Что-то с головой

Как говорил французский галантный философ Франсуа Ларошфуко: «Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой разум». А между тем в нашей стране уже два миллиона человек страдают деменцией – именно так называют старческое слабоумие. И, как прогнозируют врачи, к 2030 году количество таких людей удвоится. Причина, как ни парадоксально, – в успехах медицины.

Что-то с головой | ФОТО agsandrew/shutterstock.com

ФОТО agsandrew/shutterstock.com

Тяжкое бремя времени

Наверное, едва ли не у каждого есть пожилой родственник, которого ни на минуту нельзя оставить без присмотра: то газ включит, но воду не выключит, то, выйдя из дома, забредет неведомо куда, а родня сутками ищет несчастного по всему городу.

Деменция, или старческое слабоумие, обычно начинается незаметно. Одним из первых признаков болезни является потеря кратковременной памяти. Человек, у которого развивается эта патология, может помнить события своей молодости, но в то же время забывает, что, например, делал час назад, когда последний раз ел, для чего нужен тот или иной предмет. Словом, ведет себя, как герои колумбийского селения из романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», которые потеряли память и вынуждены были делать записки такого рода: «Это корова, ее надо доить каждый день».

Со временем память все больше ухудшается, слабеет абстрактное мышление, теряются ориентировка в пространстве и контроль за простыми действиями... По статистике, среди людей до 65 лет такие изменения отмечаются у одного из пятидесяти, а среди тех, кому за 80, – уже у каждого пятого. У некоторых деменция прогрессирует так быстро, что они не могут жить без посторонней помощи.

По словам профессора Военно-медицинской академии (ВМА) Игоря Литвиненко, даже в медицинском сообществе нет понимания того, от чего возникает эта беда. Причиной служит генетическая предрасположенность (болезнь Альцгеймера), но могут быть и другие факторы – ожирение, сосудистые нарушения, высокий уровень холестерина, диабет, даже образ жизни, когда человек добровольно сокращает повседневные заботы, круг общения и интеллектуальные усилия.

В любом случае, как считает Игорь Литвиненко, старческое слабоумие – бич стареющей цивилизации. И у этого недуга серьезные социально-психологические последствия: страдают как родственники, так и сам пациент.


Несколько ликов недуга

В случае сосудистой деменции первыми симптомами являются проблемы с физическим здоровьем: нарушается слух, появляется шум в ушах, больным сложно передвигаться и удерживать равновесие. Кроме того, пациенты становятся легко раздражительными, излишне эмоциональными. Часто переживают по мелочам, могут без причины заплакать. Сосудистая деменция обязательно сопровождается такими заболеваниями, как артериальная гипертензия, сахарный диабет, атеросклероз.

А вот в случае болезни Альцгеймера в первую очередь нарушаются когнитивные навыки, причем очень быстро. Человек резко теряет память, ему становится трудно выполнять профессиональные обязанности. Вплоть до того, что он не может посчитать сдачу в магазине, запомнить, куда какие предметы он положил, даже удержать нить разговора и подобрать необходимые слова. У больных появляется растерянность. Они не могут осмыслить происходящее.

К тому моменту, когда появляются первые признаки деменции, у больного уже погибает 80 – 85 процентов нейронов. А они, как известно, не восстанавливаются. Чем раньше родные приведут пожилого человека к врачу, тем больше шанс сохранить качество жизни.

– Потеря памяти не всегда необратима, – объясняет Игорь Литвиненко. – 10 – 20% случаев нарушения интеллекта потенциально обратимы, если они возникли у пациентов с депрессиями, доброкачественными опухолями головного мозга, а также при интоксикациях препаратами, дефиците некоторых витаминов. Поэтому, прежде чем отчаиваться, следует пройти нейропсихологическое исследование и обследование у невролога.

И хотя радикального препарата для излечения деменции в целом и болезни Альцгеймера в частности пока не существует, сегодня появились средства, способные затормозить патологический процесс на ранней стадии, а в некоторых случаях и улучшить состояние пациента. Есть ряд препаратов-ноотропов, принимаемых для улучшения умственных способностей, которые небезуспешно используются в терапии деменции и болезни Альцгеймера. Но, разумеется, они назначаются строго индивидуально.


Гимнастика для ума

Специалисты утверждают, что важно не только лечить деменцию, но и заниматься ее профилактикой.

В пожилом возрасте чрезвычайно полезно тренировать мозг мыслительной и творческой деятельностью – заучивать стихи, изучать иностранные языки.

Американские ученые из медицинского центра университета Раша в Чикаго провели специальное исследование. На протяжении нескольких лет более двух сотен добровольцев проходили ежегодное тестирование умственных способностей. После смерти участников их мозг исследовался на предмет наличия признаков деменции. Оказалось, что у людей, занимавшихся умственной деятельностью и в юном, и в пожилом возрасте, темп снижения мыслительной активности был на 15% меньше по сравнению с теми, кто особо не утруждал себя «задачками» для ума. У тех пациентов, которые наиболее часто посвящали время умственной работе, интеллектуальные способности угасали на 32% медленнее, чем у людей, которые давали себе только умеренную нагрузку для мозга. Добровольцы, редко читавшие и писавшие в старости, деградировали на 48% быстрее. По словам американских ученых, их исследование доказало: напрягать мозги нужно на протяжении всей жизни, и тогда ясность ума может сохраниться до глубокой старости, а память останется крепкой.

Другим важнейшим фактором длительного поддержания умственных способностей является здоровый образ жизни. Сегодня о пользе его много говорят, и кто как не врач должен давать пациентам рекомендации, как приобщиться к нему, с чего начинать. Доказано, например, что физические упражнения способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в головном мозге. Достоверные исследования показали также важность правильного питания, недопустимость переедания: чем ниже калорийность пищи, тем больше у человека возможностей прожить дольше без тяжелых болезней.

Для родственников пациентов, страдающих всеми формами деменции, в нескольких городах России в рамках проекта «Мемини» проводятся специальные семинары и школы. В Петербурге они проходят на базе различных клиник, и за два года в них получили помощь 120 человек.

Инициаторы проекта также создали сайт, на котором можно получить советы по уходу за больными, задать вопросы специалистам, найти врача, специализирующегося на лечении деменции. Как считает доктор психологии, когнитолог, руководитель «Мемини» Александр Сонин, проект важен тем, что позволяет людям, которые столкнулись с этой проблемой, поддерживать друг друга, найти ответы на интересующие их вопросы среди тех, кто оказался в такой же ситуации.

А в марте этого года в Городском гериатрическом центре открылся центр памяти, где с пациентами работают психотерапевты, психологи, логопеды.


Продолжительность жизни пещерного человека не превышала 20 лет. В Древнем Риме люди жили в среднем чуть дольше 25 лет. К середине XIX века средняя продолжительность жизни людей достигла 37 лет. Всего за полтора века она увеличилась до 70 лет. И именно поэтому до второй половины XIX века многие болезни, развивающиеся после 45 — 50 лет, практически не наблюдались. Их описаний не найти не только у греческого врача Гиппократа, жившего за 400 лет до нашей эры, но и у не менее знаменитого Авиценны, жившего около 1000 лет назад, равно как и у европейца Парацельса, жившего в XVI веке.



Для родственников пациентов, страдающих всеми формами деменции, в нескольких городах России в рамках проекта «Мемини» проводятся специальные семинары и школы. В Петербурге они проходят на базе различных клиник, и за два года в них получили помощь 120 человек.

Инициаторы проекта также создали сайт, на котором можно получить советы по уходу за больными, задать вопросы специалистам, найти врача, специализирующегося на лечении деменции. Как считает доктор психологии, когнитолог, руководитель «Мемини» Александр Сонин, проект важен тем, что позволяет людям, которые столкнулись с этой проблемой, поддерживать друг друга, найти ответы на интересующие их вопросы среди тех, кто оказался в такой же ситуации.

А в марте этого года в Городском гериатрическом центре открылся центр памяти, где с пациентами работают психотерапевты, психологи, логопеды.




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (5465) от 26.05.2015.


Комментарии