Гимн России в замке Бенкендорфа

Из-за перипетий политики поток российских туристов в Эстонию снизился, но культурные контакты продолжаются, подтверждением чему стал подписанный межгосударственный договор о взаимном сотрудничестве России и Эстонии в области культуры на 2016 – 2018 годы. Одной из точек на культурной карте соседней страны, появившейся совсем недавно, является возрожденный при участии российских реставраторов замок графа Бенкендорфа близ Таллина.

Гимн России в замке Бенкендорфа  | Замок графа Бенкендорфа близ Таллина вернули из забвения.<br>ФОТО АВТОРА

Замок графа Бенкендорфа близ Таллина вернули из забвения.
ФОТО АВТОРА

Местечко называется Кейла-Йоа, сам же замок Бенкендорфа зовется Фалль: это производное от немецкого слова fallen – «падать». В нескольких сотнях метров от замка совершенно спокойная река Кейла неожиданно падает с шестиметровой высоты...

Усадебная история этого места начинается в XVI веке. Первыми владельцами поместья были эстонские и немецкие дворяне, часто сменявшие друг друга. Но своего расцвета усадьба достигла во времена Российской империи, когда хозяином стал граф Александр Христофорович Бенкендорф. Тот самый, который вошел в историю как шеф корпуса жандармов и начальник Третьего отделения, занимавшегося политическим сыском. А потому имел в советское время репутацию царского сатрапа, гонителя Пушкина. Кстати, кроме всего прочего Бенкендорф – герой Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии.

Владельцем замка он стал в 1827 году, а чтобы расширить усадьбу, прикупил соседние мызы. Свое поместье Бенкендорф оформил в неоготическом стиле – в духе Средневековья. Автором замка стал молодой архитектор Андрей Штакеншнейдер – тогда он был еще учеником Огюста Монферрана. Последний в то время возглавлял строительство Исаакиевского собора, а Штакеншнейдер работал у него рисовальщиком чертежей...

Считается, что именно здесь, в замке Фалль, адъютант Бенкендорфа Алексей Львов 26 мая 1833 года исполнил написанный им на слова Василия Жуковского гимн Российской империи «Боже, царя храни!». Да еще и в присутствии императора Николая Павловича... Первой исполнительницей гимна была старшая дочь Бенкендорфа Анна. Очевидцы рассказывали, что император был в восторге.

После смерти в 1844 году шефа корпуса жандармов (его могила сохранилась на фамильном кладбище близ усадьбы) владелицей имения стала его дочь Мария, жена Григория Волконского. Затем мыза переходила по наследству, во время Февральской революции 1917 года ее разорили. В период первой Эстонской республики мыза была отчуждена в пользу государства, согласно земельному закону, и стала собственностью Министерства иностранных дел.

В годы немецкой оккупации здесь размещалась секретная школа абвера. Знаменитый в свое время фильм с Олегом Далем «Вариант «Омега» повествует о событиях, происходивших как раз здесь. В советское время тут был клуб воинской части, потом, после ее ухода в начале 1990-х годов, здание двадцать лет пустовало и разрушалось. С 2010 года – это частное владение бизнесмена и мецената Андрея Дворянинова. При этом поставили условие – воссоздать дворец и открыть его для публичного посещения.

– Когда я впервые увидел это сооружение, будучи еще учителем физкультуры в местной школе, то вообще не догадывался, что передо мной старинный замок. Запущенное здание было больше похоже на обычную казарму... Вообще я с детства неравнодушен к истории. И когда занялся дворцом, то понял, что здесь предстает вся история России XIX века, – рассказал Дворянинов.

Реликвия усадьбы – львы из белого каррарского мрамора перед входом. В свое время их увезли отсюда в Таллин, а когда замок восстановили, вернули обратно. Львы – старше замка, им два с половиной века. Когда Бенкендорф с Николаем I были в Италии, там он присмотрел эти скульптуры для дворца...

Восстанавливали замок именно так, как он был задуман изначально Штакеншнейдером. Многое пришлось создавать заново. Работали реставраторы из Петербурга.

– В 2012 году нас попросили посмотреть, что можно сделать с этим замком, который тогда был в плачевном виде, – говорит архитектор-реставратор Юлия Кононова. – Обшарпанные стены, провалившиеся полы, обнаженная кирпичная кладка на стенах, утраченное убранство потолков. По большому счету сегодня до 80% во дворце – новодел, но выполнено многое по рисункам Штакеншнейдера, которые мы нашли в Эрмитаже и Русском музее. Мы по ним скрупулезно работали, рассматривая под лупой и вымеряя каждую деталь.

По рисункам Штакеншнейдера были в точности воссозданы музыкальный салон и Вазная. Другие помещения оформили по аналогам, поскольку изображений не было. Ориентировались на то, как выглядели в то время дворцы в неоготическом стиле. Например, Фермский дворец и Коттедж в Петергофе.

За три года дворец практически возродили из руин. Сейчас в нем одновременно музей, ресторан, отель, выставочный и концертный зал и даже... музей гимнов всех стран. Здесь можно послушать записи всех гимнов, написанных когда-либо.

– Когда в 2013 году мы открывали замок, начали именно с исполнения гимна «Боже, царя храни», – поясняет новый владелец. – И каждый год проводим концерт с торжественным исполнением гимна одной из стран. В этом году он посвящен «Марсельезе». Ведь в этой усадьбе всегда звучали разные языки. Традиция продолжается: недавно здесь был в гостях британский принц Эндрю, побывала государственная делегация из Китая. Вообще наша идея – устроить здесь «маленький Петергоф».

Впрочем, работа по возрождению усадьбы продолжается. Предстоит, например, восстановить Церковный дом возле замка. Сейчас от него остались только стены. Много сил уйдет еще на парк. В XIX веке этот парк с редким ландшафтом считался одним из самых интересных в Европе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5773) от 25.08.2016.


Комментарии