«Будущее настигает тебя быстрее, чем ты думаешь»

В августе в нашем городе по приглашению оргкомитета Петербургской фантастической ассамблеи побывал британский писатель Аластер Рейнольдс, автор фантастических романов «Город бездны», «Ковчег спасения», «Префект», «Дом солнц» и многих других произведений.  На страницах этих масштабных космических саг звездолеты бороздят просторы галактики, взрываются населенные планеты, целые цивилизации рождаются, живут и умирают... Но интересен Аластер Рейнольдс не только как автор популярных научно-фантастических книг, лауреат премий British Science Fiction Association Award, Sidewise Awards и японской Seiunsho, лучший писатель-фантаст Великобритании по версии Европейского общества научной фантастики (European Science Fiction Society). Профессиональный астрофизик, более двадцати лет он проработал в Европейском космическом агентстве, приложив руку и к подготовке космических запусков. В перерыве между авторскими чтениями и встречей с читателями на Петербургской фантастической ассамблее Аластер РЕЙНОЛЬДС нашел время, чтобы ответить на вопросы журналиста Василия ВЛАДИМИРСКОГО (при участии переводчика Николая КУДРЯВЦЕВА).

«Будущее настигает тебя быстрее, чем ты думаешь»  |  ФОТО Елены УЛАНОВОЙ/предоставлено пресс-службой ассамблеи

ФОТО Елены УЛАНОВОЙ/предоставлено пресс-службой ассамблеи

– Вопрос как к участнику Европейской космической программы. На ваш взгляд, зачем человечество стремится в космос, какие цели преследует?

– Мне кажется, большая часть людей в космос вовсе не стремятся. Да, конечно, поклонники фантастики любят межпланетные путешествия и всю эту тематику. Но по большому счету это тонкая прослойка, большей же части населения абсолютно наплевать и на космос, и на все, что с ним связано. Количество людей, которые действительно интересуются космической экспансией, сопоставимо с количеством людей, желающих подняться на Эверест или спуститься в Марианскую впадину.

Если мы говорим о 1950 – 1960-х годах, то развитие космической отрасли во многом шло благодаря холодной войне: необходимо было постоянно доказывать национальное превосходство – так, чтобы это было видно всему миру. Правительства использовали космическую экспансию в идеологических, пропагандистских целях: СССР построил луноход, американцы запустили человека на Луну – все это очень наглядно. Сейчас бюджеты на освоение космоса сократились в разы. Доказать национальное превосходство на примере космической программы сегодня невозможно: чтобы двигаться дальше, необходимы совершенно астрономические, заоблачные суммы, это просто нерентабельно. Следующий шаг в освоении космоса человечество может сделать только сообща, а так национальный приоритет не докажешь. В результате национальные правительства утратили интерес к этой отрасли. Даже скромные расходы на эту сферу неизменно вызывают ворчание обывателя – это убедительнее всего подтверждает, что современный человек, как правило, не видит в космической экспансии никакого толка.

– Вы пишете о будущем, в котором человечество заселило множество звездных систем, но при этом ваши герои, в том числе негуманоидные, ведут себя как наши современники. Вы полагаете, что технологии не меняют людей и модные рассуждения о трансгуманизме и постчеловечестве не имеют под собой реальной основы?

– Действие книг из цикла «Пространство Откровения» разворачивается через пятьсот лет, если начинать отсчет с сегодняшнего дня. Примерно такой же отрезок времени отделяет нас от современников Шекспира. Насколько изменился человек со времен Шекспира? По-моему, не слишком заметно. Чтобы наш вид претерпел серьезные изменения, думаю, нужно не пятьсот лет, а гораздо больше. И в любом случае я как писатель должен рассказать историю о героях, с которыми может соотнести себя современный читатель.

– К вопросу о Шекспире. Насколько применимы и оправданы в жанре «космической оперы» литературные игры – реминисценции, аллюзии, скрытые цитаты?

– В «Пространстве Откровения» таких игр не так уж много, но я считаю, что научная фантастика должна использовать все богатство литературных приемов, наработанных человечеством. Существует теория

постмодернистской литературы, и мы должны использовать ее в полной мере. Если говорить о моих произведениях, то в них фигурируют космические корабли, названные по аналогии с картинами великих живописцев. Причем это не просто авторская прихоть, а деталь, играющая важную роль в сюжете. Последних два моих романа из незаконченной трилогии – они пока не переведены на русский язык – написаны языком Джейн Остин, хотя действие разворачивается в двадцать втором веке. И такая стилизация, мне кажется, вполне уместна, поскольку в основе сюжета лежит классическая семейная сага: стиль и содержание отлично дополняют друг друга, создают дополнительное смысловое измерение.

– Какие сценарии развития человечества вам наиболее интересны как писателю? В ближайшей перспективе – и в более отдаленной?

– Как автору мне гораздо интереснее писать о том, что произойдет не через пятьдесят, не через сто, а через пятьсот лет. Все более-менее серьезные прогнозы футурологов в конечном итоге не сбылись – не хочется выглядеть глупо в глазах публики. Будущее настигает тебя гораздо быстрее, чем ты думаешь. Когда мне было двадцать лет, я абсолютно точно знал, какая судьба ждет человечество: мы все умрем. В восьмидесятых годах прошлого века царила атмосфера тотальной паранойи, и будущего не было, по крайней мере я его не видел. Сейчас, когда я думаю о фатальных климатических изменениях, о биологическом оружии, о катастрофах на атомных электростанциях, о терроризме, я уже не испытываю такого чувства безнадежности – есть шанс, что мы сумеем все это пережить, переломить ситуацию, выбраться из очередного тупика. Как автор я описываю разные варианты будущего. Но, если честно, я не верю, что, экстраполируя текущую ситуацию, можно действительно предсказать будущее. И здесь я основываюсь на собственном опыте 1980-х годов, когда перспектива казалась настолько мрачной, насколько это вообще возможно.

– Поделитесь впечатлениями о России, о тех людях, с которыми успели пообщаться.

– Я не так уж давно прилетел в Россию, более тесное знакомство впереди. Сразу могу отметить, что конференция проходила в прекрасном, живописном месте, и это просто замечательно. Люди вокруг доброжелательны и приветливы. В принципе на конвентах любителей фантастики такая атмосфера поддерживается практически везде – вокруг люди, которые всегда помогут, всегда готовы пообщаться, задают интересные вопросы. Спасибо организаторам за возможность побывать в России и посетить Санкт-Петербург – давно мечтал это сделать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5534) от 01.09.2015.


Комментарии