Фото на очень долгую память

Итальянским ученым понадобилась некоторая информация о звезде из окрестностей галактики Треугольника. Восьмидесятилетней давности информация. Необходимые данные оказались в Пулковской обсерватории.

Фото на очень долгую память | На фрагменте скана фотопластинки – галактика Андромеды. Сама пластинка в негативе.ФОТО предоставлено Пулковской обсерваторией

На фрагменте скана фотопластинки – галактика Андромеды. Сама пластинка в негативе.ФОТО предоставлено Пулковской обсерваторией

Представим себе старые семейные фотопленки. Оцифровали – пленки можно бы и выбросить. С фотоархивом Пулковской обсерватории все категорически не так. Фотопленка (точнее, фотопластинка: астрофотографии делались на стекле) какого-нибудь небесного объекта, снятого в конце XIX века, несмотря на оцифровку, ценности не теряет. И бог знает какую тайну может открыть, скажем, в XXII веке.

В 1893 году в Западной башне главного здания обсерватории был установлен Нормальный астрограф, а с 1895-го астроном С. К. Костинский начал проводить на нем наблюдения. И фотографировать. Ученый так и представлен в энциклопедиях – «основатель отечественной астрофотографии». Его работы стали основой Пулковской стеклянной библиотеки, или стеклотеки, или архива фотопластинок. Их за все время накопилось около 50 тысяч. Среди них, к примеру, снимки только что открытого в 1930 году Плутона. В том, что в 2015 году миссия НАСА «Новые горизонты» точненько подошла к небесному телу, – огромная заслуга и «пулковских» многолетних наблюдений.

Нужные итальянским ученым фотографии были сделаны не намного позже: галактику Треугольника обсерватория фиксировала в 1935 – 1938 годах. Эти фото итальянцы и попросили для них оцифровать.

На фотопластинках Пулковской стеклотеки – планеты большие и малые, спутники планет, кометы, звездные скопления, двойные звезды, звезды новые и звезды слабые (еле видимые), области с радиоисточниками...

– Сохранилась уникальная пластинка с наблюдением Марса, сделанная до войны 30-дюймовым рефрактором, – рассказывает заведующая лабораторией астрометрии и звездной астрономии Елена Рощина.

Фото есть – рефрактора нет. Погиб во время войны. В 1941 году директор обсерватории А. Н. Дейч спасал, как мог, фотопластинки, оборудование – тысяча пластинок уцелела с довоенных времен. Часть снимков сделана в эвакуации в Ташкенте.

Есть фото первого искусственного спутника Земли. Вообще-то тогда, в 1957-м, первыми сняли ракету-носитель советского спутника австралийцы. Но то фото не сообщало о параметрах движения. А в Пулковской дождались ясного неба, и молодой астроном Тамара Киселева на телескопе АКД (астрограф короткофокусный двойной) вела съемку таким образом, что по снимкам смогли вычислить координаты объекта в определенные периоды и его топоцентрическую скорость.

В 2004 году была сделана последняя фотопластинка. Прошла их эпоха. Пришло время ПЗС-матриц, микросхем на светочувствительных фотодиодах. Они, как говорят астрономы, дали вторую жизнь обсерваториям: цифровые матрицы менее беспомощны перед городской засветкой.

Татьяна Васильева, заведующая Фотографическим архивом обсерватории, говорит: важен очень длинный ряд наблюдений за одним и тем же объектом; у небесных тел накапливаются свои «семейные фотоальбомы» – от старых фотопластинок до снимков, сделанных ПЗС-камерами.

Фотопластинки в лаборатории астрометрии постоянно оцифровывают – придумали свою методику: вместо двух-трех миллионов евро уложились в 100 тысяч рублей. Но если оцифровывают – нужны ли сами пластинки?

– Это документальное свидетельство, – поясняет инженер обсерватории Александр Шумилов. – Фотоэмульсия хранит информацию, которую еще «не выудили». В мире возрос интерес к «прочтению» старых фотопластинок более совершенными методами. Можно взять пластинку, которой лет 40 – 50, и добыть из нее некие новые сведения.

Как табличка с древними иероглифами: нашли-то давно, а что знаки обозначают, ученые, может, дознаются лет через сто, сопоставив что-то с чем-то. К тому же астрофото – только «сырье» для математических расчетов, а математика на месте не топчется. Астрометристам вообще положено обладать нечеловеческим смирением: то, что сфотографировано минувшей ночью, может «сыграть» через полстолетия. Правда, и нынешние ученые работают на базе того, что создавалось их коллегами десятилетия назад.

«Цифра», говорят, уже весьма точно передает образ, «снятый» со стекла, так что довольно скоро настанет момент, когда достаточно будет цифрового отображения старых фото. Сами фотопластинки так и будут храниться в архиве – как хранятся старинные рукописи.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (5629) от 26.01.2016.


Комментарии