С дрелью на Марс

В северной столице прошел международный симпозиум «Исследование Луны, планет и малых тел Солнечной системы с помощью космических аппаратов», посвященный 60-летию начала космической эры. В мероприятии приняли участие ведущие специалисты в области создания и эксплуатации космической аппаратуры из России, а также их зарубежные коллеги из Европы, Китая и США.

С дрелью на Марс | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Миссия стартовала

«Мы переживаем очень важный период, который я бы назвал возрождением нашей научной космической программы после драматичного и разрушительного упадка периода 1990-х, - отметил заведующий отделением планетарных исследований Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского (ГЕОХИ РАН) академик Михаил Маров. - Сейчас Россия имеет амбициозную Федеральную космическую программу до 2025 года, которая была утверждена правительством РФ в 2016 году. Основные усилия нацелены на изучение Луны, Марса с его спутниками, Венеры, а также малых тел Солнечной системы - астероидов и комет».

Многонациональный состав участников мероприятия стал подтверждением тому, что Россия открыта для международного сотрудничества во всех областях исследований, как

Солнечной системы, так и далекого космоса, поскольку без такой кооперации практическое развитие космической отрасли невозможно. Яркий пример такого объединения - совместный проект Роскосмоса и Европейского космического агентства (ЕКА) - «ЭкзоМарс», который был презентован на симпозиуме.

Данный проект реализуется в два этапа. Его первая миссия «ЭкзоМарс-2016» стартовала в марте. Ее «глаза и руки» - два космических аппарата: орбитальный (для наблюдений атмосферы и поверхности планеты) и посадочный модуль (для отработки технологий посадки на космические объекты). На аппарате установлены четыре прибора - два европейских и столько же - отечественных.

Второй этап проекта стартует в 2020-м. На всех этапах Россия отвечает за посадочную платформу, которая доставит на поверхность планеты европейский автоматический марсоход с комплексом исследовательской аппаратуры, включающим и наши приборы. Главная цель исследований - изучить поверхность и атмосферу Марса в окрестностях района посадки, поиск соединений и веществ, которые могли бы свидетельствовать о возможном существовании на планете жизни.

«Одна из главных деталей аппарата - устройство в виде дрели, которое сможет проникнуть в поверхность Марса на глубину двух метров, достать оттуда грунт и начать его исследование в реальном времени, - объяснил руководитель представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель. - Это очень важный момент, потому что верхний слой исследовать бесполезно, поскольку он разрушен ультрафиолетовой радиацией».

Жаркая и желанная Венера

На петербургском симпозиуме говорили о еще одном совместном проекте Роскосмоса и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) по освоению Венеры - «Венера-Д». В эти же дни в Москве американская делегация обсуждала с российскими специалистами возможные пути кооперации в строительстве автоматической межпланетной станции и отправки ее на Венеру. Предполагается, что запуск аппарата «Венера-Д», сочетающий компетенции двух стран, планируется в 2026 - 2027 годах. Устройство с дополнительными модулями будет изучать соседку Земли, отправляя полученные данные на нашу планету.

«В свое время СССР имел всемирно признанные достижения в изучении Венеры, - напомнил Михаил Маров. - Выдающийся технологический результат, которого удалось достичь советским специалистам, пока еще никто в мире повторить не смог. Речь идет о посадке аппарата на горячую поверхность Венеры, температура которой превышает 400 - 450 градусов Цельсия, а давление - около 100 атмосфер, как в океане на километровой глубине. Картину дополняют облака из концентрированного раствора серной кислоты. Тогда наш аппарат смог выжить в таких экстремальных условиях в течение почти двух часов».

Важная задача нынешнего проекта - разработка аппарата, который сможет выжить на поверхности горячей планеты более суток. Более того, есть решения, которые, работая на новых принципах и элементной базе обеспечения теплового режима, позволят находиться на поверхности Венеры в течение нескольких недель.

Навстречу опасному

Не менее захватывающий проект, над которым работают российские специалисты, - полет к одному из астероидов, который может приблизиться к Земле на опасное расстояние. Этот проект нацелен на изучение астероидно-кометной опасности, которая реально предоставляет угрозу для существования цивилизации на нашей планете.

Что касается Луны, то в перспективных планах ученых развернуть астрономическую радиообсерваторию именно на обратной стороне планеты, так как она свободна от помех, которые создает радиофон от наших мобильников и телевизионных систем, сигналы которых, по словам ученых, «кошмарно загрязняют космос». Обратная стороны Луны в этом плане - тихая гавань, полностью экранирующая эти шумы.

«Луна - это окно в раннюю геологическую историю Земли. Ее исследование очень важно для того, чтобы понять, какие процессы происходили на нашей планете в первые полмиллиарда лет после ее образования, поскольку на Земле эти данные полностью стерты последующим образованием атмосферы, гидросферы и биосферы», - прокомментировал Михаил Яковлевич.

Кроме создателей космических аппаратов в мероприятии принял участие их непосредственный пользователь - космонавт-испытатель Андрей Борисенко, суммарный временной налет в космосе которого составляет 337 суток 8 часов 57 минут. Можно сказать, что Андрей Иванович пришел в зал заседаний буквально из космоса, так как его посадка после полугодового пребывания на борту МКС состоялась в апреле этого года. Космонавт ответил на технические вопросы ученых и конструкторов, рассказал о рабочих буднях космонавтов на борту Международной космической станции. По его словам, самый напряженный момент в полете приходится на посадку, а именно — на период, предшествующий моменту раскрытия парашютов.

«Время, когда это должно произойти, тянется очень медленно, - признался Андрей Иванович. - В один из таких моментов у меня даже закралась мысль, что я присутствую при подтверждении парадокса Эйнштейна. Дело в том, что в этот критический период вся ответственность возложена на автоматику и экипаж при любом развитии событий никак не может повлиять на процесс. В этот момент мы очень сильно верим в удачу, научно-технический прогресс и хорошо спроектированную технику»!

#космическая аппаратура #создания #эксплуатация

Комментарии