Быть ли Репинке академией?

Открытым письмом к министру культуры Владимиру Мединскому с требованием не допустить присоединения Научно-исследовательского музея и Научной библиотеки при Российской академии художеств к Санкт-Петербургскому государственному институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина отреагировали сотрудники музея на инициативу ректора института Семена Михайловского.

Быть ли Репинке академией? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Письмо размещено в социальных сетях, собираются подписи. Текст опубликован анонимно, но, как сообщила нашей газете директор музея Людмила Кондратенко, письмо отражает позицию ученого совета музея. Совет собирался на днях и обсуждал эту тему.

Краткое содержание письма таково. 25 декабря 2015 года на заседании президентского Совета по культуре и искусству Семен Михайловский предложил создать Санкт-Петербургскую академию художеств путем объединения исторически находящихся в одном здании Репинского института, музея и библиотеки и все это сделать одним юридическим лицом.

Музейные сотрудники считают, что это может повредить коллекциям. Сейчас любое действие с фондами должно быть санкционировано Министерством культуры. В новой конфигурации появляется промежуточное звено в виде руководства академии, которое якобы может превратить фонды в «подсобную базу». Кроме того, музей беспокоит возможность (пусть сейчас и чисто теоретическая) потери экспозиционных площадей, которые могут быть отданы под учебные цели.

Основная часть письма содержит историческую справку о том, что коллекция музея начала формироваться в 1758 году и до последних лет XIX века он был единственным музеем русского искусства в России. В первые годы советской власти музей объединили с институтом, именно тогда самые ценные произведения ушли в Эрмитаж и Русский музей.

Кроме того, в состав музея входят филиалы, не имеющие никакого отношения к учебному процессу в институте им. И. Е. Репина. Их посещаемость составляет несколько десятков тысяч людей в год. Это музеи-квартиры Архипа Куинджи и Исаака Бродского, дом-музей Павла Чистякова в Пушкине и музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты».

Обе стороны имеют своих сторонников. Но, по нашим источникам, поддерживающие идею объединения института и музея не намерены предпринимать симметричные шаги в виде сочинения ответных писем с «разбором полетов» музея и сбором подписей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Семен МИХАЙЛОВСКИЙ,
ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина:

– Меня удивляет реакция на предложение повысить статус учреждения и объединить усилия. Академия художеств в Петербурге создавалась с определенными целями, именно образовательными целями. Об этом говорить можно бесконечно, с экскурсами в историю. Мы занимаемся образованием, востребованным не только у нас, но и в мире. У нас неплохие экономические показатели. У нас есть потенциал, возможности принести пользу музею и библиотеке не только в реставрационной деятельности. К слову, музею в последние годы из бюджета не выделялись средства ни на оборудование, ни на исследования, ни на реставрацию. И музей шел на рискованные, скажем так, для репутации выставки. Библиотека вообще на протяжении многих лет была закрыта для читателей. Но почему-то это не было темой публичного обсуждения. То есть там и там есть проблемы, которые рано или поздно придется решать. У государства вряд ли в сегодняшних условиях будет возможность оказать этим силой обстоятельств разобщенным институциям достойную поддержку. Никто не против обсуждения. Но есть интересы государства, есть интересы школы и интересы отдельных людей. Сегодня или завтра объединение произойдет. Я в этом убежден. Процесс, наверное, затянется. Письма в разных жанрах будут обострять дискуссии. Мы в них участия принимать не намерены. Потому что очень много текущих дел, связанных с образовательной, научной, выставочной деятельностью.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5633) от 01.02.2016.


Комментарии