Главная городская газета

Глухонемых людей не бывает

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

За плугом вдогонку

В Ленинградской области все-таки начался весенний сев. Конечно, весна - пора сельхозная, пахотная. Читать полностью

Закроют и небо?

Министерство транспорта РФ готовит приказ об изменении зон ограничения полетов во время проведения Кубка конфедераций FIFA-2017. Читать полностью

Проигравших нет!

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» прошла деловая игра-тренинг «Создание бизнес-продукта». Читать полностью

Экологическое просвещение — чистая страна

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25–26 мая пройдет  VIII Невский международный экологический конгресс. Читать полностью

Дублер для Обороны

Вдоль Невы хотят построить набережную, которая пройдет параллельно проспекту Обуховской Обороны и станет его дублером. Первым могут проложить участок в районе станций метро «Пролетарская» и «Рыбацкое»... Читать полностью

Там, где начинался конец света

Яркое солнце. Голубое небо. Бесконечные пляжи с белым песком. Лагуны, наполненные прозрачной бирюзовой водой... Но не только безмятежный пляжный отдых привлекает в эту страну: есть еще множество интересного в далекой Мексике. Читать полностью
Глухонемых людей не бывает | ФОТО из архива школы-интерната №1<br/>«Я ничего не поняла» — такой ответ педагог с годами слышит все реже.

ФОТО из архива школы-интерната №1
«Я ничего не поняла» — такой ответ педагог с годами слышит все реже.

Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей.

Array
(
    [ID] => 468
    [~ID] => 468
    [CODE] => glukhonemykh_lyudey_ne_nbsp_byvaet
    [~CODE] => glukhonemykh_lyudey_ne_nbsp_byvaet
    [XML_ID] => 468
    [~XML_ID] => 468
    [NAME] => Глухонемых людей не бывает
    [~NAME] => Глухонемых людей не бывает
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей.
    [~PREVIEW_TEXT] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей.
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 527
            [TIMESTAMP_X] => 11.11.2014 01:10:41
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 59280
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/918
            [FILE_NAME] => 91810d54da2f8c5627172f687d7f29fc.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => 4gluhonem5.jpg
            [DESCRIPTION] => ФОТО из архива школы-интерната №1
«Я ничего не поняла» — такой ответ педагог с годами слышит все реже. [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 34f0b14f91f9f0d1f912bb8377d2d0a6 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/918/91810d54da2f8c5627172f687d7f29fc.jpg [ALT] => Глухонемых людей не бывает [TITLE] => Глухонемых людей не бывает ) [~PREVIEW_PICTURE] => 527 [DETAIL_TEXT] =>

Русский как иностранный

— Мы учим русский язык как иностранный, — пытается подоходчивее объяснить директор школы, возглавляющая ее уже четверть века, заслуженный учитель России Наталья Крутицкая. — Объясняем, как повернуть язычок, когда воздух выпустить ртом, а когда носом, как изменять громкость речи или интонацию. Все это осваивается путем многократных повторений...

Эта школа и похожа, и не похожа на другие. Стены здесь также украшены поделками учеников, только в классах нет привычных рядов парт, столы поставлены буквой П, чтобы всем было удобно видеть учителя и друг друга. Здесь учеников не учат сидеть «рука на руку» и молчать, наоборот, это совершенно противопоказано. Все вопросы и ответы проговариваются всем классом полными предложениями: вслух и при помощи рук. Ведь помимо освоения непосредственно школьной программы каждый урок — это также урок русского устного. К счастью, в классах по шесть человек, что позволяет и ученикам, и учителю успевать и речь отработать, и предмет изучить.

— Здравствуйте, дети! — здоровается, входя в класс четвероклассников, заместитель директора Лариса Тихомирова. Здоровается громко, отчетливо выговаривая все звуки. Здесь так говорят все педагоги, что немножко странно для обычного уха: громче, и даже не медленнее, но как-то членораздельнее, чем привычно. И чем младше класс, тем отчетливее артикуляция, чтобы ученики могли «считать» речь педагога прямо с его губ.

Жестовая речь (в ней каждый жест, как иероглиф, означает целое слово) на уроках практически не используется, но руки ребят постоянно в движении. Потому что помимо жестовой существует еще дактильная речь, когда пальцами обозначаются буквы. С первого класса дети привыкают «прописывать» пальцами каждое произнесенное слово, что позволяет запоминать, как оно правильно пишется и говорится. Синхронное проговаривание и дактильная речь — основа обучения.

Речь самих ребят на самом деле звучит так, как будто они иностранцы, говорящие по-русски с акцентом. У одних он очень сильный, у других уже совсем еле заметный... Между собой им, конечно, удобнее общаться с помощью дактильной и жестовой речи, но они прикладывают огромные усилия, чтобы быть понятыми окружающими.

— Любого ребенка вне зависимости от степени потери слуха можно научить говорить, — объясняет учитель-дефектолог Вера Борисова. — Главное, чтобы он не комплексовал и чувствовал себя уверенно.

На этих занятия, которые в школьном обиходе называют «слуховая работа», не ставят оценок, не ругают и не критикуют, но хвалят за каждый самый маленький успех. И видно, что если маленькой четверокласснице Кристине понимание педагога дается еще с трудом, то восьмиклассник Александр порой начинает отвечать раньше, чем педагог заканчивает предложение, угадывая и додумывая смысл фразы на лету.


Имплантат не панацея

Так как подобных школ в Петербурге всего две, часть детей из удаленных районов с понедельника по пятницу остаются в интернате. Те, кто живет ближе, уходят домой или сразу после уроков, или вечером из группы продленного дня. Но для всех очень важно, чтобы дома с ними общались, говорили, занимались. И хорошо, если родители (а примерно 60% учеников имеют наследственную глухоту) сами закончили эту школу и могут поправлять ребенка, даже не слыша, а только видя, как он говорит. Но есть и такие семьи, где считают, что устная речь ребенку не очень-то нужна, вполне достаточно жестовой, и таким детям, конечно, «успевать» куда сложнее. Впрочем, у некоторых слышащих родителей обратная проблема. Стремясь добиться того, чтобы ребенок был говорящим, такие родители не приветствуют использование жестовой речи, сами ее изучать не стремятся, тем самым лишая себя возможности говорить с ребенком на его «родном» языке.

— Я всех родителей призываю изучать дактильную и жестовую речь, — говорит Наталья Крутицкая, сурдопедагогикой она занимается уже сорок лет. Объясняю, что через несколько лет ваш ребенок вас обгонит, он будет знать два языка — русский и русский жестовый, а вы только один. И когда, будучи подростком, он будет с друзьями общаться на жестовом языке, вам точно будет полезно понимать, о чем они говорят.

Кохлеарная имплантация, о которой сейчас идет много споров, по словам Натальи Крутицкой, «не совсем наша компетенция, это дело врачей и родителей». Но для педагогов важны ее последствия. В соседней Финляндии, когда имплантаты стали устанавливать в раннем возрасте, существенно сократилось количество учеников в школе для глухих (с ней как раз сотрудничает интернат). Но при этом она стала центром по работе с педагогами обычных школ, в которые пошли эти дети.

— Безусловно, имплантат может изменить качество жизни. Но надо понимать, что он не панацея. И ребенок тут же не становится обычным слышащим человеком, все равно потребуется огромная работа.

Нескольким школьникам уже во время обучения родители установили имплантаты. Есть пример, когда ученик перешел в школу для слабослышащих, а есть и противоположный, когда ребенок не смог освоиться и из-за испытываемых им неприятных ощущений и головных болей имплантат пришлось отключить. Несколько учеников и после удачной установки имплантатов продолжают оставаться в школе-интернате # 1: ни они, ни их родители не захотели покидать учебное заведение.

...Сейчас много говорят и пишут об инклюзивном образовании. О праве «особых» детей учиться вместе со своими сверстниками в самых обычных школах. Никто не спорит: такое право у ребенка и его родителей должно быть. Но как бы, борясь за одно, не потерять то, что уже имеем, — учебную среду, методики, педагогов? Да, слабослышащий ребенок в обычной школе, может быть, и «разговорится», но ребенок глухой, лишенный специального обучения, останется немым. Даже если 24 часа в сутки все вокруг будут только и делать, что разговаривать.

Пока существенных изменений в системе коррекционного образования в нашем городе не происходит. Разве что из названий школ исчезают слова «специальная» и «коррекционная». И хочется верить, что Петербург, исторический первопроходец в сфере образования самых различных «особых» детей, сохранит свои традиции.


Уже более 200 лет назад, в 1806 году, по повелению императрицы Марии Федоровны в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа для глухих детей. Сегодня в 19 классах школы-интерната № 1 обучаются 127 ребят с тяжелой потерей слуха, с ними работают 42 педагога. Занимаются ребята по обычной общеобразовательной программе, параллельно в течение всего учебного процесса осваивая устную речь. Ведь «немота» — это последствие не глухоты, а отсутствия правильного обучения.

[~DETAIL_TEXT] =>

Русский как иностранный

— Мы учим русский язык как иностранный, — пытается подоходчивее объяснить директор школы, возглавляющая ее уже четверть века, заслуженный учитель России Наталья Крутицкая. — Объясняем, как повернуть язычок, когда воздух выпустить ртом, а когда носом, как изменять громкость речи или интонацию. Все это осваивается путем многократных повторений...

Эта школа и похожа, и не похожа на другие. Стены здесь также украшены поделками учеников, только в классах нет привычных рядов парт, столы поставлены буквой П, чтобы всем было удобно видеть учителя и друг друга. Здесь учеников не учат сидеть «рука на руку» и молчать, наоборот, это совершенно противопоказано. Все вопросы и ответы проговариваются всем классом полными предложениями: вслух и при помощи рук. Ведь помимо освоения непосредственно школьной программы каждый урок — это также урок русского устного. К счастью, в классах по шесть человек, что позволяет и ученикам, и учителю успевать и речь отработать, и предмет изучить.

— Здравствуйте, дети! — здоровается, входя в класс четвероклассников, заместитель директора Лариса Тихомирова. Здоровается громко, отчетливо выговаривая все звуки. Здесь так говорят все педагоги, что немножко странно для обычного уха: громче, и даже не медленнее, но как-то членораздельнее, чем привычно. И чем младше класс, тем отчетливее артикуляция, чтобы ученики могли «считать» речь педагога прямо с его губ.

Жестовая речь (в ней каждый жест, как иероглиф, означает целое слово) на уроках практически не используется, но руки ребят постоянно в движении. Потому что помимо жестовой существует еще дактильная речь, когда пальцами обозначаются буквы. С первого класса дети привыкают «прописывать» пальцами каждое произнесенное слово, что позволяет запоминать, как оно правильно пишется и говорится. Синхронное проговаривание и дактильная речь — основа обучения.

Речь самих ребят на самом деле звучит так, как будто они иностранцы, говорящие по-русски с акцентом. У одних он очень сильный, у других уже совсем еле заметный... Между собой им, конечно, удобнее общаться с помощью дактильной и жестовой речи, но они прикладывают огромные усилия, чтобы быть понятыми окружающими.

— Любого ребенка вне зависимости от степени потери слуха можно научить говорить, — объясняет учитель-дефектолог Вера Борисова. — Главное, чтобы он не комплексовал и чувствовал себя уверенно.

На этих занятия, которые в школьном обиходе называют «слуховая работа», не ставят оценок, не ругают и не критикуют, но хвалят за каждый самый маленький успех. И видно, что если маленькой четверокласснице Кристине понимание педагога дается еще с трудом, то восьмиклассник Александр порой начинает отвечать раньше, чем педагог заканчивает предложение, угадывая и додумывая смысл фразы на лету.


Имплантат не панацея

Так как подобных школ в Петербурге всего две, часть детей из удаленных районов с понедельника по пятницу остаются в интернате. Те, кто живет ближе, уходят домой или сразу после уроков, или вечером из группы продленного дня. Но для всех очень важно, чтобы дома с ними общались, говорили, занимались. И хорошо, если родители (а примерно 60% учеников имеют наследственную глухоту) сами закончили эту школу и могут поправлять ребенка, даже не слыша, а только видя, как он говорит. Но есть и такие семьи, где считают, что устная речь ребенку не очень-то нужна, вполне достаточно жестовой, и таким детям, конечно, «успевать» куда сложнее. Впрочем, у некоторых слышащих родителей обратная проблема. Стремясь добиться того, чтобы ребенок был говорящим, такие родители не приветствуют использование жестовой речи, сами ее изучать не стремятся, тем самым лишая себя возможности говорить с ребенком на его «родном» языке.

— Я всех родителей призываю изучать дактильную и жестовую речь, — говорит Наталья Крутицкая, сурдопедагогикой она занимается уже сорок лет. Объясняю, что через несколько лет ваш ребенок вас обгонит, он будет знать два языка — русский и русский жестовый, а вы только один. И когда, будучи подростком, он будет с друзьями общаться на жестовом языке, вам точно будет полезно понимать, о чем они говорят.

Кохлеарная имплантация, о которой сейчас идет много споров, по словам Натальи Крутицкой, «не совсем наша компетенция, это дело врачей и родителей». Но для педагогов важны ее последствия. В соседней Финляндии, когда имплантаты стали устанавливать в раннем возрасте, существенно сократилось количество учеников в школе для глухих (с ней как раз сотрудничает интернат). Но при этом она стала центром по работе с педагогами обычных школ, в которые пошли эти дети.

— Безусловно, имплантат может изменить качество жизни. Но надо понимать, что он не панацея. И ребенок тут же не становится обычным слышащим человеком, все равно потребуется огромная работа.

Нескольким школьникам уже во время обучения родители установили имплантаты. Есть пример, когда ученик перешел в школу для слабослышащих, а есть и противоположный, когда ребенок не смог освоиться и из-за испытываемых им неприятных ощущений и головных болей имплантат пришлось отключить. Несколько учеников и после удачной установки имплантатов продолжают оставаться в школе-интернате # 1: ни они, ни их родители не захотели покидать учебное заведение.

...Сейчас много говорят и пишут об инклюзивном образовании. О праве «особых» детей учиться вместе со своими сверстниками в самых обычных школах. Никто не спорит: такое право у ребенка и его родителей должно быть. Но как бы, борясь за одно, не потерять то, что уже имеем, — учебную среду, методики, педагогов? Да, слабослышащий ребенок в обычной школе, может быть, и «разговорится», но ребенок глухой, лишенный специального обучения, останется немым. Даже если 24 часа в сутки все вокруг будут только и делать, что разговаривать.

Пока существенных изменений в системе коррекционного образования в нашем городе не происходит. Разве что из названий школ исчезают слова «специальная» и «коррекционная». И хочется верить, что Петербург, исторический первопроходец в сфере образования самых различных «особых» детей, сохранит свои традиции.


Уже более 200 лет назад, в 1806 году, по повелению императрицы Марии Федоровны в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа для глухих детей. Сегодня в 19 классах школы-интерната № 1 обучаются 127 ребят с тяжелой потерей слуха, с ними работают 42 педагога. Занимаются ребята по обычной общеобразовательной программе, параллельно в течение всего учебного процесса осваивая устную речь. Ведь «немота» — это последствие не глухоты, а отсутствия правильного обучения.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/918/91810d54da2f8c5627172f687d7f29fc.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => ФОТО из архива школы-интерната №1
«Я ничего не поняла» — такой ответ педагог с годами слышит все реже. ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 11.11.2014 01:06:09 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 11.11.2014 01:06:09 [ACTIVE_FROM] => 11.11.2014 01:06:09 [~ACTIVE_FROM] => 11.11.2014 01:06:09 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 349 [~SHOW_COUNTER] => 349 [SHOW_COUNTER_START] => 11.11.2014 01:11:43 [~SHOW_COUNTER_START] => 11.11.2014 01:11:43 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 11.11.2014 01:10:41 [~DATE_CREATE] => 11.11.2014 01:10:41 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:18:01 [~TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:18:01 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [IBLOCK_SECTION_ID] => 92 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 92 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/obshchestvo/glukhonemykh_lyudey_ne_nbsp_byvaet/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/obshchestvo/glukhonemykh_lyudey_ne_nbsp_byvaet/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 468 [~EXTERNAL_ID] => 468 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 11.11.2014 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Глухонемых людей не бывает, Общество, , Илана МЕТРОЕВА [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей. [SECTION_META_TITLE] => Глухонемых людей не бывает [SECTION_META_KEYWORDS] => Глухонемых людей не бывает [SECTION_PAGE_TITLE] => Глухонемых людей не бывает [ELEMENT_META_TITLE] => Глухонемых людей не бывает ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 468 [CODE] => glukhonemykh_lyudey_ne_nbsp_byvaet [XML_ID] => 468 [NAME] => Глухонемых людей не бывает [TAGS] => [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей. [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 527 [TIMESTAMP_X] => 11.11.2014 01:10:41 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 59280 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/918 [FILE_NAME] => 91810d54da2f8c5627172f687d7f29fc.jpg [ORIGINAL_NAME] => 4gluhonem5.jpg [DESCRIPTION] => ФОТО из архива школы-интерната №1
«Я ничего не поняла» — такой ответ педагог с годами слышит все реже. [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 34f0b14f91f9f0d1f912bb8377d2d0a6 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/918/91810d54da2f8c5627172f687d7f29fc.jpg [ALT] => Глухонемых людей не бывает [TITLE] => Глухонемых людей не бывает ) [DETAIL_TEXT] =>

Русский как иностранный

— Мы учим русский язык как иностранный, — пытается подоходчивее объяснить директор школы, возглавляющая ее уже четверть века, заслуженный учитель России Наталья Крутицкая. — Объясняем, как повернуть язычок, когда воздух выпустить ртом, а когда носом, как изменять громкость речи или интонацию. Все это осваивается путем многократных повторений...

Эта школа и похожа, и не похожа на другие. Стены здесь также украшены поделками учеников, только в классах нет привычных рядов парт, столы поставлены буквой П, чтобы всем было удобно видеть учителя и друг друга. Здесь учеников не учат сидеть «рука на руку» и молчать, наоборот, это совершенно противопоказано. Все вопросы и ответы проговариваются всем классом полными предложениями: вслух и при помощи рук. Ведь помимо освоения непосредственно школьной программы каждый урок — это также урок русского устного. К счастью, в классах по шесть человек, что позволяет и ученикам, и учителю успевать и речь отработать, и предмет изучить.

— Здравствуйте, дети! — здоровается, входя в класс четвероклассников, заместитель директора Лариса Тихомирова. Здоровается громко, отчетливо выговаривая все звуки. Здесь так говорят все педагоги, что немножко странно для обычного уха: громче, и даже не медленнее, но как-то членораздельнее, чем привычно. И чем младше класс, тем отчетливее артикуляция, чтобы ученики могли «считать» речь педагога прямо с его губ.

Жестовая речь (в ней каждый жест, как иероглиф, означает целое слово) на уроках практически не используется, но руки ребят постоянно в движении. Потому что помимо жестовой существует еще дактильная речь, когда пальцами обозначаются буквы. С первого класса дети привыкают «прописывать» пальцами каждое произнесенное слово, что позволяет запоминать, как оно правильно пишется и говорится. Синхронное проговаривание и дактильная речь — основа обучения.

Речь самих ребят на самом деле звучит так, как будто они иностранцы, говорящие по-русски с акцентом. У одних он очень сильный, у других уже совсем еле заметный... Между собой им, конечно, удобнее общаться с помощью дактильной и жестовой речи, но они прикладывают огромные усилия, чтобы быть понятыми окружающими.

— Любого ребенка вне зависимости от степени потери слуха можно научить говорить, — объясняет учитель-дефектолог Вера Борисова. — Главное, чтобы он не комплексовал и чувствовал себя уверенно.

На этих занятия, которые в школьном обиходе называют «слуховая работа», не ставят оценок, не ругают и не критикуют, но хвалят за каждый самый маленький успех. И видно, что если маленькой четверокласснице Кристине понимание педагога дается еще с трудом, то восьмиклассник Александр порой начинает отвечать раньше, чем педагог заканчивает предложение, угадывая и додумывая смысл фразы на лету.


Имплантат не панацея

Так как подобных школ в Петербурге всего две, часть детей из удаленных районов с понедельника по пятницу остаются в интернате. Те, кто живет ближе, уходят домой или сразу после уроков, или вечером из группы продленного дня. Но для всех очень важно, чтобы дома с ними общались, говорили, занимались. И хорошо, если родители (а примерно 60% учеников имеют наследственную глухоту) сами закончили эту школу и могут поправлять ребенка, даже не слыша, а только видя, как он говорит. Но есть и такие семьи, где считают, что устная речь ребенку не очень-то нужна, вполне достаточно жестовой, и таким детям, конечно, «успевать» куда сложнее. Впрочем, у некоторых слышащих родителей обратная проблема. Стремясь добиться того, чтобы ребенок был говорящим, такие родители не приветствуют использование жестовой речи, сами ее изучать не стремятся, тем самым лишая себя возможности говорить с ребенком на его «родном» языке.

— Я всех родителей призываю изучать дактильную и жестовую речь, — говорит Наталья Крутицкая, сурдопедагогикой она занимается уже сорок лет. Объясняю, что через несколько лет ваш ребенок вас обгонит, он будет знать два языка — русский и русский жестовый, а вы только один. И когда, будучи подростком, он будет с друзьями общаться на жестовом языке, вам точно будет полезно понимать, о чем они говорят.

Кохлеарная имплантация, о которой сейчас идет много споров, по словам Натальи Крутицкой, «не совсем наша компетенция, это дело врачей и родителей». Но для педагогов важны ее последствия. В соседней Финляндии, когда имплантаты стали устанавливать в раннем возрасте, существенно сократилось количество учеников в школе для глухих (с ней как раз сотрудничает интернат). Но при этом она стала центром по работе с педагогами обычных школ, в которые пошли эти дети.

— Безусловно, имплантат может изменить качество жизни. Но надо понимать, что он не панацея. И ребенок тут же не становится обычным слышащим человеком, все равно потребуется огромная работа.

Нескольким школьникам уже во время обучения родители установили имплантаты. Есть пример, когда ученик перешел в школу для слабослышащих, а есть и противоположный, когда ребенок не смог освоиться и из-за испытываемых им неприятных ощущений и головных болей имплантат пришлось отключить. Несколько учеников и после удачной установки имплантатов продолжают оставаться в школе-интернате # 1: ни они, ни их родители не захотели покидать учебное заведение.

...Сейчас много говорят и пишут об инклюзивном образовании. О праве «особых» детей учиться вместе со своими сверстниками в самых обычных школах. Никто не спорит: такое право у ребенка и его родителей должно быть. Но как бы, борясь за одно, не потерять то, что уже имеем, — учебную среду, методики, педагогов? Да, слабослышащий ребенок в обычной школе, может быть, и «разговорится», но ребенок глухой, лишенный специального обучения, останется немым. Даже если 24 часа в сутки все вокруг будут только и делать, что разговаривать.

Пока существенных изменений в системе коррекционного образования в нашем городе не происходит. Разве что из названий школ исчезают слова «специальная» и «коррекционная». И хочется верить, что Петербург, исторический первопроходец в сфере образования самых различных «особых» детей, сохранит свои традиции.


Уже более 200 лет назад, в 1806 году, по повелению императрицы Марии Федоровны в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа для глухих детей. Сегодня в 19 классах школы-интерната № 1 обучаются 127 ребят с тяжелой потерей слуха, с ними работают 42 педагога. Занимаются ребята по обычной общеобразовательной программе, параллельно в течение всего учебного процесса осваивая устную речь. Ведь «немота» — это последствие не глухоты, а отсутствия правильного обучения.

[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 11.11.2014 01:06:09 [ACTIVE_FROM] => 11.11.2014 01:06:09 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 349 [SHOW_COUNTER_START] => 11.11.2014 01:11:43 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 11.11.2014 01:10:41 [CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:18:01 [MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3086 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Есть те, кого не научили говорить [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Есть те, кого не научили говорить [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3087 [VALUE] => Илана МЕТРОЕВА [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Илана МЕТРОЕВА [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3088 [VALUE] => 464 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 464 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3089 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3090 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3091 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3089 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Как человеку, который не слышит даже своего собственного голоса, научиться говорить? То, что у обычных детишек происходит естественным образом, для глухого ребенка становится трудоемкой задачей. ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3087 [VALUE] => Илана МЕТРОЕВА [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Илана МЕТРОЕВА [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Илана МЕТРОЕВА ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3088 [VALUE] => 464 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 464 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 211 (5337) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3090 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3086 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Есть те, кого не научили говорить [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Есть те, кого не научили говорить [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Есть те, кого не научили говорить ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3091 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Да ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 92 [~ID] => 92 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:49:52 [~TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:49:52 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:49:52 [~DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:49:52 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Общество [~NAME] => Общество [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 23 [~LEFT_MARGIN] => 23 [RIGHT_MARGIN] => 24 [~RIGHT_MARGIN] => 24 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ОБЩЕСТВО [~SEARCHABLE_CONTENT] => ОБЩЕСТВО [CODE] => obshchestvo [~CODE] => obshchestvo [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/obshchestvo/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/obshchestvo/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Общество, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Общество [SECTION_META_KEYWORDS] => Общество [SECTION_PAGE_TITLE] => Общество [ELEMENT_META_TITLE] => Общество ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/obshchestvo/ )

Русский как иностранный

— Мы учим русский язык как иностранный, — пытается подоходчивее объяснить директор школы, возглавляющая ее уже четверть века, заслуженный учитель России Наталья Крутицкая. — Объясняем, как повернуть язычок, когда воздух выпустить ртом, а когда носом, как изменять громкость речи или интонацию. Все это осваивается путем многократных повторений...

Эта школа и похожа, и не похожа на другие. Стены здесь также украшены поделками учеников, только в классах нет привычных рядов парт, столы поставлены буквой П, чтобы всем было удобно видеть учителя и друг друга. Здесь учеников не учат сидеть «рука на руку» и молчать, наоборот, это совершенно противопоказано. Все вопросы и ответы проговариваются всем классом полными предложениями: вслух и при помощи рук. Ведь помимо освоения непосредственно школьной программы каждый урок — это также урок русского устного. К счастью, в классах по шесть человек, что позволяет и ученикам, и учителю успевать и речь отработать, и предмет изучить.

— Здравствуйте, дети! — здоровается, входя в класс четвероклассников, заместитель директора Лариса Тихомирова. Здоровается громко, отчетливо выговаривая все звуки. Здесь так говорят все педагоги, что немножко странно для обычного уха: громче, и даже не медленнее, но как-то членораздельнее, чем привычно. И чем младше класс, тем отчетливее артикуляция, чтобы ученики могли «считать» речь педагога прямо с его губ.

Жестовая речь (в ней каждый жест, как иероглиф, означает целое слово) на уроках практически не используется, но руки ребят постоянно в движении. Потому что помимо жестовой существует еще дактильная речь, когда пальцами обозначаются буквы. С первого класса дети привыкают «прописывать» пальцами каждое произнесенное слово, что позволяет запоминать, как оно правильно пишется и говорится. Синхронное проговаривание и дактильная речь — основа обучения.

Речь самих ребят на самом деле звучит так, как будто они иностранцы, говорящие по-русски с акцентом. У одних он очень сильный, у других уже совсем еле заметный... Между собой им, конечно, удобнее общаться с помощью дактильной и жестовой речи, но они прикладывают огромные усилия, чтобы быть понятыми окружающими.

— Любого ребенка вне зависимости от степени потери слуха можно научить говорить, — объясняет учитель-дефектолог Вера Борисова. — Главное, чтобы он не комплексовал и чувствовал себя уверенно.

На этих занятия, которые в школьном обиходе называют «слуховая работа», не ставят оценок, не ругают и не критикуют, но хвалят за каждый самый маленький успех. И видно, что если маленькой четверокласснице Кристине понимание педагога дается еще с трудом, то восьмиклассник Александр порой начинает отвечать раньше, чем педагог заканчивает предложение, угадывая и додумывая смысл фразы на лету.


Имплантат не панацея

Так как подобных школ в Петербурге всего две, часть детей из удаленных районов с понедельника по пятницу остаются в интернате. Те, кто живет ближе, уходят домой или сразу после уроков, или вечером из группы продленного дня. Но для всех очень важно, чтобы дома с ними общались, говорили, занимались. И хорошо, если родители (а примерно 60% учеников имеют наследственную глухоту) сами закончили эту школу и могут поправлять ребенка, даже не слыша, а только видя, как он говорит. Но есть и такие семьи, где считают, что устная речь ребенку не очень-то нужна, вполне достаточно жестовой, и таким детям, конечно, «успевать» куда сложнее. Впрочем, у некоторых слышащих родителей обратная проблема. Стремясь добиться того, чтобы ребенок был говорящим, такие родители не приветствуют использование жестовой речи, сами ее изучать не стремятся, тем самым лишая себя возможности говорить с ребенком на его «родном» языке.

— Я всех родителей призываю изучать дактильную и жестовую речь, — говорит Наталья Крутицкая, сурдопедагогикой она занимается уже сорок лет. Объясняю, что через несколько лет ваш ребенок вас обгонит, он будет знать два языка — русский и русский жестовый, а вы только один. И когда, будучи подростком, он будет с друзьями общаться на жестовом языке, вам точно будет полезно понимать, о чем они говорят.

Кохлеарная имплантация, о которой сейчас идет много споров, по словам Натальи Крутицкой, «не совсем наша компетенция, это дело врачей и родителей». Но для педагогов важны ее последствия. В соседней Финляндии, когда имплантаты стали устанавливать в раннем возрасте, существенно сократилось количество учеников в школе для глухих (с ней как раз сотрудничает интернат). Но при этом она стала центром по работе с педагогами обычных школ, в которые пошли эти дети.

— Безусловно, имплантат может изменить качество жизни. Но надо понимать, что он не панацея. И ребенок тут же не становится обычным слышащим человеком, все равно потребуется огромная работа.

Нескольким школьникам уже во время обучения родители установили имплантаты. Есть пример, когда ученик перешел в школу для слабослышащих, а есть и противоположный, когда ребенок не смог освоиться и из-за испытываемых им неприятных ощущений и головных болей имплантат пришлось отключить. Несколько учеников и после удачной установки имплантатов продолжают оставаться в школе-интернате # 1: ни они, ни их родители не захотели покидать учебное заведение.

...Сейчас много говорят и пишут об инклюзивном образовании. О праве «особых» детей учиться вместе со своими сверстниками в самых обычных школах. Никто не спорит: такое право у ребенка и его родителей должно быть. Но как бы, борясь за одно, не потерять то, что уже имеем, — учебную среду, методики, педагогов? Да, слабослышащий ребенок в обычной школе, может быть, и «разговорится», но ребенок глухой, лишенный специального обучения, останется немым. Даже если 24 часа в сутки все вокруг будут только и делать, что разговаривать.

Пока существенных изменений в системе коррекционного образования в нашем городе не происходит. Разве что из названий школ исчезают слова «специальная» и «коррекционная». И хочется верить, что Петербург, исторический первопроходец в сфере образования самых различных «особых» детей, сохранит свои традиции.


Уже более 200 лет назад, в 1806 году, по повелению императрицы Марии Федоровны в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа для глухих детей. Сегодня в 19 классах школы-интерната № 1 обучаются 127 ребят с тяжелой потерей слуха, с ними работают 42 педагога. Занимаются ребята по обычной общеобразовательной программе, параллельно в течение всего учебного процесса осваивая устную речь. Ведь «немота» — это последствие не глухоты, а отсутствия правильного обучения.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook