Главная городская газета

Виртуозная копия

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Натура» для криминальных сериалов

Случайный путник, попавший сюда, с удивлением рассматривает огромные промышленные сооружения, обшарпанные дома, постройки непонятного назначения. Читать полностью

Дневники императора

О том, как документы оказались в архиве и какие находки еще могут ждать исследователей, рассказала доктор исторических наук главный специалист ГАРФ Зинаида ПЕРЕГУДОВА. Читать полностью

Секретное досье на авиатора

В эти дни в Петербурге проходят XIX Международные научные чтения имени И. И. Сикорского. Одно из выступлений было посвящено летчику Виктору Дыбовскому. Читать полностью

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга. Читать полностью

Та же самая охранка

Кстати, Третье отделение впервые в истории российских спецслужб занялось борьбой с коррупцией. Только тогда это называлось «злоупотребления по должности». Читать полностью

Подарок Гвардейского экипажа

Чуть меньше двух лет назад в Центральный военно-морской музей был передан портсигар изумительной работы - мемориальный предмет с весьма любопытной историей. Принадлежал он когда-то контр-адмиралу Сергею Николаевичу Тимиреву. Читать полностью
Виртуозная копия | Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен.

Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен.

В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшавший трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Итальянский художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах.

Array
(
    [ID] => 406
    [~ID] => 406
    [CODE] => virtuoznaya_kopiya
    [~CODE] => virtuoznaya_kopiya
    [XML_ID] => 406
    [~XML_ID] => 406
    [NAME] => Виртуозная копия
    [~NAME] => Виртуозная копия
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах.
    [~PREVIEW_TEXT] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах.
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 421
            [TIMESTAMP_X] => 29.10.2014 00:41:42
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 43131
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/78b
            [FILE_NAME] => 78b82b4eb15e36640cc8c30494c75292.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => 6Virtuoznaya5.jpg
            [DESCRIPTION] => Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен.
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => 07e90e359b10c0b9b43925f3d0d76d12
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/78b/78b82b4eb15e36640cc8c30494c75292.jpg
            [ALT] => Виртуозная копия
            [TITLE] => Виртуозная копия
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 421
    [DETAIL_TEXT] =>  

Ей грозила гибель — не только от времени, но и от варварства современников. Дело в том, что при создании фрески в 1495 — 1498 годах Леонардо да Винчи экспериментировал с материалами, что довольно быстро привело к разрушению красочного слоя. Монахи не ценили это творение и даже прорубили через него дверь, уничтожив часть изображения. А затем добавилась новая угроза, когда в конце XVIII века город заняли французские войска. В трапезной хранили оружие, а солдаты упражнялись в метании в «Тайную вечерю» камней и выкалывании глаз апостолам.

В 1808 году вице-король Италии Евгений де Богарне, будущий первый герцог Лейхтенбергский, родоначальник знаменитого в Европе художественного собрания, желая зафиксировать бессмертное творение да Винчи, поручил художнику Джузеппе Босси воспроизвести для него оригинал. Виртуозный рисовальщик Босси, тщательно и вдумчиво изучавший манеру Леонардо, выполнил на картоне копию — реконструкцию фрески.

— Ныне рисунок Босси является единственным сохранившимся в академии произведением из собрания герцога Лейхтенбергского, — говорит заместитель директора музея Академии художеств по научной работе Вероника Богдан. — Два члена этой семьи — герцог Максимилиан и его супруга великая княгиня Мария Николаевна — были президентами Академии художеств, впоследствии на протяжении тринадцати лет у нас размещалось собрание Лейхтенбергских. Эта коллекция действительно была уникальной в Европе — и по масштабам, и по именам художников, и по значимости произведений.

Коллекция, согласно принятой в Европе майоратной форме наследования, вместе с прочим имуществом переходила к старшему сыну в роду. От Евгения де Богарне к его сыну герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, от него — к герцогу Николаю Максимилиановичу. После того как в 1852 году герцог Максимилиан умер, все недвижимое имущество семьи Лейхтенбергских в Баварии было переведено в деньги и вместе с коллекцией и фамильными драгоценностями отослано в Россию. В 1863 году совершеннолетний герцог Николай стал полноправным наследником, а в 1884 году он передал коллекцию в Академию художеств при условии: она могла находиться там, только пока он жив.

После смерти Николая Максимилиановича в 1890 году между его братьями и детьми начались споры о принадлежности коллекции. Закончилось все тем, что наследники начали ее распродавать и вывезли принадлежавшую им часть из России: по некоторым сведениям — еще до Первой мировой войны, остальное — после 1917 года. Теперь предметы из коллекции периодически появляются на европейских аукционах.

Что же касается фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане, то многочисленные и неудачные реставрации оказали на нее губительное влияние. К счастью, последняя, завершившаяся в 1999 году, спасла это произведение. Правда, сохранить удалось не так много, но и увиденное потрясает...

[~DETAIL_TEXT] =>

Ей грозила гибель — не только от времени, но и от варварства современников. Дело в том, что при создании фрески в 1495 — 1498 годах Леонардо да Винчи экспериментировал с материалами, что довольно быстро привело к разрушению красочного слоя. Монахи не ценили это творение и даже прорубили через него дверь, уничтожив часть изображения. А затем добавилась новая угроза, когда в конце XVIII века город заняли французские войска. В трапезной хранили оружие, а солдаты упражнялись в метании в «Тайную вечерю» камней и выкалывании глаз апостолам.

В 1808 году вице-король Италии Евгений де Богарне, будущий первый герцог Лейхтенбергский, родоначальник знаменитого в Европе художественного собрания, желая зафиксировать бессмертное творение да Винчи, поручил художнику Джузеппе Босси воспроизвести для него оригинал. Виртуозный рисовальщик Босси, тщательно и вдумчиво изучавший манеру Леонардо, выполнил на картоне копию — реконструкцию фрески.

— Ныне рисунок Босси является единственным сохранившимся в академии произведением из собрания герцога Лейхтенбергского, — говорит заместитель директора музея Академии художеств по научной работе Вероника Богдан. — Два члена этой семьи — герцог Максимилиан и его супруга великая княгиня Мария Николаевна — были президентами Академии художеств, впоследствии на протяжении тринадцати лет у нас размещалось собрание Лейхтенбергских. Эта коллекция действительно была уникальной в Европе — и по масштабам, и по именам художников, и по значимости произведений.

Коллекция, согласно принятой в Европе майоратной форме наследования, вместе с прочим имуществом переходила к старшему сыну в роду. От Евгения де Богарне к его сыну герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, от него — к герцогу Николаю Максимилиановичу. После того как в 1852 году герцог Максимилиан умер, все недвижимое имущество семьи Лейхтенбергских в Баварии было переведено в деньги и вместе с коллекцией и фамильными драгоценностями отослано в Россию. В 1863 году совершеннолетний герцог Николай стал полноправным наследником, а в 1884 году он передал коллекцию в Академию художеств при условии: она могла находиться там, только пока он жив.

После смерти Николая Максимилиановича в 1890 году между его братьями и детьми начались споры о принадлежности коллекции. Закончилось все тем, что наследники начали ее распродавать и вывезли принадлежавшую им часть из России: по некоторым сведениям — еще до Первой мировой войны, остальное — после 1917 года. Теперь предметы из коллекции периодически появляются на европейских аукционах.

Что же касается фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане, то многочисленные и неудачные реставрации оказали на нее губительное влияние. К счастью, последняя, завершившаяся в 1999 году, спасла это произведение. Правда, сохранить удалось не так много, но и увиденное потрясает...

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/78b/78b82b4eb15e36640cc8c30494c75292.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен. ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 29.10.2014 00:36:06 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 29.10.2014 00:36:06 [ACTIVE_FROM] => 29.10.2014 00:36:06 [~ACTIVE_FROM] => 29.10.2014 00:36:06 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 350 [~SHOW_COUNTER] => 350 [SHOW_COUNTER_START] => 29.10.2014 13:53:45 [~SHOW_COUNTER_START] => 29.10.2014 13:53:45 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 29.10.2014 00:41:42 [~DATE_CREATE] => 29.10.2014 00:41:42 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 27.04.2017 23:59:59 [~TIMESTAMP_X] => 27.04.2017 23:59:59 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [IBLOCK_SECTION_ID] => 106 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 106 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/nasledie/virtuoznaya_kopiya/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/nasledie/virtuoznaya_kopiya/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 406 [~EXTERNAL_ID] => 406 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 29.10.2014 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Виртуозная копия, Наследие, , Сергей ЕВГЕНЬЕВ [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах. [SECTION_META_TITLE] => Виртуозная копия [SECTION_META_KEYWORDS] => Виртуозная копия [SECTION_PAGE_TITLE] => Виртуозная копия [ELEMENT_META_TITLE] => Виртуозная копия ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 406 [CODE] => virtuoznaya_kopiya [XML_ID] => 406 [NAME] => Виртуозная копия [TAGS] => [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах. [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 421 [TIMESTAMP_X] => 29.10.2014 00:41:42 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 43131 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/78b [FILE_NAME] => 78b82b4eb15e36640cc8c30494c75292.jpg [ORIGINAL_NAME] => 6Virtuoznaya5.jpg [DESCRIPTION] => Рисунок Босси (на иллюстрации — фрагмент) очень редко выставляется на всеобщее обозрение из-за его размеров (два на пять метров) и техники, в которой он выполнен. [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 07e90e359b10c0b9b43925f3d0d76d12 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/78b/78b82b4eb15e36640cc8c30494c75292.jpg [ALT] => Виртуозная копия [TITLE] => Виртуозная копия ) [DETAIL_TEXT] =>

Ей грозила гибель — не только от времени, но и от варварства современников. Дело в том, что при создании фрески в 1495 — 1498 годах Леонардо да Винчи экспериментировал с материалами, что довольно быстро привело к разрушению красочного слоя. Монахи не ценили это творение и даже прорубили через него дверь, уничтожив часть изображения. А затем добавилась новая угроза, когда в конце XVIII века город заняли французские войска. В трапезной хранили оружие, а солдаты упражнялись в метании в «Тайную вечерю» камней и выкалывании глаз апостолам.

В 1808 году вице-король Италии Евгений де Богарне, будущий первый герцог Лейхтенбергский, родоначальник знаменитого в Европе художественного собрания, желая зафиксировать бессмертное творение да Винчи, поручил художнику Джузеппе Босси воспроизвести для него оригинал. Виртуозный рисовальщик Босси, тщательно и вдумчиво изучавший манеру Леонардо, выполнил на картоне копию — реконструкцию фрески.

— Ныне рисунок Босси является единственным сохранившимся в академии произведением из собрания герцога Лейхтенбергского, — говорит заместитель директора музея Академии художеств по научной работе Вероника Богдан. — Два члена этой семьи — герцог Максимилиан и его супруга великая княгиня Мария Николаевна — были президентами Академии художеств, впоследствии на протяжении тринадцати лет у нас размещалось собрание Лейхтенбергских. Эта коллекция действительно была уникальной в Европе — и по масштабам, и по именам художников, и по значимости произведений.

Коллекция, согласно принятой в Европе майоратной форме наследования, вместе с прочим имуществом переходила к старшему сыну в роду. От Евгения де Богарне к его сыну герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, от него — к герцогу Николаю Максимилиановичу. После того как в 1852 году герцог Максимилиан умер, все недвижимое имущество семьи Лейхтенбергских в Баварии было переведено в деньги и вместе с коллекцией и фамильными драгоценностями отослано в Россию. В 1863 году совершеннолетний герцог Николай стал полноправным наследником, а в 1884 году он передал коллекцию в Академию художеств при условии: она могла находиться там, только пока он жив.

После смерти Николая Максимилиановича в 1890 году между его братьями и детьми начались споры о принадлежности коллекции. Закончилось все тем, что наследники начали ее распродавать и вывезли принадлежавшую им часть из России: по некоторым сведениям — еще до Первой мировой войны, остальное — после 1917 года. Теперь предметы из коллекции периодически появляются на европейских аукционах.

Что же касается фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане, то многочисленные и неудачные реставрации оказали на нее губительное влияние. К счастью, последняя, завершившаяся в 1999 году, спасла это произведение. Правда, сохранить удалось не так много, но и увиденное потрясает...

[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 29.10.2014 00:36:06 [ACTIVE_FROM] => 29.10.2014 00:36:06 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 350 [SHOW_COUNTER_START] => 29.10.2014 13:53:45 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 29.10.2014 00:41:42 [CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 27.04.2017 23:59:59 [MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2482 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Рисунок из петербургской коллекции спас фреску Леонардо да Винчи [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Рисунок из петербургской коллекции спас фреску Леонардо да Винчи [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2483 [VALUE] => Сергей ЕВГЕНЬЕВ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Сергей ЕВГЕНЬЕВ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2484 [VALUE] => 403 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 403 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2485 [VALUE] => Array ( [TEXT] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшавший трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Итальянский художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшавший трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Итальянский художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2486 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2487 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2485 [VALUE] => Array ( [TEXT] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшавший трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Итальянский художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшавший трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Итальянский художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => В Научно-исследовательском музее Российской академии художеств хранится рисунок с фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, украшавший трапезную доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Итальянский художник Джузеппе Босси скопировал эту фреску при чрезвычайно тревожных обстоятельствах. ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2483 [VALUE] => Сергей ЕВГЕНЬЕВ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Сергей ЕВГЕНЬЕВ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Сергей ЕВГЕНЬЕВ ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2484 [VALUE] => 403 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 403 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 204 (5330) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2486 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2482 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Рисунок из петербургской коллекции спас фреску Леонардо да Винчи [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Рисунок из петербургской коллекции спас фреску Леонардо да Винчи [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Рисунок из петербургской коллекции спас фреску Леонардо да Винчи ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2487 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Да ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 106 [~ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2014-09-01 19:20:37 [~TIMESTAMP_X] => 2014-09-01 19:20:37 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-09-01 19:20:37 [~DATE_CREATE] => 2014-09-01 19:20:37 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Наследие [~NAME] => Наследие [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 15 [~LEFT_MARGIN] => 15 [RIGHT_MARGIN] => 16 [~RIGHT_MARGIN] => 16 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => НАСЛЕДИЕ [~SEARCHABLE_CONTENT] => НАСЛЕДИЕ [CODE] => nasledie [~CODE] => nasledie [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/nasledie/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/nasledie/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Наследие, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Наследие [SECTION_META_KEYWORDS] => Наследие [SECTION_PAGE_TITLE] => Наследие [ELEMENT_META_TITLE] => Наследие ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/nasledie/ )

Ей грозила гибель — не только от времени, но и от варварства современников. Дело в том, что при создании фрески в 1495 — 1498 годах Леонардо да Винчи экспериментировал с материалами, что довольно быстро привело к разрушению красочного слоя. Монахи не ценили это творение и даже прорубили через него дверь, уничтожив часть изображения. А затем добавилась новая угроза, когда в конце XVIII века город заняли французские войска. В трапезной хранили оружие, а солдаты упражнялись в метании в «Тайную вечерю» камней и выкалывании глаз апостолам.

В 1808 году вице-король Италии Евгений де Богарне, будущий первый герцог Лейхтенбергский, родоначальник знаменитого в Европе художественного собрания, желая зафиксировать бессмертное творение да Винчи, поручил художнику Джузеппе Босси воспроизвести для него оригинал. Виртуозный рисовальщик Босси, тщательно и вдумчиво изучавший манеру Леонардо, выполнил на картоне копию — реконструкцию фрески.

— Ныне рисунок Босси является единственным сохранившимся в академии произведением из собрания герцога Лейхтенбергского, — говорит заместитель директора музея Академии художеств по научной работе Вероника Богдан. — Два члена этой семьи — герцог Максимилиан и его супруга великая княгиня Мария Николаевна — были президентами Академии художеств, впоследствии на протяжении тринадцати лет у нас размещалось собрание Лейхтенбергских. Эта коллекция действительно была уникальной в Европе — и по масштабам, и по именам художников, и по значимости произведений.

Коллекция, согласно принятой в Европе майоратной форме наследования, вместе с прочим имуществом переходила к старшему сыну в роду. От Евгения де Богарне к его сыну герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, от него — к герцогу Николаю Максимилиановичу. После того как в 1852 году герцог Максимилиан умер, все недвижимое имущество семьи Лейхтенбергских в Баварии было переведено в деньги и вместе с коллекцией и фамильными драгоценностями отослано в Россию. В 1863 году совершеннолетний герцог Николай стал полноправным наследником, а в 1884 году он передал коллекцию в Академию художеств при условии: она могла находиться там, только пока он жив.

После смерти Николая Максимилиановича в 1890 году между его братьями и детьми начались споры о принадлежности коллекции. Закончилось все тем, что наследники начали ее распродавать и вывезли принадлежавшую им часть из России: по некоторым сведениям — еще до Первой мировой войны, остальное — после 1917 года. Теперь предметы из коллекции периодически появляются на европейских аукционах.

Что же касается фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане, то многочисленные и неудачные реставрации оказали на нее губительное влияние. К счастью, последняя, завершившаяся в 1999 году, спасла это произведение. Правда, сохранить удалось не так много, но и увиденное потрясает...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook