Фрукт по сезону

Яблоком раздора между поставщиками и крупной сетью магазинов экономкласса стало вовсе никакое и не яблоко, а совсем другой плод - киви. Дискаунтеры отказались принимать на реализацию эти расчудесные фрукты. С формулировкой: «Отказ может носить временный характер». До тех пор пока не будет пересмотрена ценовая составляющая ранее подписанного договора - в сторону снижения оптовой стоимости товара.

Фрукт по сезону | РИСУНОК Василия АЛЕКСАНДРОВА

РИСУНОК Василия АЛЕКСАНДРОВА

Ягода в отказе

Наш потребитель к этой ягоде (да-да, киви по биологическому своему происхождению - ягода) очень даже благосклонен. С середины нулевых годов, когда «китайский крыжовник» впервые появился на наших прилавках, скажем так, «массовым тиражом».

Тогда эксперты призывали рассматривать рынок фруктовых «экзотов» - цитируем по стародавнему документу: «...Как экспериментальный. Пойдет торговля - станут эти фрукты настоящим товаром, а нет - забудут о них». Причем их продвижению должна способствовать «не банальная реклама, а широкое объяснение потенциальному покупателю достоинства и ценности того или иного фрукта».

Аналитики и эксперты на то и есть, чтобы прогнозы выстраивать. А реальность - на то, чтобы прогнозы опровергать. Так вот в реальности «двигателем торговли» экзотического фрукта киви стала не реклама (ее вообще не было), не «широкое объяснение ценности фрукта». Торговлю «двинула»... упаковка! А именно - легкие прозрачные пластиковые контейнеры, помещенные в сетку, с фирменной «заклепкой»-липучкой.

Позже в такие контейнеры стали упаковывать другие фрукты. Но первыми были киви. Привлекательно, в какой-то мере даже стильно, удобно для переноски и для домашнего хранения.

В активном продвижении киви к потребителям расстарались - возможно, сами того не ведая, - производители тортов. Очищенные от невзрачной бурой кожицы, нарезанные тонкими кружочками или полумесяцем плоды стали эффектным украшением многих кондитерских изделий.

Одновременно в «пропаганду» киви включилась медицина. Не умаляя достоинств цитрусовых, все-таки следует уточнить: в киви витамина С больше, чем в том же лимоне. Всего лишь один съеденный плод киви покрывает суточную потребность организма человека в аскорбиновой кислоте. Да и съесть-то его можно не так, как лимон, - не поморщившись.

Но вот что было, пожалуй, самым главным в этом фрукте/ягоде, так это стоимость товара в наших магазинах. По цене киви оказался доступным даже самым малоимущим гражданам. Неспроста его сравнивали с картошкой. Кто-то, помнится, даже шутил - «мохнатая картошка».

Ничего, кроме бизнеса

Каждый год в мире выращивают в среднем 3,4 миллиона тонн киви. Пятерка мировых стран-производителей стабильна на протяжении многих лет: Китай, Италия, Новая Зеландия, Чили, Греция. Далее идут Франция, Япония, Иран, Турция, США.

Кстати, родина киви-ягоды вовсе не родина киви-птички. То есть не Новая Зеландия. Родина «китайского крыжовника», естественно, - Китай. Правда, культура там именовалась иначе, название каким-то образом было связано с... обезьяной. И дословно переводилось как «обезьяний персик» - из-за мохнатой кожицы.

В конце XVIII века несколько саженцев киви были акклиматизированы в оранжерейных садах Европы. А в начале ХХ века семена этой культуры обрели новую почву на дальнем континенте - в Новой Зеландии. Дальше появляются две легенды. Одна утверждает, что тамошний селекционер дал новоявленному растению имя новозеландской птички.

Другая твердит о политической подоплеке. Будто бы в разгар холодной войны упоминание родины Мао Дзэдуна не способствовало продвижению товара. И тогда новозеландские маркетологи присвоили «китайскому крыжовнику» название компании, оптом сбывающей фрукты-ягоды на внутреннем и внешнем рынках, - «КИВИ». Короткое экзотическое название прижилось, и продажи начали расти.

Основным поставщиком киви на продовольственный рынок Петербурга очень продолжительное время был... Кто сказал: «Конечно, Китай!»? А вот и нет. Мы все-таки к Европе поближе, и основная масса «китайского крыжовника» приходила к нам из Евросоюза, в первую очередь из Италии.

С введением продовольственных санкций Евросоюз формально с нашего рынка ушел. Фактически - никто уже и не кривит душой - фруктовый (и не только) реэкспорт из ЕС через третьи страны существует. Но вряд ли на рынке киви будет замечена солнечная Италия.

Вот уже два года массово наращивает поставки киви в Россию Иран. Но большей частью его продукция приходится на осенне-зимний сезон. В несезон, с мая и летом, всю нишу забивает Чили. Однако только в нынешний несезон наш потребитель заметил сильно «потяжелевший» ценник. Килограмм упаковки с фирменной «заклепкой»-липучкой вдруг вырос до 165 рублей.

Некоторые особо проницательные покупатели, окинув взглядом другие ценники на не совсем сезонные фрукты, приметили, что подорожали не только киви, но, к примеру, еще и грейпфруты. А стоимость весенней импортной сливы улетела в какую-то заоблачную даль...

Аналитики консалтингового агентства FruitMARKT объясняют этот взлет цен именно несезонностью. По аналогии: зимой летняя ягода, привезенная с другого континента, будет в три раза дороже, чем ее аналог местного производства, выложенный на прилавок в июле.

Ведущий эксперт Фаина Кублановская уточняет: «Все акценты торговли сейчас сделаны на сезонные фрукты. Наиболее востребованы персики и абрикосы. Вне конкуренции черешня и клубника. Не теряют покупательского спроса яблоки, груши и бананы. Небольшие изменения ценников на цитрусовые массовой потребительской востребованности - мандарины, апельсины, лимоны - покупатель почти не замечает. Но вот у грейпфрутов, или у помело, или у свити не такой уж широкий круг потребителей, особенно летом. Понятно, что у приверженцев этих фруктов любая подвижка ценников в сторону плюса вызовет недоумение».

Рост цен именно на чилийский киви эксперт объясняет тем, что в два предыдущих года в этой стране из-за климатических несуразиц случился серьезный недород «китайского крыжовника». В результате - бизнес, ничего, кроме бизнеса: производитель хочет взять финансовый реванш на нынешнем удачном урожае; закупщик - получить свой навар на торговом посредничестве; торговля - растрясти кошелек покупателя, падкого на фрукты тропических регионов.

Тропики в регламенте

Вообще все смешалось в мире коммерческого производства киви... Эксперты того же консалтингового агентства раскрывают почти что тайну. В странах Северного полушария массовый урожай киви происходит в октябре. После чего плоды могут храниться на базах до апреля-мая. В Южном полушарии сбор урожая начинается в мае, и хранится он под газовым прессом современных хранилищ до декабря. Таким образом, для торговли и получается не просто внесезонный фрукт/ягода, а круглогодичный товар.

Про сезонность отечественных фруктов мы осведомлены довольно полно. Поэтому не перестаем удивляться майским (!) и даже июньским яблокам нового урожая якобы из Краснодарского края... С другими овощами-фруктами все сложнее. Ведь трудно нам, северянам, понять, когда, например, сезон авокадо. Да что там авокадо! Когда в апельсинах не израсходован самый богатый набор витаминов.

Ну хотя бы что-то попробуем запомнить.

* Апельсины можно купить в любое время года. Но больше всего пользы от них можно получить с декабря по май.

* И именно в это же время - с декабря по май - продаются самые лучшие киви, яблоки и груши из Чили и Аргентины.

* Грейпфрут, лимон и лайм, самые лучшие по насыщенности витаминами и прочими полезными веществами в нашей торговле - весной или осенью.

* При покупке манго хорошо бы узнать, из какой страны он привезен. Египетские манго лучше покупать в августе - ноябре. Манго из Доминиканы, Мексики и Кубы - с июня по сентябрь. В Таиланде сбор урожая манго приходится на февраль - май.

* Самое удачное время для поедания абрикосов - с середины июня, весь июль и первая половина августа.

* С середины июля по сентябрь идут самые лучшие персики.

* Лучшая хурма на наших прилавках появляется с октября по декабрь.

* Гранат наиболее полезен и спел с сентября до конца декабря.

* Дыня созревает в июле - сентябре в зависимости от сорта. Сейчас в продаже появились дыни из Чили. Видимо, попутчицы киви. Не очень сладкие, но очень дорогие.

...Возвращаясь к началу. Торговля и поставщики киви пришли к консенсусу. Универсамы сети предоставляют торговые места под «китайский крыжовник» чилийского происхождения на паритете: часть товара будет отпускаться в контейнерах - ну с той самой фирменной «заклепкой». Другая часть - вразвес. Разница в цене — 165 руб./кг к 116 руб./кг. Догадаемся с одного раза, что предпочтет покупатель...

***

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в мае по сравнению с апрелем повысились на 0,7%. С начала года - на 3,5%.

Плодоовощная продукция подорожала в среднем на 3,3%. Капуста свежая стала дороже на 46,1%, морковь - на 28,9, картофель - на 25,0, свекла - на 16,3, лук репчатый - на 11,6%. Яблоки подорожали на 8,3%, а апельсины подешевели на 15,2%. Также снизились цены на огурцы - 22,6%, чеснок - 10,2, помидоры - 9,5, виноград - 4,6%.

Рост цен отмечался на рыбу разделанную лососевых пород - 3,6%, булочные изделия из муки 1-го сорта - 2,3, консервы мясные, рыбу мороженую неразделанную - 1,8%. Яйца стали дешевле на 9,2%, крупа гречневая - на 3,2, сахарный песок - на 2,6, рыба мороженая разделанная - на 1,7%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах мая составила 4888 рублей 39 копеек в расчете на месяц, что на 181 рубль 6 копеек выше, чем в апреле.

Из непродовольственных товаров обувь детская подорожала на 1,4%, табачные изделия - на 0,9, часы - на 0,8, одежда детская - на 0,4%. Отмечалось снижение цен на медикаменты - 0,8%.

Проезд в поездах дальнего следования стал дороже в среднем на 9,8%. Отмечался рост цен на экскурсионные услуги - 5,1%, занятия аэробикой - 4,1, услуги зарубежного туризма - 2,7%. Проживание в гостиницах стало дороже на 22,2%.

#киви #торговля #разногласия

Комментарии