Атлант по имени соцпомощь

Если рассказать обо всем, за что отвечает и что делает городской комитет по социальной политике, не хватит никакой газеты. Краткая справка о выполнении госпрограммы «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» занимает 20 страниц: цифры, графики, пункты и параграфы. Но если вычленить из этого потока информации главное, хватит и трех строк.

Атлант по имени соцпомощь | Иллюстрация Jirsak/shutterstock.com

Иллюстрация Jirsak/shutterstock.com

Комитет тратит бюджетные средства, пытаясь помочь тем 3,5 миллиона горожан, которые значатся в десятках списков льготников, неимущих, нетрудоспособных и т. д. В ушедшем году потрачено более 51 миллиарда рублей.

Вдумайтесь! Это больше, чем любая программа капитального ремонта или реконструкции. Говорят, даже больше бюджета иного российского города. И все равно не хватает. На вчерашней встрече с журналистами глава комитета Александр Ржаненков заметил, что для выполнения всех социальных обязательств городу нужно выделить дополнительно к 51 миллиарду еще 2 миллиарда рублей.

Главная статья расходов - это, безусловно, разнообразные выплаты, доплаты и прочие, как говорят специалисты, меры социальной поддержки. Потом идут: содержание (и, если получается, развитие) городских и районных учреждений соцобслуживания, выполнение программы повышения доступности городских объектов и услуг для маломобильных групп населения, поддержка многодетных, помощь инвалидам и даже - садоводам.

Расходы растут ежегодно. И нет этому конца! Пока еще никто не произнес отрезвляющих слов про то, что социальная система, списки льготников и прочее в том же духе никогда не смогут заменить общего подъема уровня жизни, увеличения доходов населения, развития экономики. При всем желании система соцпомощи не в состоянии выдержать тяжесть всех проблем населения страны.

За прошлый год, по данным комитета по соцполитике, количество горожан, чей доход ниже прожиточного минимума, увеличилось на 8 процентов. Ну что тут скажешь! Александр Николаевич, перечисляя нескончаемые пункты социальных программ (уже утвержденных и профинансированных бюджетом), не стал рубить с плеча, требуя разгрузить соцсистему. Лишь очень аккуратно заметил, что некоторое облегчение социальная система испытает, когда повысят пенсионный возраст.

- Сегодня в городе продолжают работать более 80 тысяч граждан, которым больше 72 лет, - отметил Ржаненков.

И если пару лет назад эти данные были бы доказательством нищенского существования пенсионеров (люди вынуждены работать!), то теперь - намек на логичность повышения пенсионного возраста (ведь есть же силы работать!).

Чтобы хоть как-то снизить расходы, городская «социалка» ищет резервы внутри себя самой: сокращается и ужимается система полустационарного обслуживания и обслуживания на дому. В прошлом году были закрыты 24 таких учреждения, сокращены 327 социальных работников, 108 сотрудников из числа административно-хозяйственного персонала. Кто знает, не перешли ли эти люди в статус нуждающихся!

Городская политика в социальной сфере состоит в активном привлечении к оказанию соответствующих услуг социально ориентированного бизнеса и некоммерческих организаций. И даже в поощрении конкуренции среди них. 76 НКО (некоммерческих организаций) сейчас оказывают услуги нуждающимся в уходе, помощи. Комитет поддержал эти НКО, выделив на конкурсной основе суммарно без малого 154 миллиона рублей. Ожидалось, что еще и федеральный бюджет поможет, но этого не произошло. Так что в 2016 году особого развития новой - негосударственной - системы не случилось. А государственная - уже задыхается под тяжестью проблем.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (5898) от 01.03.2017.


Комментарии