Главная городская газета

Фрукт по сезону

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Жемчужины «Серебряного ожерелья»

Среди отечественных туристских проектов «Серебряное ожерелье России» занимает особенное место. Читать полностью

По базарному счету

Кузнечный, Мальцевский, Московский. Догадались? Это главные рынки Петербурга. Ну, может, и не главные. Но когда слышишь эти названия, возникает чувство прикосновения к чему-то чрезвычайно историческому и... элитному. Читать полностью

Подсолнух под прессом

В нашем садоводстве есть один чудак-человек – Богдан Егорыч, который многолетними посадками не заморачивается. Каждый год «живой изгородью» его участка становятся дремучие заросли подсолнуха. Читать полностью

Мороженое - что в него положено?

Забавно, но мороженое в наш город, который был знаменит этим лакомством всегда, ныне везут изо всех уголков страны - от Сибири до Краснодарского края... Читать полностью

Дурная компания

Пока совет дома, правоохранительные органы, суды анализируют правдивость протоколов общих собраний, по дому начинают ходить двойные квитанции квартплаты. Читать полностью

Спутник стартует в поле

Город Южный, вызывающий горячие споры, скоро начнут строить Читать полностью
Фрукт по сезону | РИСУНОК Василия АЛЕКСАНДРОВА

РИСУНОК Василия АЛЕКСАНДРОВА

Яблоком раздора между поставщиками и крупной сетью магазинов экономкласса стало вовсе никакое и не яблоко, а совсем другой плод - киви. Дискаунтеры отказались принимать на реализацию эти расчудесные фрукты. С формулировкой: «Отказ может носить временный характер». До тех пор пока не будет пересмотрена ценовая составляющая ранее подписанного договора - в сторону снижения оптовой стоимости товара.

Ягода в отказе

Наш потребитель к этой ягоде (да-да, киви по биологическому своему происхождению - ягода) очень даже благосклонен. С середины нулевых годов, когда «китайский крыжовник» впервые появился на наших прилавках, скажем так, «массовым тиражом».

Тогда эксперты призывали рассматривать рынок фруктовых «экзотов» - цитируем по стародавнему документу: «...Как экспериментальный. Пойдет торговля - станут эти фрукты настоящим товаром, а нет - забудут о них». Причем их продвижению должна способствовать «не банальная реклама, а широкое объяснение потенциальному покупателю достоинства и ценности того или иного фрукта».

Аналитики и эксперты на то и есть, чтобы прогнозы выстраивать. А реальность - на то, чтобы прогнозы опровергать. Так вот в реальности «двигателем торговли» экзотического фрукта киви стала не реклама (ее вообще не было), не «широкое объяснение ценности фрукта». Торговлю «двинула»... упаковка! А именно - легкие прозрачные пластиковые контейнеры, помещенные в сетку, с фирменной «заклепкой»-липучкой.

Позже в такие контейнеры стали упаковывать другие фрукты. Но первыми были киви. Привлекательно, в какой-то мере даже стильно, удобно для переноски и для домашнего хранения.

В активном продвижении киви к потребителям расстарались - возможно, сами того не ведая, - производители тортов. Очищенные от невзрачной бурой кожицы, нарезанные тонкими кружочками или полумесяцем плоды стали эффектным украшением многих кондитерских изделий.

Одновременно в «пропаганду» киви включилась медицина. Не умаляя достоинств цитрусовых, все-таки следует уточнить: в киви витамина С больше, чем в том же лимоне. Всего лишь один съеденный плод киви покрывает суточную потребность организма человека в аскорбиновой кислоте. Да и съесть-то его можно не так, как лимон, - не поморщившись.

Но вот что было, пожалуй, самым главным в этом фрукте/ягоде, так это стоимость товара в наших магазинах. По цене киви оказался доступным даже самым малоимущим гражданам. Неспроста его сравнивали с картошкой. Кто-то, помнится, даже шутил - «мохнатая картошка».

Ничего, кроме бизнеса

Каждый год в мире выращивают в среднем 3,4 миллиона тонн киви. Пятерка мировых стран-производителей стабильна на протяжении многих лет: Китай, Италия, Новая Зеландия, Чили, Греция. Далее идут Франция, Япония, Иран, Турция, США.

Кстати, родина киви-ягоды вовсе не родина киви-птички. То есть не Новая Зеландия. Родина «китайского крыжовника», естественно, - Китай. Правда, культура там именовалась иначе, название каким-то образом было связано с... обезьяной. И дословно переводилось как «обезьяний персик» - из-за мохнатой кожицы.

В конце XVIII века несколько саженцев киви были акклиматизированы в оранжерейных садах Европы. А в начале ХХ века семена этой культуры обрели новую почву на дальнем континенте - в Новой Зеландии. Дальше появляются две легенды. Одна утверждает, что тамошний селекционер дал новоявленному растению имя новозеландской птички.

Другая твердит о политической подоплеке. Будто бы в разгар холодной войны упоминание родины Мао Дзэдуна не способствовало продвижению товара. И тогда новозеландские маркетологи присвоили «китайскому крыжовнику» название компании, оптом сбывающей фрукты-ягоды на внутреннем и внешнем рынках, - «КИВИ». Короткое экзотическое название прижилось, и продажи начали расти.

Основным поставщиком киви на продовольственный рынок Петербурга очень продолжительное время был... Кто сказал: «Конечно, Китай!»? А вот и нет. Мы все-таки к Европе поближе, и основная масса «китайского крыжовника» приходила к нам из Евросоюза, в первую очередь из Италии.

С введением продовольственных санкций Евросоюз формально с нашего рынка ушел. Фактически - никто уже и не кривит душой - фруктовый (и не только) реэкспорт из ЕС через третьи страны существует. Но вряд ли на рынке киви будет замечена солнечная Италия.

Вот уже два года массово наращивает поставки киви в Россию Иран. Но большей частью его продукция приходится на осенне-зимний сезон. В несезон, с мая и летом, всю нишу забивает Чили. Однако только в нынешний несезон наш потребитель заметил сильно «потяжелевший» ценник. Килограмм упаковки с фирменной «заклепкой»-липучкой вдруг вырос до 165 рублей.

Некоторые особо проницательные покупатели, окинув взглядом другие ценники на не совсем сезонные фрукты, приметили, что подорожали не только киви, но, к примеру, еще и грейпфруты. А стоимость весенней импортной сливы улетела в какую-то заоблачную даль...

Аналитики консалтингового агентства FruitMARKT объясняют этот взлет цен именно несезонностью. По аналогии: зимой летняя ягода, привезенная с другого континента, будет в три раза дороже, чем ее аналог местного производства, выложенный на прилавок в июле.

Ведущий эксперт Фаина Кублановская уточняет: «Все акценты торговли сейчас сделаны на сезонные фрукты. Наиболее востребованы персики и абрикосы. Вне конкуренции черешня и клубника. Не теряют покупательского спроса яблоки, груши и бананы. Небольшие изменения ценников на цитрусовые массовой потребительской востребованности - мандарины, апельсины, лимоны - покупатель почти не замечает. Но вот у грейпфрутов, или у помело, или у свити не такой уж широкий круг потребителей, особенно летом. Понятно, что у приверженцев этих фруктов любая подвижка ценников в сторону плюса вызовет недоумение».

Рост цен именно на чилийский киви эксперт объясняет тем, что в два предыдущих года в этой стране из-за климатических несуразиц случился серьезный недород «китайского крыжовника». В результате - бизнес, ничего, кроме бизнеса: производитель хочет взять финансовый реванш на нынешнем удачном урожае; закупщик - получить свой навар на торговом посредничестве; торговля - растрясти кошелек покупателя, падкого на фрукты тропических регионов.

Тропики в регламенте

Вообще все смешалось в мире коммерческого производства киви... Эксперты того же консалтингового агентства раскрывают почти что тайну. В странах Северного полушария массовый урожай киви происходит в октябре. После чего плоды могут храниться на базах до апреля-мая. В Южном полушарии сбор урожая начинается в мае, и хранится он под газовым прессом современных хранилищ до декабря. Таким образом, для торговли и получается не просто внесезонный фрукт/ягода, а круглогодичный товар.

Про сезонность отечественных фруктов мы осведомлены довольно полно. Поэтому не перестаем удивляться майским (!) и даже июньским яблокам нового урожая якобы из Краснодарского края... С другими овощами-фруктами все сложнее. Ведь трудно нам, северянам, понять, когда, например, сезон авокадо. Да что там авокадо! Когда в апельсинах не израсходован самый богатый набор витаминов.

Ну хотя бы что-то попробуем запомнить.

* Апельсины можно купить в любое время года. Но больше всего пользы от них можно получить с декабря по май.

* И именно в это же время - с декабря по май - продаются самые лучшие киви, яблоки и груши из Чили и Аргентины.

* Грейпфрут, лимон и лайм, самые лучшие по насыщенности витаминами и прочими полезными веществами в нашей торговле - весной или осенью.

* При покупке манго хорошо бы узнать, из какой страны он привезен. Египетские манго лучше покупать в августе - ноябре. Манго из Доминиканы, Мексики и Кубы - с июня по сентябрь. В Таиланде сбор урожая манго приходится на февраль - май.

* Самое удачное время для поедания абрикосов - с середины июня, весь июль и первая половина августа.

* С середины июля по сентябрь идут самые лучшие персики.

* Лучшая хурма на наших прилавках появляется с октября по декабрь.

* Гранат наиболее полезен и спел с сентября до конца декабря.

* Дыня созревает в июле - сентябре в зависимости от сорта. Сейчас в продаже появились дыни из Чили. Видимо, попутчицы киви. Не очень сладкие, но очень дорогие.

...Возвращаясь к началу. Торговля и поставщики киви пришли к консенсусу. Универсамы сети предоставляют торговые места под «китайский крыжовник» чилийского происхождения на паритете: часть товара будет отпускаться в контейнерах - ну с той самой фирменной «заклепкой». Другая часть - вразвес. Разница в цене — 165 руб./кг к 116 руб./кг. Догадаемся с одного раза, что предпочтет покупатель...

***

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в мае по сравнению с апрелем повысились на 0,7%. С начала года - на 3,5%.

Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 3,3%. Капуста свежая стала дороже на 46,1%, морковь - на 28,9, картофель - на 25,0, свекла - на 16,3, лук репчатый - на 11,6%. Яблоки подорожали на 8,3%, а апельсины подешевели на 15,2%. Также снизились цены на огурцы - 22,6%, чеснок - 10,2, помидоры - 9,5, виноград - 4,6%.

Рост цен отмечался на рыбу разделанную лососевых пород - 3,6%, булочные изделия из муки 1-го сорта - 2,3, консервы мясные, рыбу мороженую неразделанную - 1,8%. Яйца стали дешевле на 9,2%, крупа гречневая - на 3,2, сахарный песок - на 2,6, рыба мороженая разделанная - на 1,7%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах мая составила 4888 рублей 39 копеек в расчете на месяц, что на 181 рубль 6 копеек выше, чем в апреле.

Из непродовольственных товаров обувь детская подорожала на 1,4%, табачные изделия - на 0,9, часы - на 0,8, одежда детская - на 0,4%. Отмечалось снижение цен на медикаменты - 0,8%.

Проезд в поездах дальнего следования стал дороже в среднем на 9,8%. Отмечался рост цен на экскурсионные услуги - 5,1%, занятия аэробикой - 4,1, услуги зарубежного туризма - 2,7%. Проживание в гостиницах стало дороже на 22,2%.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook