем их выпуска существенно уступает производству горошка: 67 «гороховых» процентов против 17 «огуречных». В эту же группу входят консервированные фасоль, кукуруза, а также кабачки, патиссоны, перцы.

Дальше идет группа маринованных консервов. Это овощи в маринаде с содержанием уксуса или уксусной кислоты.

В группу закусочных консервов входят фаршированные и резаные овощи, сдобренные овощным или фруктовым соусом, салаты и прочие закуски. Лидером этой группы была и остается овощная икра, ее доля _ 72%.

Есть еще группа обеденных консервов (первые и вторые консервированные блюда из овощей с мясом и без него) и прочие овощные консервы (для детского и диетического питания).

На чужой базе

Чему отдает большее предпочтение потребитель _ долго гадать не приходится. Из всего овощеконсервного многообразия выбирает, конечно же, «натуральное». И в общем объеме производства доля натуральных консервов составляет больше половины.

Наименьшим спросом, как показали маркетинговые исследования, пользуются консервы обеденные. Во всяком случае того потребительского ажиотажа, какой в советское время провоцировал болгарский фаршированный перец в жестяных банках, давно уже не наблюдается. Сей продукт, как подметили наблюдатели, сегодня пользуется спросом у ностальгирующих по прежним дефицитным временам граждан преклонного возраста и у закоренелых холостяков.

По ценовой сегментации овощеконсервный рынок достаточно «растянут». Одинаковые по качеству и по вместимости банки консервы от разных производителей могут продаваться по самым разным ценам _ от минимальных до «запредельных».

Своего сырья для консервации в достаточных объемах в России не было прежде, нет и сейчас. Если пять лет назад отечественные овощеводы обеспечивали «консерваторов» сырьем на 20%, то сейчас этот показатель поднялся всего лишь до 30%.

Эксперт маркетинговой компании IndexBox Сергей Ключко поясняет происходящее так:
_ Вопрос о сырье остается одним из самых важных. Небольшие компании и предприятия регионального значения опираются в основном на собственную сырьевую и производственную базу. Компании, ориентированные на федеральный уровень, используют отечественную базу лишь частично. А большие заказы на производство продукции размещают на зарубежных предприятиях _ в Польше, Болгарии, Венгрии, Китае и других странах. Многие российские хозяйства не готовы к построению собственной сырьевой базы, даже несмотря на то что это могло бы повысить рентабельность производства.

Российский рынок овощных консервов всегда был зависим от импорта. Для некоторых товарных групп зависимость превышает 50%. Прежде всего это зеленый горошек и сладкая кукуруза, а также маринованные огурцы и корнишоны.

До введения Россией продовольственных санкций «импортная» картина выглядела так. По поставкам консервированных томатов ведущие позиции занимала Италия с долей 52%. Среди стран, поставляющих нам маринованные огурцы и корнишоны, наибольшие объемы были у Тайваня и Индии (соответственно, 42 и 32%). По поставкам сладкой кукурузы и зеленого горошка лидировали Китай и Венгрия (25 и 24%). Что касалось прочих овощных консервов, куда входили баклажаны, овощная икра и другие виды продукции, то наибольшая доля импорта в этой категории _ 44% _ принадлежала Украине.

Кукуруза, горошек... Огурец

И все-таки основную долю товарооборота плодоовощной консервации, по единогласному подсчету экспертов, дают кукуруза и зеленый горошек. Огурчики занимают почетное третье место. Это потому, что консервировать огурцы могут и умеют в домашних условиях. Чего не скажешь о горошке _ технология домашней консервации предусматривает двукратную, с трехдневным интервалом, утомительную стерилизацию продукта. О консервации в домашних условиях сахарной кукурузы и вовсе речи нет.

Поэтому обратим внимание на консервированную кукурузу, которая продается в магазине, и постараемся понять, каким должен быть качественный продукт. Необходимое условие: схожесть по вкусу с исходным натуральным продуктом _ вареным початком. Посторонние запахи и кисловатый привкус недопустимы. Заливка должна иметь молочный оттенок. А зерна _ золотистый цвет. Допускается содержание поврежденных зерен не более 20%. «Довесков» вроде ткани початка, кусочков стержней, остатков листьев и шелковистых кукурузных нитей быть не должно. Если зерен в банке меньше 60% от всей массы содержимого, то производитель, говоря попросту, мухлюет.

Наша, пусть не профессиональная, но добросовестная экспертиза пришла к таким результатам: «мухлевщиков» среди производителей почти что нет. Это фасоль зачастую «недокладывают», кукурузу же затаривают в необходимом объеме. А вот ее внешний вид зачастую далек от идеала: то рваных зерен слишком много, то цвет на золотистый никак не тянет. Зато «довесков» в виде кукурузных нитей нет, хотя мелкие ткани початка изредка попадаются.

...Из аналитических резюме исследователей рынка овощных консервов: «Увеличение потребления овощных консервов обусловлено такими факторами, как отказ домохозяек от собственного консервирования, рост благосостояния потребителей, концентрации населения в крупных городах, а также рост показателя занятости женщин, в условиях которого им некогда заниматься домашними заготовками впрок. В совокупности эти факторы стимулируют потребление овощных консервов, произведенных промышленным способом».

Наверное, так оно и есть. Однако от внимания наблюдательного потребителя не ускользнуло и то, как за последние два месяца «потяжелели» в цене магазинные банки-склянки, банки-жестянки с овощными консервами. И чем ближе к Новому году, тем увесистей будет это самое ценовое утяжеление. Продолжится оно до самой весны. Поскольку _ идем от обратного _ есть спрос и пусты закрома домохозяек, отказавшихся от собственного консервирования.
[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/8c0/8c031ebab53e8fa5f6c8ee8cddc4ed20.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => РИСУНОК Виктора БОГОРАДА ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 27.10.2014 03:17:32 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 27.10.2014 03:17:32 [ACTIVE_FROM] => 27.10.2014 03:17:32 [~ACTIVE_FROM] => 27.10.2014 03:17:32 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 596 [~SHOW_COUNTER] => 596 [SHOW_COUNTER_START] => 27.10.2014 03:59:34 [~SHOW_COUNTER_START] => 27.10.2014 03:59:34 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 27.10.2014 03:22:21 [~DATE_CREATE] => 27.10.2014 03:22:21 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:17:54 [~TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:17:54 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [IBLOCK_SECTION_ID] => 92 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 92 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/obshchestvo/gryadka_v_banke/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/obshchestvo/gryadka_v_banke/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 387 [~EXTERNAL_ID] => 387 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 27.10.2014 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => «Грядка» в банке, Общество, Татьяна МАРЬИНА, [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но... [SECTION_META_TITLE] => «Грядка» в банке [SECTION_META_KEYWORDS] => «Грядка» в банке [SECTION_PAGE_TITLE] => «Грядка» в банке [ELEMENT_META_TITLE] => «Грядка» в банке ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 387 [CODE] => gryadka_v_banke [XML_ID] => 387 [NAME] => «Грядка» в банке [TAGS] => [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но... [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 384 [TIMESTAMP_X] => 27.10.2014 02:22:21 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 65730 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/8c0 [FILE_NAME] => 8c031ebab53e8fa5f6c8ee8cddc4ed20.jpg [ORIGINAL_NAME] => 6gradka5.jpg [DESCRIPTION] => РИСУНОК Виктора БОГОРАДА [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => b8aea4c7081213c81b1f60a4a7592d25 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/8c0/8c031ebab53e8fa5f6c8ee8cddc4ed20.jpg [ALT] => «Грядка» в банке [TITLE] => «Грядка» в банке ) [DETAIL_TEXT] =>

Пряно, но не остро

Баклажаны, обжаренные в аджике... И не абы как обжаренные, а «по-графски»... Томаты «черри», консервированные с зеленью... Закуска закарпатская... Рататуй по-купечески... Токана овощная...

Такому разнообразию ассортиментной линейки, какой есть в товарной выкладке овощной консервации, может позавидовать любой другой сегмент продовольственного рынка. Ведь тут же: огурчики маринованные, соленые, резаные, цельные, большие и корнишоны; помидоры в маринаде и в собственном соку; горошек и кукуруза... Чтобы не продолжать до бесконечности, подытожим общим показателем: объем российского рынка овощной консервации (включая грибную) составляет 1 миллион 106 тысяч тонн. Это показатели прошлого, 2013-го, года, обнародованные аудиторско-консалтинговой группой «ЮИКЦ».

А вот какими заключениями дополнил эту статистическую данность Институт аграрного маркетинга (ИАМ). По данным его экспертов, объем потребления овощной консервации в стране еще очень далек от аналогичных показателей в странах ЕС и Северной Америки. Так, если в России каждый среднестатистический едок в год потребляет около 4 килограммов овощных консервов, то в ЕС этот показатель составляет 10 _ 16 килограммов, в Канаде _ 13 килограммов. Самый же активный «поглотитель» консервированных овощей _ гражданин США. На каждого там приходится полцентнера (!) _ 50 килограммов _ такой продукции.

Однако исследователи не заглядывали в погреба, кладовки и прочие закрома/хранилища россиян. Была бы возможность пересчитать припрятанные там банки, бочонки и ведра с соленьями-квашеньями _ будьте уверены, по части потребления овощных консервов мы «переели» бы всех американцев и западноевропейцев вместе взятых. Упомянутые 4 килограмма на душу нашего населения _ это покупные консервы.

Традиционную приверженность к домашней консервации аналитики назвали главной причиной отказа от покупки этой продукции. Впрочем, нашлись и другие. Большая часть потенциальных потребителей низко оценивают вкус готовых овощных консервов: он либо слишком кислый, либо слишком пряный, но при этом недостаточно острый.

Всю овощеконсервную продукцию специалисты поделили на пять основных групп.

К группе натуральных консервов относятся те продукты, которые не содержат консервантов, изготовлены и законсервированы исключительно при помощи термообработки. Кроме основного сырья содержат только соль, сахар и воду. Лидеры тут _ зеленый горошек и кукуруза. Огурчики-помидорчики тоже «прописаны» в этой группе, но промышленный объем их выпуска существенно уступает производству горошка: 67 «гороховых» процентов против 17 «огуречных». В эту же группу входят консервированные фасоль, кукуруза, а также кабачки, патиссоны, перцы.

Дальше идет группа маринованных консервов. Это овощи в маринаде с содержанием уксуса или уксусной кислоты.

В группу закусочных консервов входят фаршированные и резаные овощи, сдобренные овощным или фруктовым соусом, салаты и прочие закуски. Лидером этой группы была и остается овощная икра, ее доля _ 72%.

Есть еще группа обеденных консервов (первые и вторые консервированные блюда из овощей с мясом и без него) и прочие овощные консервы (для детского и диетического питания).

На чужой базе

Чему отдает большее предпочтение потребитель _ долго гадать не приходится. Из всего овощеконсервного многообразия выбирает, конечно же, «натуральное». И в общем объеме производства доля натуральных консервов составляет больше половины.

Наименьшим спросом, как показали маркетинговые исследования, пользуются консервы обеденные. Во всяком случае того потребительского ажиотажа, какой в советское время провоцировал болгарский фаршированный перец в жестяных банках, давно уже не наблюдается. Сей продукт, как подметили наблюдатели, сегодня пользуется спросом у ностальгирующих по прежним дефицитным временам граждан преклонного возраста и у закоренелых холостяков.

По ценовой сегментации овощеконсервный рынок достаточно «растянут». Одинаковые по качеству и по вместимости банки консервы от разных производителей могут продаваться по самым разным ценам _ от минимальных до «запредельных».

Своего сырья для консервации в достаточных объемах в России не было прежде, нет и сейчас. Если пять лет назад отечественные овощеводы обеспечивали «консерваторов» сырьем на 20%, то сейчас этот показатель поднялся всего лишь до 30%.

Эксперт маркетинговой компании IndexBox Сергей Ключко поясняет происходящее так:
_ Вопрос о сырье остается одним из самых важных. Небольшие компании и предприятия регионального значения опираются в основном на собственную сырьевую и производственную базу. Компании, ориентированные на федеральный уровень, используют отечественную базу лишь частично. А большие заказы на производство продукции размещают на зарубежных предприятиях _ в Польше, Болгарии, Венгрии, Китае и других странах. Многие российские хозяйства не готовы к построению собственной сырьевой базы, даже несмотря на то что это могло бы повысить рентабельность производства.

Российский рынок овощных консервов всегда был зависим от импорта. Для некоторых товарных групп зависимость превышает 50%. Прежде всего это зеленый горошек и сладкая кукуруза, а также маринованные огурцы и корнишоны.

До введения Россией продовольственных санкций «импортная» картина выглядела так. По поставкам консервированных томатов ведущие позиции занимала Италия с долей 52%. Среди стран, поставляющих нам маринованные огурцы и корнишоны, наибольшие объемы были у Тайваня и Индии (соответственно, 42 и 32%). По поставкам сладкой кукурузы и зеленого горошка лидировали Китай и Венгрия (25 и 24%). Что касалось прочих овощных консервов, куда входили баклажаны, овощная икра и другие виды продукции, то наибольшая доля импорта в этой категории _ 44% _ принадлежала Украине.

Кукуруза, горошек... Огурец

И все-таки основную долю товарооборота плодоовощной консервации, по единогласному подсчету экспертов, дают кукуруза и зеленый горошек. Огурчики занимают почетное третье место. Это потому, что консервировать огурцы могут и умеют в домашних условиях. Чего не скажешь о горошке _ технология домашней консервации предусматривает двукратную, с трехдневным интервалом, утомительную стерилизацию продукта. О консервации в домашних условиях сахарной кукурузы и вовсе речи нет.

Поэтому обратим внимание на консервированную кукурузу, которая продается в магазине, и постараемся понять, каким должен быть качественный продукт. Необходимое условие: схожесть по вкусу с исходным натуральным продуктом _ вареным початком. Посторонние запахи и кисловатый привкус недопустимы. Заливка должна иметь молочный оттенок. А зерна _ золотистый цвет. Допускается содержание поврежденных зерен не более 20%. «Довесков» вроде ткани початка, кусочков стержней, остатков листьев и шелковистых кукурузных нитей быть не должно. Если зерен в банке меньше 60% от всей массы содержимого, то производитель, говоря попросту, мухлюет.

Наша, пусть не профессиональная, но добросовестная экспертиза пришла к таким результатам: «мухлевщиков» среди производителей почти что нет. Это фасоль зачастую «недокладывают», кукурузу же затаривают в необходимом объеме. А вот ее внешний вид зачастую далек от идеала: то рваных зерен слишком много, то цвет на золотистый никак не тянет. Зато «довесков» в виде кукурузных нитей нет, хотя мелкие ткани початка изредка попадаются.

...Из аналитических резюме исследователей рынка овощных консервов: «Увеличение потребления овощных консервов обусловлено такими факторами, как отказ домохозяек от собственного консервирования, рост благосостояния потребителей, концентрации населения в крупных городах, а также рост показателя занятости женщин, в условиях которого им некогда заниматься домашними заготовками впрок. В совокупности эти факторы стимулируют потребление овощных консервов, произведенных промышленным способом».

Наверное, так оно и есть. Однако от внимания наблюдательного потребителя не ускользнуло и то, как за последние два месяца «потяжелели» в цене магазинные банки-склянки, банки-жестянки с овощными консервами. И чем ближе к Новому году, тем увесистей будет это самое ценовое утяжеление. Продолжится оно до самой весны. Поскольку _ идем от обратного _ есть спрос и пусты закрома домохозяек, отказавшихся от собственного консервирования.
[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 27.10.2014 03:17:32 [ACTIVE_FROM] => 27.10.2014 03:17:32 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 596 [SHOW_COUNTER_START] => 27.10.2014 03:59:34 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 27.10.2014 03:22:21 [CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:17:54 [MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2380 [VALUE] => 308 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 308 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2381 [VALUE] => 382 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 382 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2382 [VALUE] => Array ( [TEXT] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но... [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но... [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2383 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2384 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2385 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2382 [VALUE] => Array ( [TEXT] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но... [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но... [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => У каждого из нас, едоков-покупателей, есть свои маленькие слабости. Я вот, например, не могу равнодушно пройти мимо товарной выкладки с овощными консервами. И ведь знаю, что не очень-то они мне нужны _ свои закрома разными домашними заготовками забиты. Но... ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2381 [VALUE] => 382 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 382 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 202 {5328} [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2380 [VALUE] => 308 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 308 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Татьяна МАРЬИНА [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2383 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2385 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Y ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2384 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 92 [~ID] => 92 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:49:52 [~TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:49:52 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:49:52 [~DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:49:52 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Общество [~NAME] => Общество [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 23 [~LEFT_MARGIN] => 23 [RIGHT_MARGIN] => 24 [~RIGHT_MARGIN] => 24 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ОБЩЕСТВО [~SEARCHABLE_CONTENT] => ОБЩЕСТВО [CODE] => obshchestvo [~CODE] => obshchestvo [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/obshchestvo/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/obshchestvo/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Общество, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Общество [SECTION_META_KEYWORDS] => Общество [SECTION_PAGE_TITLE] => Общество [ELEMENT_META_TITLE] => Общество ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/obshchestvo/ )

Пряно, но не остро

Баклажаны, обжаренные в аджике... И не абы как обжаренные, а «по-графски»... Томаты «черри», консервированные с зеленью... Закуска закарпатская... Рататуй по-купечески... Токана овощная...

Такому разнообразию ассортиментной линейки, какой есть в товарной выкладке овощной консервации, может позавидовать любой другой сегмент продовольственного рынка. Ведь тут же: огурчики маринованные, соленые, резаные, цельные, большие и корнишоны; помидоры в маринаде и в собственном соку; горошек и кукуруза... Чтобы не продолжать до бесконечности, подытожим общим показателем: объем российского рынка овощной консервации (включая грибную) составляет 1 миллион 106 тысяч тонн. Это показатели прошлого, 2013-го, года, обнародованные аудиторско-консалтинговой группой «ЮИКЦ».

А вот какими заключениями дополнил эту статистическую данность Институт аграрного маркетинга (ИАМ). По данным его экспертов, объем потребления овощной консервации в стране еще очень далек от аналогичных показателей в странах ЕС и Северной Америки. Так, если в России каждый среднестатистический едок в год потребляет около 4 килограммов овощных консервов, то в ЕС этот показатель составляет 10 _ 16 килограммов, в Канаде _ 13 килограммов. Самый же активный «поглотитель» консервированных овощей _ гражданин США. На каждого там приходится полцентнера (!) _ 50 килограммов _ такой продукции.

Однако исследователи не заглядывали в погреба, кладовки и прочие закрома/хранилища россиян. Была бы возможность пересчитать припрятанные там банки, бочонки и ведра с соленьями-квашеньями _ будьте уверены, по части потребления овощных консервов мы «переели» бы всех американцев и западноевропейцев вместе взятых. Упомянутые 4 килограмма на душу нашего населения _ это покупные консервы.

Традиционную приверженность к домашней консервации аналитики назвали главной причиной отказа от покупки этой продукции. Впрочем, нашлись и другие. Большая часть потенциальных потребителей низко оценивают вкус готовых овощных консервов: он либо слишком кислый, либо слишком пряный, но при этом недостаточно острый.

Всю овощеконсервную продукцию специалисты поделили на пять основных групп.

К группе натуральных консервов относятся те продукты, которые не содержат консервантов, изготовлены и законсервированы исключительно при помощи термообработки. Кроме основного сырья содержат только соль, сахар и воду. Лидеры тут _ зеленый горошек и кукуруза. Огурчики-помидорчики тоже «прописаны» в этой группе, но промышленный объем их выпуска существенно уступает производству горошка: 67 «гороховых» процентов против 17 «огуречных». В эту же группу входят консервированные фасоль, кукуруза, а также кабачки, патиссоны, перцы.

Дальше идет группа маринованных консервов. Это овощи в маринаде с содержанием уксуса или уксусной кислоты.

В группу закусочных консервов входят фаршированные и резаные овощи, сдобренные овощным или фруктовым соусом, салаты и прочие закуски. Лидером этой группы была и остается овощная икра, ее доля _ 72%.

Есть еще группа обеденных консервов (первые и вторые консервированные блюда из овощей с мясом и без него) и прочие овощные консервы (для детского и диетического питания).

На чужой базе

Чему отдает большее предпочтение потребитель _ долго гадать не приходится. Из всего овощеконсервного многообразия выбирает, конечно же, «натуральное». И в общем объеме производства доля натуральных консервов составляет больше половины.

Наименьшим спросом, как показали маркетинговые исследования, пользуются консервы обеденные. Во всяком случае того потребительского ажиотажа, какой в советское время провоцировал болгарский фаршированный перец в жестяных банках, давно уже не наблюдается. Сей продукт, как подметили наблюдатели, сегодня пользуется спросом у ностальгирующих по прежним дефицитным временам граждан преклонного возраста и у закоренелых холостяков.

По ценовой сегментации овощеконсервный рынок достаточно «растянут». Одинаковые по качеству и по вместимости банки консервы от разных производителей могут продаваться по самым разным ценам _ от минимальных до «запредельных».

Своего сырья для консервации в достаточных объемах в России не было прежде, нет и сейчас. Если пять лет назад отечественные овощеводы обеспечивали «консерваторов» сырьем на 20%, то сейчас этот показатель поднялся всего лишь до 30%.

Эксперт маркетинговой компании IndexBox Сергей Ключко поясняет происходящее так:
_ Вопрос о сырье остается одним из самых важных. Небольшие компании и предприятия регионального значения опираются в основном на собственную сырьевую и производственную базу. Компании, ориентированные на федеральный уровень, используют отечественную базу лишь частично. А большие заказы на производство продукции размещают на зарубежных предприятиях _ в Польше, Болгарии, Венгрии, Китае и других странах. Многие российские хозяйства не готовы к построению собственной сырьевой базы, даже несмотря на то что это могло бы повысить рентабельность производства.

Российский рынок овощных консервов всегда был зависим от импорта. Для некоторых товарных групп зависимость превышает 50%. Прежде всего это зеленый горошек и сладкая кукуруза, а также маринованные огурцы и корнишоны.

До введения Россией продовольственных санкций «импортная» картина выглядела так. По поставкам консервированных томатов ведущие позиции занимала Италия с долей 52%. Среди стран, поставляющих нам маринованные огурцы и корнишоны, наибольшие объемы были у Тайваня и Индии (соответственно, 42 и 32%). По поставкам сладкой кукурузы и зеленого горошка лидировали Китай и Венгрия (25 и 24%). Что касалось прочих овощных консервов, куда входили баклажаны, овощная икра и другие виды продукции, то наибольшая доля импорта в этой категории _ 44% _ принадлежала Украине.

Кукуруза, горошек... Огурец

И все-таки основную долю товарооборота плодоовощной консервации, по единогласному подсчету экспертов, дают кукуруза и зеленый горошек. Огурчики занимают почетное третье место. Это потому, что консервировать огурцы могут и умеют в домашних условиях. Чего не скажешь о горошке _ технология домашней консервации предусматривает двукратную, с трехдневным интервалом, утомительную стерилизацию продукта. О консервации в домашних условиях сахарной кукурузы и вовсе речи нет.

Поэтому обратим внимание на консервированную кукурузу, которая продается в магазине, и постараемся понять, каким должен быть качественный продукт. Необходимое условие: схожесть по вкусу с исходным натуральным продуктом _ вареным початком. Посторонние запахи и кисловатый привкус недопустимы. Заливка должна иметь молочный оттенок. А зерна _ золотистый цвет. Допускается содержание поврежденных зерен не более 20%. «Довесков» вроде ткани початка, кусочков стержней, остатков листьев и шелковистых кукурузных нитей быть не должно. Если зерен в банке меньше 60% от всей массы содержимого, то производитель, говоря попросту, мухлюет.

Наша, пусть не профессиональная, но добросовестная экспертиза пришла к таким результатам: «мухлевщиков» среди производителей почти что нет. Это фасоль зачастую «недокладывают», кукурузу же затаривают в необходимом объеме. А вот ее внешний вид зачастую далек от идеала: то рваных зерен слишком много, то цвет на золотистый никак не тянет. Зато «довесков» в виде кукурузных нитей нет, хотя мелкие ткани початка изредка попадаются.

...Из аналитических резюме исследователей рынка овощных консервов: «Увеличение потребления овощных консервов обусловлено такими факторами, как отказ домохозяек от собственного консервирования, рост благосостояния потребителей, концентрации населения в крупных городах, а также рост показателя занятости женщин, в условиях которого им некогда заниматься домашними заготовками впрок. В совокупности эти факторы стимулируют потребление овощных консервов, произведенных промышленным способом».

Наверное, так оно и есть. Однако от внимания наблюдательного потребителя не ускользнуло и то, как за последние два месяца «потяжелели» в цене магазинные банки-склянки, банки-жестянки с овощными консервами. И чем ближе к Новому году, тем увесистей будет это самое ценовое утяжеление. Продолжится оно до самой весны. Поскольку _ идем от обратного _ есть спрос и пусты закрома домохозяек, отказавшихся от собственного консервирования.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook