Экологи: береговая зона Финского залива разрушается
Разрушение береговой зоны Финского залива беспокоит не только петербургских экологов, но в значительной мере и зарубежных специалистов. Эта тема станет одной из ключевых на XVIII международном форуме «День Балтийского моря», который пройдет в северной столице 22 - 23 марта под эгидой Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтики (ХЕЛКОМ). Региональным оператором форума впервые выступит подведомственная Смольному специализированная фирма (СФ) «Минерал» - питерские геологи представят генеральную схему берегозащиты мегаполиса на Неве, которой предстоит войти в новый генплан города, разрабатываемый на 2018 - 2038 гг. А потом многолетнюю работу презентуют на Петербургском экономическом форуме, дабы привлечь внимание федеральных структур.
ФОТО Александра Петросяна/ИНТЕРПРЕСС
В последние годы о наступлении моря на прибрежную часть северной столицы эксперты говорят с особым беспокойством. Ведь только в границах города береговая линия тянется на 150 км, а общая ее протяженность в периметре российской части Финского залива составляет более 500 км.
Принято считать, что разрушениям подвержен только Курортный район (Сестрорецк, поселки Тарховка, Комарово, Репино и др.), где море «шествует» в среднем со скоростью около полуметра в год. Но это заблуждение: опасные, а порой необратимые процессы происходят и в других частях мегаполиса. Генеральная схема берегозащиты Петербурга, работа над которой практически завершена, охватывает также Петроградский, Василеостровский, Приморский, Кировский, Красносельский и Петродворцовый районы.
Так, в Петергофе «победоносную» силу моря ощущают Нижний парк и всемирно известный дворцово-парковый ансамбль «Александрия». Береговая зона заметно размывается в поселке Лисий Нос и ломоносовском районе Мартышкино. Морская вода настойчиво движется к Парку 300-летия Санкт-Петербурга и отвоевывает позиции у Канонерского острова. Страдает Кронштадт. Разрушительные явления происходят на западной оконечности острова Котлин, где площадь размыва берегов за последние семь десятилетий составила 187 квадратных километров, и за это время потеряно 82% защищающего берег песчаного материала.
Береговая «картина мира» менялась и раньше, скажем, в XIX веке, но не так стремительно (по геологическим меркам), как на памяти современного поколения. Что же происходит?
- Причины известны, - говорит Николай Филиппов, директор СФ «Минерал». - Это и результат непродуманных действий по разработке подводных карьеров, и следствие неумелых берегозащитных укреплений, от которых бывает больше вреда, чем пользы. Неблагоприятные геологические факторы таким образом накладывались на «рукотворные». Но есть и моменты, связанные с изменением климата: раньше во время штормов, сотрясающих береговую часть залива в конце года, появлялся спасительный лед, а теперь он по обыкновению запаздывает.
Специфической петербургской «болезнью» эти процессы не назовешь, в той или иной мере они характерны для большинства приморских городов России, да и зарубежных. Хотя проявление их во многом зависит от природной среды: у северных наших соседей другое строение берега. Финское взморье, к примеру, складывалось из кристаллических твердых пород, а питерские берега «строились» за счет легко размываемых ледниковых отложений.
Но стоило ли ставить в вину великому царю-плотнику, что он основал столицу империи на Неве? Геологической службы, оснащенной «прозорливыми» системами, Петр I не имел.
И что бы там ни говорили строители, а Комплекс защитных сооружений, как именуют «обнявшую» воды Невской губы дамбу, сыграл двоякую роль. Спасая Петербург от сильных наводнений, дамба влияет на подъем уровня воды на всей защищаемой ею территории и «подстегивает» размыв берегов, по которым тянутся дороги, жилые кварталы и дачи.
Геологи в этом убеждены, поскольку строят свои выводы на многолетнем мониторинге и исследованиях, проводимых с использованием современного оборудования, методов математического моделирования и т. д. Выводы специалистов отражены в Экологическом паспорте Санкт-Петербурга (обновляемая геоинформационная система) и крупномасштабных геологических картах города, «сшитых» в полновесный атлас. Эти суждения далеко не оценочные, они опираются на комплексные работы, в которых кроме «Минерала» участвуют научно-исследовательские, академические и отраслевые институты, проектные организации.
Разрушение береговой зоны, впрочем, не единственная опасность для города - экологических рисков и угроз много. Северная столица построена на болотах, где органические вещества разлагаются, выделяя биогаз. Чтобы предотвратить его выбросы, создавали особые скважины, скажем, в районе Ржевки (Красногвардейский район). Другие присущие городу геологические проблемы связаны с карстовыми отложениями (Пушкинский и Красносельский районы), радоновым газом (Пушкинский) и грунтовыми водами (район Полюстровского проспекта), создающими головную боль для строителей.
Да и размыв берегов происходит не только в приморских районах Петербурга. Специалисты подсчитали: в городе более полусотни рек и речушек общей протяженностью 466 км, вдоль которых осыпаются береговые склоны, происходят оползни и обвалы. По некоторым данным, территория приречных разрушений достигает 20%, общая протяженность береговой эрозии по обоим берегам уже превышает 173 тыс. км, а скорость отступания склонов (обычный термин) доходит до 0,8 метра в год. Чтобы убедиться, достаточно пройтись по Смоленке, Волковке или Екатерингофке.
Но геологи не просто фиксируют тенденции, хотя надежный статистический материал много значит, они предлагают решения, учитывая как советский опыт, так и передовую зарубежную практику. Несколько лет назад «Минерал» завершил проект по «использованию геологической информации в управлении городской средой для предотвращения экологических рисков» (это название и суть работы), который проводился в соответствии с программой Евросоюза при его же финансовом участии. Затем был проект по приграничному сотрудничеству с Финляндией, где опять-таки звучала берегозащитная тема.
- Не нужно изобретать велосипед, придумывать новые способы берегоукрепления, - поясняет Николай Филиппов. - Ничего лучше защитных песчаных пляжей не придумали, но создавать их нужно умело, а не как в Комарове, например, где они прослужили около тридцати лет и стали размываться. К комаровским пляжам следовало бы добавить инженерную защиту...
Такими сооружениями могут стать вдающиеся в море Т-образные стенки, способные гасить волны, только нужно построить их из природного материала - привезенных из Ленобласти могучих валунов. Песок для отсыпки тоже следует брать не откуда-нибудь, а из проверенных имеющих лицензию карьеров - под Выборгом на севере или в Волосовском муниципальном районе на юге.
По предварительным расчетам, берегозащитные работы в Курортном районе будут стоить около 2,5 млрд рублей, а укрепление берегов в границах всего города оценивается примерно в 7 млрд. Если вспомнить стоимость строительства российских дорог (более 100 млн долларов за километр при реконструкции Московской кольцевой автодороги, например), то это не такие уж сумасшедшие деньги.
В свое время предпроектный научно обоснованный документ - генеральную схему берегозащиты - поддержали депутаты Законодательного собрания Петербурга и члены общественного экологического совета при губернаторе. На эти работы из городского бюджета было выделено в общей сложности около 130 млн рублей - остались последние штрихи, после чего потребуется приступить непосредственно к изысканиям.
Но предварительно нужно решить старую правовую коллизию, которая заключается в том, что город может тратить бюджетные деньги только на территорию, ограниченную морем. Акватория Финского залива подпадает под федеральную юрисдикцию. Это камень, о который споткнулись многие подобные начинания: «валун преткновения» не удалось сдвинуть с места даже после обращений в высокие инстанции.
По мнению авторов генсхемы, если она прозвучит на «Дне Балтийского моря» и других крупных форумах, это облегчит задачу по привлечению государственных субсидий. Частный бизнес может тоже поделиться деньгами, если отдать ему в аренду часть прибрежной полосы на длительный срок, предложив построить там защитные инженерные сооружения. Такой формой работы, как государственно-частное партнерство, не следует пренебрегать, полагают эксперты.
Важно решать эти задачи в комплексе, считает Анна Кузнецова, исполняющая обязанности руководителя Невско-Ладожского бассейнового водного управления, локальные укрепления только ухудшают ситуацию. Особенно если учесть, что в береговой зоне Финского залива расположены два субъекта Федерации, Петербург и Ленобласть, со своими бюджетами.
Ожидается, что полностью готовая генеральная схема берегозащиты должна получить добро в правительстве города (это произойдет, очевидно, уже в нынешнем году). После чего обретет силу весомого документа, с которым станет «считаться» и разрабатываемый новый генплан города.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Комментарии