Честное офшорное

Исторический Петербург может не выдержать натиска Вячеслава Заренкова и его структур. В здании на Московском проспекте, о славном прошлом которого напоминает гордая табличка «Ленинградский ордена Октябрьской Революции и ордена Красной Звезды вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова», теперь офис продаж «ЛенспецСМУ». Квартирами торгуют в бывшем заводоуправлении, сохраненном, похоже, только потому, что постройка выходит на парадный Московский проспект. Позади, кажется, сносят все что можно – даже то, что сам застройщик некогда обещал сохранить.

Честное офшорное | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Нам довелось побывать на этом заводе в его последние годы. Лабиринт цехов (до нужного пришлось пройти с пару остановок) и внутри – сверкающий поезд «Нева» для петербургского метрополитена. Делегация чиновников Смольного рассматривала его как последнее слово техники.

Предприятие собиралось производить до ста вагонов в год при односменном режиме работы и до 160 – при двухсменном. Но все переменилось. 2012 год: сюда наведываются судебные приставы, они находят только 10 вагонов в разной степени готовности. Вагоны арестовывают в счет уплаты долгов. «Вагонмаш» – банкрот.

Фактическим собственником бывшей заводской территории после этого становится компания «ЛенспецСМУ» (входит в холдинг «Эталон»). Предприниматели давно заявляли о видах на участок близ Московского проспекта. Говорилось и о том, что производство сохранится – переедет на вторую площадку на Чугунной улице, где располагался Петербургский трамвайно-механический завод. В итоге, как мы знаем, и ПТМЗ был продан с торгов, и там уже вовсе планируется новая стройка.

На территории «Вагонмаша» «ЛенспецСМУ» времени терять не стало. Потерянное время – это недополученная прибыль, что совсем не в интересах холдинга «Эталон», находящегося под контролем миллиардера Вячеслава Заренкова. «Санкт-Петербургские ведомости» уже писали, кстати, что конечная контролирующая сторона холдинга – Etalon Group Limited – зарегистрирована на острове Гернси, известном всему миру как прибежище офшорных компаний...

Уже в 2013-м «Вагонмаш», многочисленные дореволюционные корпуса которого относились к концу XIX – началу XX века, начинают сносить. Половину построек удалось снять с государственной охраны благодаря историко-культурной экспертизе, проведенной экспертом Еленой Лущеко. Сама Лущеко объясняла: территория будто бы очень плотная, застроена «как Шанхай» и на ней чего только не намешано. Как утверждали тогда в привлеченной «ЛенспецСМУ» демонтажной компании, сохранены от сноса были три здания, оставшиеся в статусе памятников (заводоуправление, малярная и слесарно-сборная мастерские), а также «ряд дополнительных сооружений, включая фрагменты зданий, документально не представляющие историко-культурной ценности, но составляющие с историческими зданиями единые комплексы, – красивые ансамбли – образцы промышленной архитектуры».

Три здания. Сохранены. Обратим на этот момент внимание.

Чуть позже в «ЛенспецСМУ» заявили, что получили заключение «о соответствии режиму использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия» на бывшей территории «Вагонмаша». Речь шла о строительстве здесь детского образовательного учреждения на 220 мест. И снова: сообщалось, что проект включает в себя «приспособленные под ДОУ исторические здания бывших «кузнечной мастерской» и «токарно-слесарно-механической мастерской» и современную 3-этажную пристройку» (цитируется релиз «ЛенспецСМУ»).

Проектные иллюстрации того времени подтверждают: под детский сад предполагалось использовать части старых зданий – как минимум их стены. По словам генерального директора привлеченной фирмы-проектировщика Андрея Шарова, он пытался совместить в своей работе краснокирпичную и современную застройку. «Я считаю, что было необходимо оставить память об этом заводе, о том, что существовало до нас», – отметил Шаров.

Архитектор пояснил и общее решение жилого комплекса. Здания-памятники, выходящие на Московский проспект, остаются. Вдоль продолжения Варшавской улицы строятся высотные корпуса (по данным «ЛенспецСМУ», 9 – 18 этажей). Школа и садик располагаются на своеобразной буферной территории между этими зонами.

К осени прошлого года на месте завода началось новое строительство. В сентябре было получено разрешение на возведение одного корпуса, но месяцем позже служба строительного надзора зафиксировала, что строится не одно, а четыре здания. Параллельно «ЛенспецСМУ» полностью снесло... те самые исторические корпуса, которые обещано было сохранить и приспособить под детский сад.

Три здания.

Снос возмутил заместителя председателя городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александра Кононова. Ситуацию прояснила представитель КГИОП Ольга Милица. Оказывается, практически в то же самое время, когда бизнесмены давали публичное и не лишенное некоторой гордости обещание сохранить исторические корпуса, КГИОП уже занимался согласованием технического заключения по демонтажу постройки. Заключение было подготовлено нанятыми экспертами на основании того, что «возможность восстановления отсутствует».

И не знать об этом согласовании офшорные застройщики вряд ли могли.

Просто мистика какая-то, воскрешающая в памяти «Мастера и Маргариту»: «А он попросту соврал! – звучно, на весь театр сообщил клетчатый помощник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: – Поздравляю вас, гражданин, соврамши!»

Можно лишь гадать, почему КГИОП согласился с выводами привлеченных застройщиками экспертов и предписал застройщику провести воссоздание зданий «с использованием исторических материалов». Общественность хорошо знает, как это получается у «ЛенспецСМУ». На примере Училищного дома в Рыбацком, который после восстановления оказался «восстановлен» на другом месте и в других объемах.

Неужели вся эта громкая и многократно освещавшаяся в прессе история ускользнула от внимания Ольги Милицы?

Кстати, «Вагонмаш» не единственная историческая территория, на которой в последнее время разгулялось «ЛенспецСМУ». Примерно в то же время, что и на Московском проспекте, разворачивались демонтажные работы за Варшавским вокзалом. На обширном участке стояли пакгаузы и другие дореволюционные постройки, часть которых находилась под охраной. Здесь коммерсанты также запланировали жилой комплекс.

Недавно стало известно о том, что «ЛенспецСМУ» собирается построить за Варшавским 14-этажные дома-пластины, которые записные острословы уже охарактеризовали словом «муравейники». Проект обнародовал российский филиал финского архитектурного бюро Юкки Тикканена.

Муравейники из офшора.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.


Комментарии