Евгений Евтушенко. Не люди умирают, а миры

«Пять минут назад Евгений Александрович отошел в вечность». Это сообщил ТАСС в субботу друг русского поэта Евгения Евтушенко Михаил Моргулис. Один из самых известных и значимых поэтов России второй половины XX века скончался на 85-м году жизни в США, где жил с 1991 года.

Евгений Евтушенко. Не люди умирают, а миры  | Было время, когда поэзия собирала огромные залы и стадионы... ФОТО Валентина МАСТЮКОВА и Владимира САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Было время, когда поэзия собирала огромные залы и стадионы... ФОТО Валентина МАСТЮКОВА и Владимира САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Судьба его не была такой уж легкой, но все же ему выпала возможность дожить до глубокой старости, а это с поэтами, особенно с русскими, случается нечасто. Он пережил всех из легендарной четверки поэтов-шестидесятников - Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину.

Эти молодые поэты ворвались в советскую поэзию в период так называемой хрущевской оттепели. Тогда поэты читали стихи публично, с легкостью собирая стадионы, словно рок-звезды. Успех был оглушительным. Вот как написал об одном выступлении сам Евтушенко: «В 1954 году первый раз отмечался День поэзии. Мы вышли на площадь Маяковского, сами не ожидая, что там будет происходить... Там собралось примерно 30 - 35 тысяч человек. Без единой афиши на улице! Это было потрясающе!».

В фильме Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» молодой Евтушенко со товарищи выступили в ролях самих себя в эпизоде поэтического вечера в Политехническом музее в Москве. Кстати, эту сцену предложила снять Хуциеву Екатерина Фурцева - тогдашний министр культуры СССР. Позднее Пьер Паоло Пазолини хотел, чтобы Евтушенко снимался у него в роли Христа, а Эльдар Рязанов прочил ему роль Сирано де Бержерака... Поэт сыграл Константина Циолковского в фильме «Взлет», написал сценарий к ленте «Я - Куба» Михаила Калатозова. И сам Евтушенко стал режиссером фильма по собственному сценарию «Похороны Сталина».

Шестидесятые для СССР в целом были позитивной эпохой, не лишенной романтизма и надежд. Это было время, когда женщины укорачивали юбки и рожали детей, предполагая жить долго и счастливо, вся страна, затаив дыхание, следила за полетом первого космонавта, а в журнале «Москва» напечатали роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И все «предполагали жить» - долго и счастливо.

С репортажных фотографий, сохранившихся в архивах, на нас смотрят одухотворенные лица: Андрей Тарковский, молодой Никита Михалков, шагающий по Москве, улыбающийся Юрий Гагарин... Хотя, конечно, не стоит идеализировать оттепель: и в те времена было не так уж тепло.

Евтушенко не был гоним, его стихи публиковали не только в «Юности» и «Новом мире», но и в «Правде». Он не только писал лирические стихи, но и работал с крупными формами - в шестидесятые появились поэмы «Бабий Яр», «Братская ГЭС», он откликался в своем творчестве на многие политические события. Однако не любил, когда его стихи называли политическими, предпочитая термин «гражданственные».

Его поэтический язык - прост, понятен, доступен. Стихи легко запоминаются. Даже Иосиф Бродский, относившийся к Евтушенко, мягко говоря, сложно, признавался, что помнит наизусть строк 200 - 300 его стихов. После того как появилась информация о смерти Евтушенко, социальные сети были переполнены его стихами, люди цитировали то, что особенно запало им в душу. Чаще всего вспоминают эти строки:

Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Миллионы знают его по строкам стихотворения «Со мною вот что происходит...», посвященного поэтессе Белле Ахмадулиной, с которой Евтушенко прожил в браке три года. Песня на эти стихи звучит в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», а в фильме «Служебный роман» исполняется хорошо знакомая многим песня на стихи Евтушенко «Нас в набитых трамваях болтает».

В 1991 году Евгений Евтушенко с семьей уехал в Америку. Ему предложили контракт с американским университетом в городе Талса (штат Оклахома). Там он и жил, преподавал историю кино. Но постоянно приезжал в Россию, выступал перед поклонниками. До последних лет Евгений Евтушенко жил стремительно, не замедляя темп. Он говорил, что хотел бы «родиться во всех странах, быть беспаспортным, к панике бедного МИД, всеми рыбами быть во всех океанах и собаками всеми на улицах мира». И жить так, чтобы до последнего дня от него гудела земля.

Свое 85-летие 18 июля этого года Евгений Евтушенко собирался отметить гастрольным туром по городам России, Белоруссии и Казахстана. Поняв, что умирает, попросил организатора юбилейного фестиваля Сергея Винникова, чтобы вечер в Большом зале Консерватории в Москве и спектакль в Кремлевском дворце состоялись - уже без него.

Церемония прощания состоится сначала в США, а затем в Москве. Поэт хотел быть похороненным в Переделкине, неподалеку от могилы Бориса Пастернака.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии