С легкой руки Бетанкура

Двести лет назад, 15 мая (по новому стилю) 1816 года, Александр I учредил Комитет для строений и гидравлических работ. В столице его называли «комитетом красоты». В ту пору государь, вернувшись на родину после окончательного разгрома Наполеона, лично занялся обустройством столицы.

С легкой руки Бетанкура | Августина Бетанкура называли «учителем русских инженеров». Портрет 1810-х гг. Из коллекции музея «Исаакиевский собор»

Августина Бетанкура называли «учителем русских инженеров». Портрет 1810-х гг. Из коллекции музея «Исаакиевский собор»

«Казенные здания, партикулярные домы и другие строения в здешней столице, время от времени принимая вид благоустроеннейший, требуют еще к усовершенствованию своему особенного попечения», – обращался император к генерал-лейтенанту Августу Бетанкуру, первому инспектору (ректору) Института Корпуса инженеров путей сообщения. Бетанкур, выходец из Испании, был назначен председателем комитета и возглавлял его до самой своей смерти в 1824 году.

В состав комитета были включены архитекторы Росси, Модюи, Стасов и Михайлов. Отношения между ними были сложные, но авторитетный, наделенный большими полномочиями генерал-лейтенант Бетанкур сумел всех объединить в общей творческой работе. А ее в Петербурге было много.

Девять десятых северной столицы составляли деревянные постройки. Невдалеке от Дворцовой площади паслись коровы и разгуливали свиньи. Кареты на улицах забрызгивали грязью встречные экипажи и сами утопали в грязи... Кроме благоустройства комитет должен был приводить всю архитектуру города к одному строгому виду, дабы регулярному Петербургу придать еще более единообразный и вместе с тем строгий вид.

Как отмечал знаток истории русского искусства Игорь Грабарь, именно в «комитете красоты» созрел гений Росси. Стасов был поборником строгих правил и насильственного приведения к одному строго классическому виду всех фасадов города. Модюи, которого Грабарь называл «хитроумным прожектером», принадлежали смелые идеи пробивки улицы у Чернышева моста и устройства площади перед Аничковым дворцом, пробивки Михайловской улицы и целый ряд других проектов городского благоустройства. Росси же стал гениальным исполнителем этих идей.

В 1819 году был составлен «План Бетанкура», ставший основой развития застройки города в 1820 – 1840-х годах. Комитет решил вопрос о местах устройства частных рынков в Петербургской, Московской и Нарвской частях, казенных питейных домов в Петербургской, Выборгской, Московской частях, а также Кожевенных заводов на Васильевском острове и Скотного двора на Царскосельской дороге. Началась большая работа по устройству в столице мостовых, тротуаров, «подземельных» труб для стока воды с улиц. Устраивались набережные канала Нового Адмиралтейства, Семеновского канала, берега речки Карповки в Петербургской части.

Заботился «комитет красоты» и о рядовых обывателях города. К примеру, для того чтобы жители Литейной части могли пользоваться хорошей питьевой водой, в 1821 году был построен специальный плот на Неве – для забора более чистой воды, чем непосредственно у берега. Вообще же комитет рассматривал множество проектов снабжения жителей водой и способов ее очистки, однако нормальный водопровод был создан только в середине XIX века.

Комитет разработал проекты размещения больниц в различных частях города, контролировал работу и строительство новых бань, мест приготовления пищи на открытом огне. Рассмотрел, как защитить жителей Галерного селения от вьюг и метелей.

Была у комитета и еще одна функция – давать экспертные заключения о возможности и целесообразности использования разных машин, приспособлений, технологий в строительных и гидравлических работах. В годы председательства Бетанкура комитет выбирал способы мощения улиц, оценивал ковш для очищения «подземельных» труб, одобрил коноводную машину Жан-Батиста Пуадебара, провел испытания нового цемента.

Ничто не ускользало от внимания рядовых сотрудников «комитета красоты» – в основном из числа инженеров путей сообщения, выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения, а также частных архитекторов. В комитет обращались графы и генерал-майорши, придворные лакеи и купчихи, ямщики и иностранцы, жившие в Петербурге, – со всеми спорами о заборах, завалившихся сараях, неправедно прихваченных участках земли. Наиболее важные проекты, предложения, решения рассматривал военный генерал-губернатор, который докладывал императору, получал высочайшее соизволение и контролировал дальнейшее выполнение.

Бетанкур имел «легкую руку». Он, выполняя волю императора, поручил чертежнику комитета Огюсту Монферрану подготовить варианты перестройки Исаакиевского собора. Тот составил 24 проекта и использовал при этом самые разные архитектурные стили, приноравливаясь к пропорциям будущего сооружения. Известный мемуарист секретарь Бетанкура Ф. Ф. Вигель писал в своих «Записках», что Бетанкур представил государю монферрановский альбом, прося один из рисунков удостоить своим выбором. Государь оставил альбом у себя, а на другой день повелел определить Монферрана императорским архитектором с тремя тысячами рублей ассигнациями жалованья из сумм кабинета...

КСТАТИ

В преддверии 260-летия со дня рождения «русского испанца», которое будет отмечаться 1 февраля 2018 года, Петербургский государственный университет путей сообщения осуществляет совместно с Мадридским политехническим университетом и парижской Национальной школой мостов и дорог научно-просветительский проект «Наследие Бетанкура». Предусмотрено проведение конкурсов, выставок, конференций в Петербурге, Мадриде и Париже, а также издание информационных материалов, монографий и научно-популярных трудов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5710) от 27.05.2016.


Комментарии