Чиновник меняет окрас

Если набрать в поисковой системе «белый цвет такси», навстречу тут же вывалится строчка: «белый цвет такси - как обойти закон». Она отлично иллюстрирует происходящее на рынке таксомоторных перевозок Московской области, где, в соответствии с принятым региональным законом, с 10 февраля 2017 года для такси введена «единая цветовая гамма - в основе своей белая». Для столичных таксомоторов чуть раньше был выбран желтый цвет. Комитет по транспорту Петербурга решил не отставать от Первопрестольной с ее пригородами и, как мы уже сообщали, подготовил свой вариант законопроекта «О регулировании отдельных вопросов организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга», предписывающий перекрасить все такси нашего города в белый цвет (в предыдущей версии документа, как мы помним, рассматривалось сочетание белого, серебристо-серого и черного).

Чиновник меняет окрас | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По мнению чиновников, машины одной масти удобнее идентифицировать. В документе так и говорится: «Для идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам покрытие наружной поверхности кузова легкового такси должно иметь белую цветовую гамму». При этом петербургский вариант предполагается сделать несколько либеральнее столичного: нашим предпринимателям по крайней мере будет разрешено не перекрашиваться до истечения действующего разрешения.

Загадочная «белая цветовая гамма» (интересно, сколько оттенков белого при этом воображают чиновники?) сама по себе не беда. Мне как потребителю услуг такси, грубо говоря, «фиолетово», какого цвета будет кузов поданной машины - лишь бы авто было исправно, а водитель опытен, вежлив и трезв. Но мне небезразличны последствия такого нововведения. Ведь совершенно очевидно, что затраты на покраску машин (от 75 до 85 тыс. рублей за каждую) ее владельцы постараются побыстрее «отбить», дружно взвинтив тарифы на перевозку пассажиров. Что менять «таксовавшую» машину предприниматели станут уже не через 2 - 4 года, как сейчас, а куда реже - ведь, перекрашенная, она заметно потеряет в цене.

Да и насчет облегчения «идентификации по отношению к иным транспортным средствам» простая логика подсказывает: все не так однозначно. Во-первых, на наших улицах полно белых легковушек, не являющихся таксомоторами. Во-вторых, перекрасятся лишь лицензированные такси, которые и сегодня легко вычленить в потоке - они-то в отличие от армии нелегалов дисциплинированно обозначают себя фонарями и шашечками, а значит, их и сейчас легко контролировать (об этом «Санкт-Петербургские ведомости» недавно рассказывали в материале «Уберут ли Uber» от 23.05.2017 г.). Надо быть крайне наивным, чтобы поверить, что после решения о «единой цветовой гамме» все такси без разрешений от комитета по транспорту (а поймать за руку водителей таких авто сегодня практически невозможно) вдруг добровольно сменят масть своих железных коней - ведь никаких преференций законопослушному бизнесу не предусмотрено. Более того, лихорадочное состояние рынка (из-за агрессивного входа на него демпингующих интернет-операторов) позволяет предсказать: часть легальных сейчас перевозчиков предпочтет уйти в тень. А это, согласитесь, опять-таки не повысит безопасность пассажиров.

Право устанавливать цвет такси регионам дал федеральный закон от 21.04.2011 г. № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Из 85 субъектов РФ по крайней мере 70 не поспешили перекрашивать и перекраивать и без того непростой рынок таксомоторных перевозок, боясь навредить ему.

На сегодня этим правом пользуются лишь 12 субъектов РФ - Калининградская, Тверская, Тульская, Белгородская, Ростовская, Амурская области, Краснодарский и Ставропольский края, республики Бурятия и Татарстан, Москва и Московская область. Если судить по сообщениям местных СМИ, перед принятием соответствующих региональных законов нигде предварительно не проводилось ни более-менее профессионального исследования того, как влияет окраска кузова на безопасность езды, ни обсуждений с участниками рынка - таксистами и их объединениями, ни опросов горожан.

В некоторых из тех регионов, где решение о «фирменном» цвете было принято, столкнулись с существенным - в 2 - 7 раз! - сокращением числа получаемых таксистами лицензий. И сейчас там думают, как смягчить последствия своего шага. Например, заключают соглашения, по которым признают разрешения на перевозку пассажиров, выданные в соседних регионах, где нет «правила одного цвета». Чтобы не перекрашивать авто, водители теперь просто регистрируют свою деятельность у соседей. А некоторые субъекты (например, Курская область и Башкирия) уже успели не только принять региональный закон о такси одной масти, но и отменить его как безусловно вредный.

Кому же на руку избыточное регулирование рынка, если в проигрыше окажутся и бизнес, и потребитель?

Ответ тоже лежит на поверхности. Забейте в поисковую строку что-нибудь вроде «Разрешение на такси без открытия ИП» или «Легкая и быстрая легализация такси» - и вы ужаснетесь количеству действующих ссылок на услуги «жучков»-частников и даже крупных контор...

#такси #цвет #белый

Комментарии