«Царский кус»

Доподлинно известно, что еще к XVII веку экспорт икры как редкого деликатеса стал устойчивой доходной статьей. При царе Михаиле Федоровиче торговля икрой и другими рыбными припасами становится казенной монополией. Право на откуп икры предоставлялось тем иностранным купцам, кто предлагал более выгодные для казны условия контракта.

«Царский кус» | ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

С икрой связано несколько расхожих гастрономических анекдотов. Например, когда русский посол преподнес подарок Петра I – черную икру – Людовику XV, юный монарх с омерзением выплюнул ее прямо на ковер. Недоразумение повторилось и в конце XVIII века, когда русский посол во Франции граф Марков преподнес первому консулу Бонапарту деревянный бочонок с черной паюсной икрой. По преданию, Бонапарту русская икра категорически не понравилась, что неудивительно, поскольку подали ее к столу... сваренной.

Очень любили русскую икру немецкие принцессы, становившиеся в России императрицами и великими княгинями. Вкус икры они узнавали только в России. Дочь Николая I упоминает, что на Масленицу к царскому столу подавали гастрономическую классику – блины с икрой. Очень может быть, что это была икра, со времен Елизаветы Петровны ежегодно отправлявшаяся уральскими казаками к императорскому столу в виде так называемого царского куса первого лова. В декабре 1895 года он составил 60 штук осетров; 2 шт. балыка (Николаю II и Марии Федоровне), а также 100 бочонков икры зернистой и 60 бочонков икры паюсной, то есть прессованной, которая могла долго храниться.

«Царский кус» распределялся лично императором. Свою порцию осетров и два бочонка икры получали все великие князья, а все значимые дворцовые служащие – от 300 граммов до одного килограмма икры и по трети осетра. Но бывали и особые случаи. Например, в 1895 году Николай II распорядился отправить своему младшему брату великому князю Георгию Александровичу, болевшему туберкулезом и катастрофически терявшему вес, то же самое количество икры, которое он оставлял себе: «рыбы осетров – 10 шт.; икры зернистой – 20 бочонков; икры паюсной – 10 бочонков». Питательные свойства икры были прекрасно известны.

Очень любила икру императрица Мария Федоровна. Ежегодно уезжая «в отпуск» в родную Данию, она каждую неделю получала с фельдъегерем икру из России – по две трехкилограммовые жестяные банки. Любила икру и супруга Николая II императрица Александра Федоровна. Когда она разобралась в деятельности хозяйственных структур Министерства императорского двора и существовавших традициях, то взяла за правило ежегодно высылать к Рождеству подарки своим родным. И это были не милые вещички «от Фаберже», а русская икра и свежепосоленные огурчики.

Например, в начале декабря 1901 года из Петербурга в Европу по трем адресам офицеры фельдъегерского корпуса повезли к Рождеству посылки с черной икрой и огурцами. Принцессе Ирэне Прусской, старшей сестре императрицы Александры Федоровны, жившей в Киле, досталась уральская икра, полученная в подарок от тамошних казаков. Другую посылку доставили на Мальту, где тогда находилась принцесса Виктория Баттенбергская, супруга Людвига Баттенбергского и еще одна сестра российской императрицы. Третья посылка ушла в Вену другой сестре – принцессе Беатрисе Баттенбергской.

Зернистая черная икра была повседневностью на детской половине Александровского дворца. Видимо, императрица Александра Федоровна рассматривала ее не только как деликатес, но прежде всего как «витамин». Как следует из официантских меню П. Кюба и Ш. Оливье, ежедневно на второй этаж Александровского дворца подавалось полфунта зернистой икры.

Кстати, сам Николай II икру не любил. Его перекормили этим деликатесом, когда он летом 1891 года возвращался из Японии через всю Сибирь по страшной жаре. Николая мучила жажда, а его потчевали копченой рыбой и икрой. Вот тогда он бы, наверное, предпочел зернистой икре – икру баклажанную...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5614) от 25.12.2015.


Комментарии