Дети привычки
Школой # 687 могли бы хвастаться: сюда не то что из разных районов города – с Камчатки приезжают, из Красноярского края, из Мурманска. Администрация Центрального района в письмах сообщает: школа «играет значительную роль в образовательной системе Центрального района, города Санкт-Петербурга и России».
В комитете по образованию родителей успокаивают: опасаться нечего. Между тем на руках у директора три предписания из разных инстанций с полусотней пунктов: «устранить». В смысле отремонтировать, исправить и т. д. Но сейчас это читается как «устранить школу».
В любой момент урока любой ученик может пересесть на диван и отдохнуть.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Все по правилам»
Официальное название учреждения – «Начальная школа – детский сад # 687 Центрального района Санкт-Петербурга «Центр реабилитации ребенка». Расположено на Обводном канале, рядом две станции метро, летом зелено. Аж пять корпусов. Правда, маленьких – в них разместились пять классов (школьники с аутизмом) и 14 дошкольных групп (дети «со сложным дефектом», задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи). Среди воспитанников и здоровые дети из здешнего микрорайона. Общая территория – 11,5 тыс. кв. м. Словом, впечатляет – если не знать, что почти все корпуса «аварийные».
– Вот первый корпус. Здесь начинается реабилитация малышей с аутизмом. Корпус могут закрыть хоть сегодня, – комментирует Елена Прохоренко, мама ученика.
Стоим возле разрушающейся лестницы. На фасаде предупреждение: «Опасная зона». Впрочем, по этой лестнице каждое утро доставляют продукты в пищеблок, и, судя по контрастирующим с развалинами пластиковым окнам, жизнь в корпусе вполне себе идет.
– Мы боимся даже не того, что корпус закроют, а того, что все учреждение ликвидируют. А таких в городе больше нет, – добавляет Елена.
...Интерьер классов начальной школы «домашний»: таковы особые условия для особенных детей.
– Детям с расстройствами аутистического спектра нужна особая организация пространства, – объясняет учитель начальных классов Надежда Лебедева. – Четкое разделение на учебную зону, игровую и зону отдыха.
Везде – красочные стенды с подробным расписанием: «сейчас – зима», «месяц – февраль», «сегодня – среда». «Утром идем к психологу» (и фото психолога), «днем – к логопеду» (фото логопеда). Московский профессор Владимир Касаткин, специалист по аутизму (его лекция прошла в Петербурге с аншлагом), объяснял: «Принципиально важно для аутичных детей, чтобы все было «по правилам». Как только у ребенка появляется уверенность, что «все по правилам», значительно расширяются возможности обучения».
«Это же дети привычки», – поясняют родители. Стоит нарушить порядок (книжку в другое место положить), и ребенку придется запомнить не этот один изменившийся фрагмент, а заново конструировать свою картину мира. Мозг выполняет чудовищные по энергозатратам операции. Все равно как если бы вы, чтобы почистить зубы, всякий раз корпели над теоремой Ферма.
То, что 687-я – «детский сад + школа», тоже принципиально. Педагоги обоих звеньев работают в дружной сцепке, при переходе с одной ступени образования на другую ребенку все знакомо. Нет тревоги – можно учиться. Дошкольников-аутистов здесь 21, школьников – 36. В группах и классах по семь человек. Это перебор: надо бы по пять, но востребованность большая – и так очередь стоит.
На школьных стенах многочисленные профессиональные дипломы и грамоты, но педагоги показывают не на них, а на свои диковинные листки с какими-то схемами. Это графики, скажем так, умений ребенка. Умения играть, оперировать понятиями, сравнениями – масса параметров. Пока навыка нет, соответствующая зона закрашена красным; что-то налаживается – желтым, успех – зеленым. В первых графиках красным-красно, затем становится больше желтого, а потом схемы постепенно зеленеют.
– Мы приехали из Красноярска, – рассказывает мама Татьяна Терехина. – Сыну было три года, сейчас мы ходим здесь в садик уже четвертый год и здесь же пойдем в школу. Больше нас нигде не брали.
Мальчик не говорит. Но уже многому научился, в том числе хвалиться: когда за ним приходит папа, парень тащит его за руку показывать свои поделки. Мама характеризует это как «колоссальный прогресс».
– Мы уже в 3-м классе, у нас гигантские успехи, – рассказывает мама Яна Чижевская. – Это и по интеллектуальному развитию видно, и по поведению. Речь улучшается. Дети могут на публике выступать! Раньше это было немыслимо.
Слабое среднее звено
Здания, требующие ремонта, – тактическая проблема. А есть еще стратегическая.
Школа для аутистов охватывает только начальное звено. Потом дети «расходятся» по районным школам. И в какую бы ни пошли, выстраиваемый годами привычный мирок рухнет. Как говорят родители, плохо даже не само это «разрушение», а что случается оно слишком рано, когда дети «только-только начинают социализироваться». Родители знают, что специалистов, которые умеют работать с детьми-аутистами, мало: «Нам так и говорили в детских садах и школах – идите в 687-ю, только там вам помогут».
– Здесь действительно уникальный преподавательский состав, – говорит Нина Антимоник, мама. – Мы знаем, что в других учреждениях такого уже не будет. И получается, что после четырех лет такой работы, после такого большого прорыва – регресс.
Родители нынешних воспитанников «на связи» с родителями бывших учеников. На вопрос: «Как вам в новой школе?» слышат такое: «Ребенок просто сидит и складывает пирамидку. А при выпуске из 687-й уже начинал читать. И считать. В пределах трех – но начинал считать!». Та мама «выпускника» 687-й может себе позволить нанять няню, но понимает, что ребенку «нужно быть в коллективе. А коллектива там просто нет».
– То, что называется «инклюзия», совместное обучение, нам совершенно не подходит, – рассуждает Яна Чижевская. – Ребенок там либо сидит один, либо кого-нибудь заставляют с ним дружить.
– Нам остался один год. И после этого нам предлагают школу VIII вида (со сниженным интеллектуальным развитием. – Ред.), – говорит мама, Татьяна Барашкина. – И ребенок попадает из устроенной для него и таких же детей среды в абсолютно не соответствующую. Я знаю, что будет: он будет сидеть в коридоре печенюшку грызть, а потом нас попросят забрать его на домашнее обучение.
Домашнее обучение родители характеризуют термином «десоциализация».
Ресурсный центр
Школе # 687 в следующем году четверть века. То есть создавали ее в начале девяностых – не самый беззаботный период в жизни страны. Исследования проблемы аутизма только начинались. Методик ноль. Отважный был шаг.
В первую очередь со стороны педагогов: первопроходцами стали директор заслуженный учитель РФ Лариса Демьянчук, Людмила Шипицина (Людмила Михайловна умерла в конце прошлого года; была ректором Института им. Р. Валленберга), Евгений Иванов, доктор медицинских наук, профессор кафедры специальной психологии СПбГУ.
Это был и смелый шаг со стороны родителей. И, очевидно, со стороны города.
Почему так резко забеспокоились родители, объясняет Татьяна Терехина. В ноябре она написала на сайт президента страны «о необходимости ремонтных работ в школе». Письмо спустилось в администрацию губернатора, оттуда сообщили: школа в ведении Центрального района, ремонт должен делать район.
29 декабря родители получили из районной администрации «очень интересное письмо». В нем говорилось, что еще в 2012 году администрация района предлагала взамен нескольких зданий построить одно (однако для дошкольного образования), зато с бассейном. Но в государственной программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015 – 2020 гг.» ничего про это не сказано.
– В пятилетку «по развитию» нас не включили и финансирование свели к минимуму. То есть в системе образования нас, получается, не видят, – констатирует Татьяна Терехина.
Дальше – цепь логических рассуждений: здания требуют срочного ремонта, в мае дети уйдут на каникулы, в сентябре школу просто не откроют.
Недавно в СМИ (в том числе в нашей газете) была распространена информация: «С 1 сентября в школе # 18 Центрального района Петербурга смогут обучаться ребята с синдромом аутизма». И перечислены другие учреждения с «интересным и достаточно результативным опытом работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»: школа # 46 Центр РИМ Калининского района и школа # 25 Петроградского района. В той же заметке школа # 687 упомянута как единственная в своем роде, но о судьбе ее не говорится.
Между тем 687-я – «ресурсный центр». Площадка передового опыта. Сюда приезжают студенты, специалисты из других образовательных учреждений, из разных регионов страны, из-за рубежа. Дети привыкли: если на расписании висит табличка «Гости», значит, придут человек 20 и будут смотреть, как они умеют учиться.
...Родители держатся за педагогический коллектив, за связку «детский сад – школа» и надеются, что обучение детей продлят и в среднем звене. Впрочем, первоочередное чаяние – чтобы 1 сентября 2016 года школа открыла двери для учеников. Заявлений в будущий 1-й класс уже и так с лихвой, родители упрашивают, требуют, скандалят, плачут. В первую очередь школа примет своих же детсадовцев. Их в этом году много. И ведь меньше не будет...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5644) от 16.02.2016.
Комментарии