Главная городская газета

Экологи: береговая зона Финского залива разрушается

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Жемчужины «Серебряного ожерелья»

Среди отечественных туристских проектов «Серебряное ожерелье России» занимает особенное место. Читать полностью

По базарному счету

Кузнечный, Мальцевский, Московский. Догадались? Это главные рынки Петербурга. Ну, может, и не главные. Но когда слышишь эти названия, возникает чувство прикосновения к чему-то чрезвычайно историческому и... элитному. Читать полностью

Подсолнух под прессом

В нашем садоводстве есть один чудак-человек – Богдан Егорыч, который многолетними посадками не заморачивается. Каждый год «живой изгородью» его участка становятся дремучие заросли подсолнуха. Читать полностью

Мороженое - что в него положено?

Забавно, но мороженое в наш город, который был знаменит этим лакомством всегда, ныне везут изо всех уголков страны - от Сибири до Краснодарского края... Читать полностью

Дурная компания

Пока совет дома, правоохранительные органы, суды анализируют правдивость протоколов общих собраний, по дому начинают ходить двойные квитанции квартплаты. Читать полностью

Спутник стартует в поле

Город Южный, вызывающий горячие споры, скоро начнут строить Читать полностью
Экологи: береговая зона Финского залива разрушается | ФОТО Александра Петросяна/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра Петросяна/ИНТЕРПРЕСС

Разрушение береговой зоны Финского залива беспокоит не только петербургских экологов, но в значительной мере и зарубежных специалистов. Эта тема станет одной из ключевых на XVIII международном форуме «День Балтийского моря», который пройдет в северной столице 22 - 23 марта под эгидой Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтики (ХЕЛКОМ). Региональным оператором форума впервые выступит подведомственная Смольному специализированная фирма (СФ) «Минерал» - питерские геологи представят генеральную схему берегозащиты мегаполиса на Неве, которой предстоит войти в новый генплан города, разрабатываемый на 2018 - 2038 гг. А потом многолетнюю работу презентуют на Петербургском экономическом форуме, дабы привлечь внимание федеральных структур.

В последние годы о наступлении моря на прибрежную часть северной столицы эксперты говорят с особым беспокойством. Ведь только в границах города береговая линия тянется на 150 км, а общая ее протяженность в периметре российской части Финского залива составляет более 500 км.

Принято считать, что разрушениям подвержен только Курортный район (Сестрорецк, поселки Тарховка, Комарово, Репино и др.), где море «шествует» в среднем со скоростью около полуметра в год. Но это заблуждение: опасные, а порой необратимые процессы происходят и в других частях мегаполиса. Генеральная схема берегозащиты Петербурга, работа над которой практически завершена, охватывает также Петроградский, Василеостровский, Приморский, Кировский, Красносельский и Петродворцовый районы.

Так, в Петергофе «победоносную» силу моря ощущают Нижний парк и всемирно известный дворцово-парковый ансамбль «Александрия». Береговая зона заметно размывается в поселке Лисий Нос и ломоносовском районе Мартышкино. Морская вода настойчиво движется к Парку 300-летия Санкт-Петербурга и отвоевывает позиции у Канонерского острова. Страдает Кронштадт. Разрушительные явления происходят на западной оконечности острова Котлин, где площадь размыва берегов за последние семь десятилетий составила 187 квадратных километров, и за это время потеряно 82% защищающего берег песчаного материала.

Береговая «картина мира» менялась и раньше, скажем, в XIX веке, но не так стремительно (по геологическим меркам), как на памяти современного поколения. Что же происходит?

- Причины известны, - говорит Николай Филиппов, директор СФ «Минерал». - Это и результат непродуманных действий по разработке подводных карьеров, и следствие неумелых берегозащитных укреплений, от которых бывает больше вреда, чем пользы. Неблагоприятные геологические факторы таким образом накладывались на «рукотворные». Но есть и моменты, связанные с изменением климата: раньше во время штормов, сотрясающих береговую часть залива в конце года, появлялся спасительный лед, а теперь он по обыкновению запаздывает.

Специфической петербургской «болезнью» эти процессы не назовешь, в той или иной мере они характерны для большинства приморских городов России, да и зарубежных. Хотя проявление их во многом зависит от природной среды: у северных наших соседей другое строение берега. Финское взморье, к примеру, складывалось из кристаллических твердых пород, а питерские берега «строились» за счет легко размываемых ледниковых отложений.

Но стоило ли ставить в вину великому царю-плотнику, что он основал столицу империи на Неве? Геологической службы, оснащенной «прозорливыми» системами, Петр I не имел.

И что бы там ни говорили строители, а Комплекс защитных сооружений, как именуют «обнявшую» воды Невской губы дамбу, сыграл двоякую роль. Спасая Петербург от сильных наводнений, дамба влияет на подъем уровня воды на всей защищаемой ею территории и «подстегивает» размыв берегов, по которым тянутся дороги, жилые кварталы и дачи.

Геологи в этом убеждены, поскольку строят свои выводы на многолетнем мониторинге и исследованиях, проводимых с использованием современного оборудования, методов математического моделирования и т. д. Выводы специалистов отражены в Экологическом паспорте Санкт-Петербурга (обновляемая геоинформационная система) и крупномасштабных геологических картах города, «сшитых» в полновесный атлас. Эти суждения далеко не оценочные, они опираются на комплексные работы, в которых кроме «Минерала» участвуют научно-исследовательские, академические и отраслевые институты, проектные организации.

Разрушение береговой зоны, впрочем, не единственная опасность для города - экологических рисков и угроз много. Северная столица построена на болотах, где органические вещества разлагаются, выделяя биогаз. Чтобы предотвратить его выбросы, создавали особые скважины, скажем, в районе Ржевки (Красногвардейский район). Другие присущие городу геологические проблемы связаны с карстовыми отложениями (Пушкинский и Красносельский районы), радоновым газом (Пушкинский) и грунтовыми водами (район Полюстровского проспекта), создающими головную боль для строителей.

Да и размыв берегов происходит не только в приморских районах Петербурга. Специалисты подсчитали: в городе более полусотни рек и речушек общей протяженностью 466 км, вдоль которых осыпаются береговые склоны, происходят оползни и обвалы. По некоторым данным, территория приречных разрушений достигает 20%, общая протяженность береговой эрозии по обоим берегам уже превышает 173 тыс. км, а скорость отступания склонов (обычный термин) доходит до 0,8 метра в год. Чтобы убедиться, достаточно пройтись по Смоленке, Волковке или Екатерингофке.

Но геологи не просто фиксируют тенденции, хотя надежный статистический материал много значит, они предлагают решения, учитывая как советский опыт, так и передовую зарубежную практику. Несколько лет назад «Минерал» завершил проект по «использованию геологической информации в управлении городской средой для предотвращения экологических рисков» (это название и суть работы), который проводился в соответствии с программой Евросоюза при его же финансовом участии. Затем был проект по приграничному сотрудничеству с Финляндией, где опять-таки звучала берегозащитная тема.

- Не нужно изобретать велосипед, придумывать новые способы берегоукрепления, - поясняет Николай Филиппов. - Ничего лучше защитных песчаных пляжей не придумали, но создавать их нужно умело, а не как в Комарове, например, где они прослужили около тридцати лет и стали размываться. К комаровским пляжам следовало бы добавить инженерную защиту...

Такими сооружениями могут стать вдающиеся в море Т-образные стенки, способные гасить волны, только нужно построить их из природного материала - привезенных из Ленобласти могучих валунов. Песок для отсыпки тоже следует брать не откуда-нибудь, а из проверенных имеющих лицензию карьеров - под Выборгом на севере или в Волосовском муниципальном районе на юге.

По предварительным расчетам, берегозащитные работы в Курортном районе будут стоить около 2,5 млрд рублей, а укрепление берегов в границах всего города оценивается примерно в 7 млрд. Если вспомнить стоимость строительства российских дорог (более 100 млн долларов за километр при реконструкции Московской кольцевой автодороги, например), то это не такие уж сумасшедшие деньги.

В свое время предпроектный научно обоснованный документ - генеральную схему берегозащиты - поддержали депутаты Законодательного собрания Петербурга и члены общественного экологического совета при губернаторе. На эти работы из городского бюджета было выделено в общей сложности около 130 млн рублей - остались последние штрихи, после чего потребуется приступить непосредственно к изысканиям.

Но предварительно нужно решить старую правовую коллизию, которая заключается в том, что город может тратить бюджетные деньги только на территорию, ограниченную морем. Акватория Финского залива подпадает под федеральную юрисдикцию. Это камень, о который споткнулись многие подобные начинания: «валун преткновения» не удалось сдвинуть с места даже после обращений в высокие инстанции.

По мнению авторов генсхемы, если она прозвучит на «Дне Балтийского моря» и других крупных форумах, это облегчит задачу по привлечению государственных субсидий. Частный бизнес может тоже поделиться деньгами, если отдать ему в аренду часть прибрежной полосы на длительный срок, предложив построить там защитные инженерные сооружения. Такой формой работы, как государственно-частное партнерство, не следует пренебрегать, полагают эксперты.

Важно решать эти задачи в комплексе, считает Анна Кузнецова, исполняющая обязанности руководителя Невско-Ладожского бассейнового водного управления, локальные укрепления только ухудшают ситуацию. Особенно если учесть, что в береговой зоне Финского залива расположены два субъекта Федерации, Петербург и Ленобласть, со своими бюджетами.

Ожидается, что полностью готовая генеральная схема берегозащиты должна получить добро в правительстве города (это произойдет, очевидно, уже в нынешнем году). После чего обретет силу весомого документа, с которым станет «считаться» и разрабатываемый новый генплан города.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook