Базар на колесах

В субботний день у пригородных касс на вокзале станции «Удельная» не протолкнуться. Но вот билет взят, турникет при выходе на платформу пройден. Едва втиснувшись в вагон подошедшей электрички, замечаю, что в тамбуре стоят два контролера, а за ними – коробейник с большим баулом.

Базар на колесах | ФОТО Евгения АСТАШЕНКОВА

ФОТО Евгения АСТАШЕНКОВА

Как только пассажиры утрамбовались, контролеры начали проверять билеты. Вслед за ними двинулся первый коробейник, потом второй, третий... Ассортимент товаров незамысловат, как обычно. Фонарики, журналы не первой свежести, книжки из серии легкого чтива, медицинский пластырь, сетчатые складные сумки и прочая мелочевка, которая может пригодиться в хозяйстве.

В начале вагона, между прочим, висит табличка – «торговля запрещена». Сколько лет с этим явлением борются?

Были попытки такой вид услуг легализовать на законных основаниях. В конце 2009 года на Балтийском направлении Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) появились легальные продавцы в форменных жилетах синего цвета с логотипом «ЖТК» – железнодорожной транспортной компании. Позже эксперимент получил распространение и на Финляндском направлении.

У продавцов был документ, удостоверяющий личность, медицинская книжка, сертификаты качества на разрешенные к продаже товары. Для каждого определялись маршруты, на которых продавец имел право работать. Но проект быстро показал свою несостоятельность. Инспекторские проверки выявляли, что на одного легального продавца приходится с десяток нелегалов.

На горизонте новый поворот борьбы с коробейниками. По инициативе столичного транспортного ведомства для передачи в Минтранс готовится проект о полном запрете торговли в пригородных электричках. Если федеральное министерство предлагаемый документ одобрит, то его исполнение коснется и культурной столицы.

По мнению разработчиков, на сегодняшний день торговля в пригородных электричках на законодательном уровне плохо отрегулирована. Да, это в чистом виде незаконное предпринимательство, коробейников можно наказать штрафом за торговлю «вне специально отведенных для этого мест», однако на практике привлекать за торговлю в электричках большая морока.

Регистрировать правонарушение могут только сотрудники транспортной полиции, что иногда делается во время рейдов. А чтобы полицейский проявил инициативу самостоятельно, протокол составил – это редкость. К тому же не секрет, что с торговцами (а на отдельных маршрутах одни и те же лица давно примелькались) выгоднее по-хорошему договориться. Ты мне платишь – я тебя в упор не вижу.

Чтобы обеспечить полный запрет торговли в электричках, предлагается наделить компании – операторы пригородных перевозок правом удалять нарушителей из поездов самостоятельно. Для этого контролеры должны зафиксировать факт незаконной торговли при помощи фото или видеокамеры и передать эти материалы в правоохранительные органы.

В Минтрансе, по заявлению пресс-службы ведомства, готовы такое новшество ближе к осени рассмотреть и внести изменения в Правила перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом. Чтобы поправки заработали, потребуется также вносить изменения в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Так и представляешь картину. Дама-контролер, а в основном именно женщины проверяют билеты, отвлекается на рекламирующего свой товар бойкого коробейника, и тот безропотно ей позирует, чтобы его призвали к порядку. А если спиной повернется, лицо закроет, а то и попытается оказать сопротивление? Да и что даст фото гражданина с товаром в руке в суде в качестве доказательства? Может, он соседу что-то показывает...

Сколько раз законодатели вставляли палки в колеса коробейников, а воз и ныне там. Борьба с ними, как с ветряными мельницами. В электричке, вагоне метрополитена, на улице в неустановленных местах. Пока есть спрос на такую услугу – будут и предложения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (5492) от 03.07.2015.


Комментарии