А может, хватит быть идеалистами?

В доме № 34 по улице Авиаконструкторов беда. В первом парадном отключили воду - и холодную, и горячую. Соответственно, не работает и канализация. Это длится уже почти неделю! Причиной всему - протечка в одной из квартир. Во всяком случае такой вывод сделала аварийная бригада, перекрывшая стояк. Население парадного на чем свет стоит костерит и аварийную бригаду, и свое ТСЖ, и сантехника. Пишут во все инстанции письма, краткое содержание которых сводится к одному: никто ничего не хочет делать! Объяснения эксплуатирующей компании, что собственник квартиры с протечкой категорически отказывается впускать ремонтников, натыкаются на полное непонимание: мол, а нам-то какое дело, сделайте так, чтобы вас впустили...

А может, хватит быть идеалистами? | Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Три стороны конфликта. Три правды. Три набора нормативных актов, в которых содержатся: право гражданина на получение качественных услуг от управляющей компании; право управляющей компании получить допуск к общедомовому стояку, проходящему сквозь квартиру; право гражданина на неприкосновенность жилища. В общем, каждый в своем праве, а труба - течет.

В такой ситуации первый шаг управляющей компании, естественно, это звонок в двери и: «У вас вроде стояк подтекает (в нижней квартире потоп), дайте глянуть!». В большинстве своем люди, конечно, трезвомыслящие и вменяемые - пустят. Кроме того, они заинтересованы в нормальном состоянии как системы жизнеобеспечения дома, так и отношений с соседями. Так что крякнут, недовольно сдвинут брови, заворчат, но разрешат и кафельную плитку отколупать, и кухонный стол отодвинуть... Но попадаются отдельные экземпляры - и в немалом количестве, - которые будут стоят насмерть. Ни уговоры, ни предписания не помогут. Зачастую чем больше предписаний, чем активнее соседи убеждают допустить ремонтников к трубе, тем тверже позиция: не сойти мне с этого места!

Что делать?

В правовом государстве - идти в суд. В Петербурге (да и вообще в стране) уже сложилась богатая судебная практика по таким делам. И очень даже неоднозначная.

Так, в марте нынешнего года две судебные инстанции - Петроградский районный суд и судебная коллегия Городского суда - решили не удовлетворять иск жилкомсервиса № 1 Петроградского района к гражданке Д. И. С. Управляющая компания в течение полугода добивалась доступа к коммуникациям. А для этого собственникам нужно было не только открыть двери в квартиру, но также демонтировать декоративные панели в кухне и подвесной потолок в комнате. Только такой ценой можно было заменить стояк центрального отопления и обеспечить теплом соседние квартиры. Но - нет. Суд отказался обязать гражданку подпустить ремонтников к трубе. Основание таково: управляющая компания не предъявила достаточных доказательств того, что должным образом уведомляла собственников о необходимости обеспечить доступ... А сами собственники в суде напирали на то, что никаких препятствий не чинили.

Схематично, стало быть, ситуация с точки зрения суда выглядит так: сотрудники жилкомсервиса написали Д. И. С. несолидную записку с требованием открыть двери ради ремонта. Гражданка эту записку не получила. Соответственно, двери открыты не были, но жилищники зачем-то подали иск в райсуд. Проиграли, так как ответчица доказала, что ничего не знала о планах что-то ремонтировать на ее жилплощади. Через несколько недель жилкомсервис подал апелляцию. И опять проиграл. Д. И. С. и здесь доказала, что не получала никаких предписаний о необходимости обеспечить доступ...

Забавно. И особенно забавно, что доказательством ее незнания признан составленный сотрудниками жилконторы акт о том, что собственница не берет в руки доставленное ими предписание. Ведь на этом акте нет ее подписи!

Надо признать, что жилкомсервис № 1 Петроградского района чрезвычайно плохо подготовился к суду. Не изучил опыт коллег, почему-то решил, что можно воздействовать логикой и необходимостью, а не пунктом и параграфом. А ведь мог бы воспользоваться наработками других управляющих компаний. Например, жилкомсервиса № 1 Калининского района.

В апреле прошлого года завершилась длинная (более года) история войны этого жилкомсервиса с семьей Молявко. В начале 2014 года часть стояков холодного и горячего водоснабжения в парадном, где проживает это семейство, были признаны аварийными. Без доступа в их квартиру ремонт был невозможен. Однако Молявко придерживались иного мнения: считали, что состояние труб в их квартире удовлетворительное, а подобраться к стояку в перекрытии можно и с другой стороны.

К суду обе стороны подошли вооруженные бумажками до зубов. Молявко предъявили заключение экспертизы об удовлетворительном состоянии труб в их квартире (не пожалели ведь денег на экспертизу!). А управляющая компания предъявила пачку выписанных ею предписаний о необходимости допуска, доставленных почтой, что подтверждалось наличием описи вложений и почтовыми квитанциями. Кроме того, управляющая компания представила доказательство того, что 15 мая 2014 года текст предписания был громко зачитан Молявко в присутствии свидетелей. В общем, не отвертишься!

И суд решил, что гражданин обязан открыть двери ремонтной бригаде. А пока суд тянулся, трубы протекали.

Сейчас можно было бы задать сакраментальный вопрос: мол, доколе граждане будут нарушать права других граждан? Или - почему законодательство не запрещает гражданам плохо себя вести? И на том поставить многоточие... Только вот от этих вопросов за версту веет идеализмом. А идеализм здесь не выход. Нельзя ставить благополучие людей в зависимость от капризов, глупости или мнения соседей. Особенно явно это видно на примере коммунальных квартир.

Решить проблему дрязг и скандалов из-за платежей «за свет» или «за газ» в коммуналках можно лишь путем расселения этих коммуналок. Решить проблему недопуска в квартиры для ремонта или замены стояков можно лишь созданием таких условий, при которых этот допуск был бы не нужен. А именно - выводом общих стояков из квартир. Вот так - радикально. Не воспитательными, а инженерными методами.

Некоторым умникам в России эта мысль уже пришла в голову. В прошлом году, например, в городе Волжский Волгоградской области в ТСЖ «Дружбы, 79» сделали реконструкцию водопровода с выносом стояков водоснабжения на лестничные площадки. Так что в квартирах теперь нет ничего общедомового... за исключением разве что несущих конструкций.

Возможно, есть и другие адреса. Но ТСЖ в Волжском прославлено ныне на всю Русь тем, что имеет судебное решение, которое признало реконструкцию правомерной, законной и технически безупречной. Там же перечислены шаги, которые были предприняты председателем ТСЖ Михаилом Ивановым: оформил протоколом решение собственников о выносе стояков, составил техническое задание, заказал техническую документацию в волжском проектно-конструкторском институте «Стройиндустрия» и - вперед. В 2015 году за счет взносов на капитальный ремонт (ТСЖ копит деньги на собственном счете, тариф - 5,9 рубля с квадратного метра, как и в целом в Волгоградской области) заменили изношенные металлические стояки на полипропиленовые, протянув их по межквартирным коридорам. Стояки в санузлах квартир демонтировали, а дыры в перекрытиях заделали цементно-песчаным раствором. Внутриквартирное оборудование и трубы остались на местах.

Этот инженерно-организационный подвиг, возможно, остался бы безвестным, если бы не собственник Луньков, который... подал иск сначала в Волжский городской, а затем и в Волгоградский областной суды с требованием обязать Михаила Иванова «все вернуть на место». Причиной было названо нарушенное право на использование общедомовых коридоров, где после реконструкции осталось мало места для велосипеда и коляски. Оба суда, изучив документы, отказали Лунькову в иске.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (5846) от 07.12.2016.


Комментарии