Собор всей артиллерии

До начала 1930-х годов на этом месте находился храм, носивший имя преподобного Сергия Радонежского. С начала XIX века он имел статус собора всей артиллерии, однако история его уходит своими корнями в Петровскую эпоху. Первый деревянный храм появился здесь еще в 1731 году.

Собор всей артиллерии | Нарядный храм украшал Литейный проспект до начала 1930-х годов.<br>ФОТО из ЦГАКФФД СПб

Нарядный храм украшал Литейный проспект до начала 1930-х годов.
ФОТО из ЦГАКФФД СПб

За двадцать лет до этого, осенью 1711 года, на Московской стороне в районе въезда на современный Литейный мост началось строительство Пушечного (Литейного) двора. В непосредственной близости от него по инициативе генерал-фельдцейхмейстера (начальника артиллерии) Я. В. Брюса были отведены три линии для проживания служителей артиллерийского ведомства (современные Шпалерная, Захарьевская и Чайковского улицы). Население возникшей Артиллерийской слободы составляли мастеровые Литейного двора со своими семьями, служители полевой и осадной артиллерии, ученики инженерных и артиллерийских школ и др. В слободе была Артиллерийская часовня, в которой служил священник Илья Афанасьев.

В апреле 1722 года Священный синод издал указ о «возбраненных Святыми Правилами» часовнях, согласно которому все построенные часовни подлежали разборке, а хранящиеся в них иконы и книги – передаче в близлежащие церкви и монастыри. Причиной этого распоряжения послужили дошедшие до властей сведения о тайных богослужениях, проводившихся в часовнях старообрядцами (при этом разборке подлежали все часовни, вне зависимости от их принадлежности к «старому обряду»). Во исполнение указа Артиллерийская часовня была «запечатана».

После этого богослужения для жителей слободы стали проводиться в специально отведенном «покое» при Артиллерийском лазарете, располагавшемся между 3-й и 4-й линиями от Невы (современные Чайковского и Фурштатская улицы). Службу «вечерню, заутреню и часы» в нем отправлял священник полевой артиллерии Даниил Яковлев. В декабре 1727 года в лазарете был вывешен колокол для «благовестного собрания» верующих на молитву.

На церковные службы при лазарете приходили артиллеристы, мастеровые и «посторонние люди», которые с трудом умещались в небольшом помещении. В связи с этим священник Д. Яковлев неоднократно ходатайствовал перед артиллерийским начальством о постройке церкви.

В 1729 году канцелярия Главной артиллерии обратилась в Синод за разрешением на строительство деревянной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, считавшегося небесным покровителем артиллерии. Как сообщалось в представлении артиллерийского ведомства, для церкви выбрали место «на Московской стороне, во второй линии, против двора артиллерии капитана Томилова». К этому времени в Артиллерийской слободе постоянно проживали более тысячи жителей, вследствие чего потребность в храме являлась весьма насущной.

Артиллерийское ведомство принимало на себя обязательства по содержанию священника и причетников, а также в своем представлении Синоду отмечало «ревностность» будущих прихожан: «И хотя ныне под строение оной церкви назначено еще только одно место, однакож артиллерийские служители от жалования, а посторонние люди от своих трудов на созидание оной подаяние дают с охотою».

11 (22) августа 1729 года Синод дал разрешение на постройку храма. Освящение его состоялось в мае 1731 года. Настоятелем церкви стал упоминавшийся выше священник Д. Яковлев.

Первая «артиллерийская» церковь просуществовала до мая 1737 года, когда внезапно вспыхнувший пожар уничтожил ее до основания. Артиллерийское ведомство обратилось в Синод за разрешением на строительство нового храма на сохранившемся каменном фундаменте, однако в ответ было предложено обратиться в Полицмейстерскую канцелярию Петербурга. Последняя в свою очередь сообщила, что не может вынести решение без санкции вновь учрежденной Комиссии о Санкт-Петербургском строении.

В марте 1738 года военный советник канцелярии Главной артиллерии Иван Унковский выступил в комиссии с докладом о том, что церковь будет построена на прежнем месте на средства прихожан, «а казенного на то строение кошта не требуется». Однако этого оказалось недостаточно для получения разрешения, и лишь высочайшая резолюция императрицы Анны Иоанновны в апреле 1738 года позволила начать строительство.

Деревянная церковь была отстроена в 1739 году по проекту И. Я. Шумахера и просуществовала до 1743 года, после чего под руководством того же архитектора начались работы по возведению каменного храма. Вновь созданная каменная церковь с одноярусной колокольней действовала до конца XVIII века, когда на ее месте архитектором Ф. И. Демерцовым был возведен храм в виде базилики с тремя приделами, двухъярусной колокольней и большим куполом. В 1803 году он получил статус собора всей артиллерии.

Как отмечали современники, внутреннее убранство храма отличалось «простотой и строгим изяществом». Его стены украшали изображения евангелистов и картины, посвященные сюжетам из жизни преподобного Сергия Радонежского. В соборе хранились реликвии, связанные с историей русской артиллерии, а также церковные облачения, сшитые из мундиров императрицы Екатерины II, в которых она принимала военные парады. При храме действовало приходское Сергиевское братство со школой и приютом для призрения бедных детей, проводились духовные беседы, имелся народный хор.

В 1932 году Сергиевский собор был закрыт и через некоторое время разобран. Часть несущих стен использовалась при строительстве на месте собора административного здания ОГПУ, получившего среди горожан неофициальное название «Большой дом». Ныне в нем располагается информационный центр Главного управления МВД, его приемная, а также приемная управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти. В 2004 году на здании установили мемориальную доску в память о существовавшем здесь «артиллерийском» храме.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (5482) от 19.06.2015.


Комментарии