Стрельба по аэропланам

3 марта 1918 года газета «Петроградский голос» в статье «Под воздушными бомбами» рассказала о том, как накануне город будто бы подвергся нападению германских аэропланов. Выдумка газетчиков? Непохоже: в газете был даже приведен рисунок, на котором точно указано место падения снаряда, а также поименно названы жертвы – восемь раненых и один погибший.

Стрельба по аэропланам | ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

Что же произошло на самом деле? Попробуем представить себе атмосферу тех дней. На исходе зимы 1918 года Петроград застыл в тревоге: ждали подписания сепаратного мира с Германией в Брест-Литовске, ведь в случае срыва переговоров вражеская артиллерия и авиация могли бы нанести удар по столице. Немецкие войска стояли в Нарве; прежняя русская армия была распущена, новая только создавалась. Надежда, что она защитит Петроград, была невелика.

К тому же теперь никто не мог чувствовать себя в безопасности, находясь далеко за линией фронта. Даже Великобританию отныне не спасало островное положение – вражеские дирижабли наносили удары по Лондону. А «Труба кайзера Вильгельма» – германская пушка, выбрасывающая снаряды на казавшееся тогда фантастическим расстояние 130 километров, – вела обстрел французской столицы, и парижане были в страхе и недоумении, не наблюдая над крышами Монмартра ни самолетов, ни дирижаблей...

В Петрограде носились слухи, что с продвижением германской армии усилилась вражеская воздушная разведка. Однако особых мер к воздушной охране не предпринималось, ибо все надеялись, что «германцы будут щадить Петроград». И вот днем 2 марта 1918 года над городом послышалось гудение аэроплана, скрытого высоко нависшими облаками, а к вечеру его видели над центром столицы. Как писали газетчики, «он, как хищная птица с громадными черными крыльями», реял над городом.

Собрались зеваки, обсуждали: наш или не наш? Заключали даже пари. И вдруг оглушительный взрыв сотряс набережную руки Фонтанки в районе Горсткина моста. Тут всегда бывало многолюдно: рядом – улей Сенной площади, к которому ведет Горсткина улица (нынешняя ул. Ефимова). Улицу наполнил густой дым, среди звона вылетевших стекол раздались крики раненых.

Когда первый шок прошел, из близлежащей Обуховской больницы доставили носилки, на которые погрузили жертв – дворников окружающих домов и уличных торговцев, получивших ранения. Дворнику Сергею Голицыну перебило ногу, его товарищу Ивану Шкурову раздробило бедро. Торговец Тимофей Виноградов получил тяжелое ранение в живот, а торговки Евдокия Сысоева и Акулина Лампиева отделались мелкими ранениями осколками снарядов и стекла...

Как выяснилось, виновником кровавого происшествия был вовсе не вражеский аэроплан, а не имевшие большого опыта в борьбе с самолетами наши артиллеристы. Они пустили по следу аэроплана снаряд, но он не разорвался в воздухе, как следовало, а, описав траекторию, долетел до чугунной решетки набережной Фонтанки...

На следующий день после этой драмы вновь произошло «досадное недоразумение», снова попавшее на страницы газет. Над городом опять появились аэропланы, наши зенитчики открыли огонь, но тут же поступило распоряжение прекратить пальбу, поскольку в небе висели наши самолеты-разведчики. В этот раз обошлось без жертв, но один из снарядов все же залетел во двор дома на Гороховой ул., 32, со стороны Мучного переулка. Начиненный шрапнелью «стакан» попал в крышу надворного флигеля и через межэтажные перекрытия угодил прямиком в комнату, жилец которой, на счастье, только что вышел в аптеку. Пробитый потолок и вылетевшие стекла – таков был на этот раз итог обстрела, зафиксированный газетчиками.

Двор быстро наполнила толпа, долго не желавшая расходиться. Как ни странно, не напугали горожан даже слухи о том, что снаряд, возможно, начинен «удушливыми газами». Химическое оружие нагоняло тогда неподдельный страх...

3 марта в Брест-Литовске был подписан мир, и, вероятно, нечаянные удары по своим оказались для петроградцев последними явственными знаками Первой мировой войны.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (5668) от 25.03.2016.


Комментарии