Читать петроглифы

• 18.07.2017
  • Борис Гитик
  • Рубрика Наука

Антарктида, Антарктика

О том, что не расскажут фотографии, рассказали люди, которые работают непосредственно на Шестом континенте: сотрудники Полярной морской геологоразведочной экспедиции. Читать полностью

«Марсианские хроники»

Дмитрий ВОРОБЬЕВ пришел в Полярную морскую геологоразведочную экспедицию в 1994-м студентом геологического факультета СПбГУ. Из его выпуска в сто с лишним человек по специальности работают единицы. Читать полностью

Почти диагноз

Павел ЛУНЁВ вообще-то должен бы «искать динозавров»: по образованию - палеонтолог. Но кафедра палеонтологии геологического факультета СПбГУ, говорят, готовила так основательно, что Павел Иванович освоился и в геофизике... Читать полностью

Телескоп для дальнего космоса

Российские ученые создали уникальный рентгеновский астрофизический супертелескоп ART-XC. С помощью этого аппарата можно увидеть внегалактические объекты и получить новейшие сведения о развитии Вселенной. Читать полностью

О яблонях на Марсе можно забыть

В августе ночи становятся длиннее и темнее - владельцам телескопов пора заканчивать с отпусками. Читать полностью

А умище куда девать?

Атеиста-эволюциониста Ричарда Докинза на минувшем Гик-Пикнике публика приветствовала овациями, на выступлении  биолога-популяризатора Александра Маркова народ сидел просто на полу - не хватало мест. Читать полностью
Читать петроглифы | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Нынешний полевой сезон Кольская экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, сообщает пресс-служба института, будет изучать ранее не исследованные петроглифы Залавруги.

Залавруга - это карельское местонахождение наскальных изображений. Датируются они в основном V - II тысячелетиями до н. э. Авторы (морские и сухопутные охотники и собиратели) чаще всего выбивали на камне отдельные фигуры животных и человека, сцены сражений, морской или сухопутной охоты, но нередко встречаются и фантастические персонажи, и совершенно не понятные современному человеку изображения. Ученые уверены, что наскальные «письмена», которые современный «зритель» воспринимает как изобразительное искусство, для древнего человека были чем-то несоизмеримо большим.

Карельские петроглифы были обнаружены в низовьях реки Выг в 1920 - 1930-х годах. В 1936 году экспедиция Государственной академии истории материальной культуры (как тогда назывался институт) под руководством Владислава Равдоникаса открыла группу изображений, названную Залавругой. В 1963 году археологи обнаружили скрытый под слоем почвы другой комплекс петроглифов - его назвали Новой Залавругой. И поиски новых наскальных изображений продолжаются и в наши дни - силами российских и международных исследовательских групп.

Выбивки-петроглифы выявляют, осматривая скальные поверхности в разных режимах освещенности, в том числе с применением зеркал и экранов, под непрозрачной пленкой и даже ночью с фонарями.

Чтобы задокументировать петроглифы, нужно выполнить так называемые протирки графитом и мелками на бумагу или ткань, сфотографировать, прорисовать фигуры. А сводный план всех петроглифов делается так: на поверхности скалы расстилают большие листы прозрачной полиэтиленовой пленки, и выбивки прорисовываются фломастером.

Фотографируют петроглифы под разными углами и при разной освещенности: при разном положении солнца над горизонтом, с зеркалами, фонарями, а также под непрозрачной пленкой, - словом, примерно теми же приемами, которыми эти петроглифы ищут.

Наконец, чтобы можно было изучать технику выбивки, с помощью пластической массы изготавливаются копии «выбитых» изображений.

В этом сезоне экспедиция будет проводить раскопки и в районе Харловки - это в Ловозерском районе Мурманской области: предметом исследований станет стоянка эпохи позднего неолита - раннего металла. Тамошние органические материалы остаются в уникальной сохранности. Первые исследования в этой части Кольского полуострова экспедиции института проводили в 1947 году, с тех пор в ходе обследований северного побережья полуострова между реками Титовкой и Йоканьгой были найдены многочисленные стоянки на реках Вороньей, Оленке и Харловке, в Захребетном, а также на Йоканьгском озере.

Кольская археологическая экспедиция работает с 1928 года, а в наши дни у нее два комплекса исследований: раскопки археологических памятников на берегу Баренцева моря и изучение петроглифов.