Вспоминая блокаду

Две крупные блокадные экспозиции (в Соляном городке и в особняке Румянцева на Английской набережной) – много это или мало для нашего города? А ведь есть еще подземный Памятный зал на монументе Героическим защитникам Ленинграда, музеи на Пискаревском мемориальном кладбище, «А музы не молчали...», «Книги блокадного города». Множество материалов – на постоянной основе – размещено в музее «Водоканала», Исаакиевском соборе, во многих школах... На встрече музейщиков в Эрмитаже шла речь о том, как сегодня донести до людей суть событий, происходивших в те годы.

Вспоминая блокаду |

– Мы понимаем, что наша блокадная экспозиция в особняке Румянцева, открытая еще в 1964 году, устарела и нуждается в модернизации, – признает замдиректора Музея истории города Юлия Демиденко. – В свое время именно она стала своего рода эталоном того, как можно и нужно показывать блокаду. Однако если будет создаваться новый большой музей – а речь об этом идет с 1980-х годов, – то сейчас нет смысла заниматься «косметическими» операциями. Мы замерли в ожидании...

Крупный музейный центр, посвященный блокаде, город ждет давно. Но нет на это пока, очевидно, государственной воли. Поэтому музеи, следуя теории «малых дел», изучают неизвестные материалы, открывают новые, точнее подзабытые, страницы.

– В наших фондах есть неисследованные блокадные материалы, еще даже не стоящие на музейном учете, – рассказала Юлия Демиденко. – Так, недавно были обнаружены неизвестные прежде документы, связанные с эвакуацией ленинградских детских садов и их бытованием на Большой земле. Обработка этих материалов только начинается.

Еще одна находка – письма историка архитектуры, искусствоведа и химика Владимира Яковлевича Курбатова, написанные им в Сарапул, куда в начале войны были эвакуированы произведения искусства из ленинградских дворцов-пригородов. Из них становится очевидным, что в то время не было никаких инструкций по эвакуации культурных ценностей и их сопровождением занимались люди, часто ранее не занимавшиеся ни хранением, ни реставрацией драгоценных реликвий...

Кроме того, в фондах Музея истории города немало неизвестных широкой публике рисунков блокадного времени. Почему их так много? В том числе и потому, что фотографировать тогда было нельзя. В первые же дни войны фотоаппараты, пишущие машинки и радиоприемники в обязательном порядке подлежали сдаче...

Музей обороны и блокады в Соляном городке тоже замер в ожидании. Обещанного еще несколько лет назад нового здания не будет – времена нынче не те, у государства на это денег нет, остается только надеяться, что военные потеснятся, освободят часть помещений. Но они не спешат. Впрочем, речь даже не о дополнительных площадях, а о том, каким будет музей концептуально.

– Он должен стать местом аккумуляции памяти о блокаде и Ленинградской битве. По примеру крупнейших военно-исторических музеев мира включить в себя научно-исследовательский центр – Институт памяти. Его целью станут изучение, сбор и сохранение документальных свидетельств об обороне и блокаде Ленинграда, в том числе материалов устной истории и источников личного происхождения, и в конечном итоге – создание базы данных, – уверена замдиректора музея обороны и блокады Милена Третьякова.

Проблема еще и в том, что в фондах музея, собранных с 1989 года, немало «молчащих» предметов. В свое время сотрудники просто не записали связанные с этими артефактами семейные истории, которые рассказывали дарители. Мол, какое отношение могут иметь эти «байки» к исторической науке? Сегодня уже поздно: тех дарителей нередко уже не найти...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 006 (5623) от 18.01.2016.


Комментарии