Братья наши нелюбимые

«Сколько?» – переспрашиваю недоверчиво. «До 90% популяции», – повторяют сотрудники городской Дирекции особо охраняемых природных территорий, подведомственной комитету по природопользованию. Нередко во время весенних миграций под колесами машин погибают практически целые популяции амфибий – тысячи лягушек и жаб, которые направляются на нерест в водоемы. Проблема гибели животных от автотранспорта стоит очень остро, ведь часто их миграционные пути пересечены дорогами. И если в Европе этот вопрос давно и успешно решают, то у нас работа в данном направлении только начинается. Недавно Дирекция ООПТ провела первый семинар, на котором специалисты из Петербурга, Нижнего Новгорода и Белоруссии поделились опытом в области спасения квакушек-путешественниц с педагогами и представителями дорожных организаций федерального и регионального уровней.

Братья наши нелюбимые | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Какая польза от лягушек?

Какие мысли возникают у среднестатистического человека при виде лягушки или жабы? Наверняка что-то вроде брезгливого: «Фу, какая гадость!», а уж родительское: «Не трогай жабу, не то будут бородавки на руках!» – это вообще классика. Конечно же, несчастные лягушки к этому не имеют никакого отношения. И если внешне они приятны не всем, то в их пользе ученые уверены безоговорочно. Например, одна лягушка за лето может съесть примерно 1200 вредных насекомых!

– У экосистемы нет ни полезных, ни бесполезных элементов. Она являет собой некую цельность. Убираем один элемент – и система перестраивается. Убираем еще что-то – и она может развалиться, – объясняет кандидат биологических наук, научный сотрудник Зоологического института РАН, герпетолог Константин Мильто. – Конкретно жабы и лягушки в наших лесах – важнейший элемент пищевой цепи, ведь это животные с очень большой биомассой. Ими питаются громадное количество хищников и птиц. Их личинки – кормовой объект для рыб, а сами головастики – потребители планктона. Для ученых наличие земноводных и рептилий – индикатор здоровья экосистемы. Если они есть, значит, в лесу или в парке еще не так все плохо. Высокий уровень загрязнения – и амфибии и рептилии зачастую исчезают, какой-либо антропогенный пресс – тоже.

При этом численность амфибий в Петербурге с каждый годом сокращается. Интенсивное движение автотранспорта и застройка оставляют животным мало шансов.

– Если еще в советское время многие виды амфибий встречались в наших парках, то сегодня их там почти нет, – продолжает Мильто. – Причин тому масса: и загрязнение водоемов, и их обработка инсектицидами, и дороги, и отсутствие подходящих биотопов, ведь полностью выкашивается трава и срезается кустарник. Они, конечно, живут в лесопарках, но численность низкая. Далее, в городе обитают два вида хвостатых амфибий – обыкновенный и гребенчатый тритоны. Обыкновенный еще недавно был массовым, чуть ли не в любой луже его можно было найти, сегодня численность упала. А гребенчатый тритон и вовсе на пределе своего существования – он практически весь съеден. Осталась одна популяция, да и та на глазах тает. В Ленинградской области ситуация чуть получше.

Дело в том, что практически все наши водоемы «заражены» ротаном. Этой агрессивной рыбке достаточно трех лет для полного уничтожения тритона. А потом он принимается за лягушек. Ротан – порода дальневосточная, содержался нашими аквариумистами с XIX века. А в конце века двадцатого началось его победное шествие по Ленинградской области – после того как рыбаки его начали выпускать в малых водоемах, где он прекрасно размножается и не встречает сопротивления со стороны хищников. Этот «бич амфибий» сегодня сильно волнует ученых.

Опасная тропа

Что касается гибели мигрирующих земноводных на дорогах, то проблема объясняется просто. Как правило, когда прокладывается магистраль, не учитывают, что при этом рассекается целая популяция. В итоге с одной стороны дороги оказываются места зимовки, а с другой – размножения животных. В разных местах могут быть места нагула и зимовки. Поэтому звери должны постоянно пересекать дороги. Наиболее массовые и опасные миграции для амфибий – весенние, потому что в этот период перемещаются самки с икрой. А, к примеру, в одной самке травяной лягушки от 1500 до 2000 икринок. Это потенциал, который животные могут оставить, но не оставляют, если гибнут...

В Петербурге такая проблема особенно ярко выражена на восточном побережье Сестрорецкого Разлива в окрестностях заказника «Сестрорецкое болото», а также в области планируемого к организации заказника «Леса и парки Ораниенбаума».

– В районе Сестрорецкого Разлива проходит тупиковая дорожка, по которой в основном ездят отдыхающие. Так вот, за время майских праздников они умудряются передавить невероятное количество лягушек. Я насчитывал 125 раздавленных жаб на 100 метров дороги, по которой почти нет движения, – говорит Константин Мильто. – Там их тысячи погибают. А представьте, что происходит на шоссе. За последние годы трафик вырос, давление на животных повысилось невероятно. Еще лет десять назад такого не было. Вот пример: на оживленном шоссе в Приозерском районе гибнут ужи – реально очень редкий вид для нашей области. Так вот, на участке около километра я насчитывал до 20 раздавленных ужей. Колоссальная цифра для столь редкого вида!

Квакушка хочет жить

В Евросоюзе охрана земноводных от автотранспорта регламентируется массой документов. Мероприятия по их спасению финансируются из целевых благотворительных и дорожных фондов. Вводятся ограничения на ведение сельского хозяйства, примыкающего к дорогам. Но главное, что 10% стоимости трасс закладывается для обеспечения природоохранных мероприятий – строительства проходов для копытных и земноводных. Этот европейский опыт уже много лет активно перенимают белорусы. Все началось с того, что в 2001 году ученые подключили к работе школьников и студентов, которые в течение года переносили животных на противоположную сторону дороги во время миграций. Потом существование проблемы признали чиновники и дорожные службы. Так началась их совместная с учеными работа.

– Мы проводим инвентаризацию проблемных участков, на которых гибнет много лягушек, – рассказывает заведующий сектором экологической оценки преобразований окружающей среды научно-практического центра по биоресурсам при Национальной академии наук Белоруссии Руслан Новицкий. – Это достаточно сложный процесс. Приходится передвигаться на автомобиле на скорости 20 км/ч. Поиск таких участков происходит в сумеречное и ночное время, поэтому мы используем спутниковую навигацию, с помощью которой маркируем начало и конец этих участков. А потом передаем дорожникам не просто данные, но уже разработанный план мероприятий – схему установки дорожных знаков и лежачих полицейских. После чего дорожная служба обязана выполнить такие мероприятия.

Сегодня на многих белорусских дорогах можно увидеть знак: на желтом фоне с изображением зеленой квакуши предупреждение для водителей: «Внимание! Сезонная миграция лягушек». И связано это не только с гибелью животных, но и с безопасностью передвижения, потому что очень часто из-за массовых миграций земноводных происходят ДТП.

Кроме того, в республике широко практикуется строительство подземных бетонных переходов для земноводных, благодаря которым число гибнущих под колесами животных резко снижается. За несколько лет численность популяций даже возросла. Специалисты петербургской Дирекции ООПТ с сожалением отмечают, что в нашем городе опыта строительства специализированных переходов для животных через дорогу пока нет. Но это «пока» все же обнадеживает...

Наши экологи решили начать с малого, но очень важного – работы с детьми. И объявили проведение конкурса «Царевна-лягушка». Идею взяли у коллег из Нижнего Новгорода. Те в далеком 1999 году задумали провести инвентаризацию амфибий в своей области. Но поняли, что для реализации проекта не хватит и жизни. И подумали, что неплохо бы обзавестись помощниками. Так родилась идея конкурса для школьников, который потом переняли многие регионы страны. Принимали все, что связано с амфибиями, – рисунки, поделки, рассказы. Но главный упор делался на научно-исследовательскую работу. Для этого сначала подготовили педагогов. В итоге в первом конкурсе приняли участие около тысячи школьников. А через несколько лет работа по кадастру амфибий усилиями школьников была завершена.

– Дети осознавали, что они участвуют в большом и важном деле, в ряде случаев даже удалось сделать научные открытия, – рассказывает координатор общества охраны амфибий и рептилий при нижегородском экоцентре «Дронт» Марк Пестов. – А главное, что после участия в таком конкурсе ни один ребенок не возьмет лопату, палку, кирпич и не пойдет лупить этих несчастных лягушек и жаб, что зачастую, к сожалению, наблюдается.

В Петербурге конкурс «Царевна-лягушка» пройдет с апреля по сентябрь. В нем четыре номинации. «Весенний учет амфибий в водоемах на ООПТ Санкт-Петербурга», «Учет амфибий и помощь им на дорогах при миграциях», в которых могут принять участие ребята от 8 до 17 лет. А также фотоконкурс, рассчитанный на любого петербуржца, достигшего десятилетнего возраста. И еще одна номинация для педагогов. Работы на конкурс будут приниматься до 30 сентября 2016 года. Вся информация о нем доступна на сайте Дирекции ООПТ (www.oopt.spb.ru). Специалисты убеждены, что это поможет привлечь горожан к проблеме гибели амфибий на дорогах.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии