Рождение царствующего града. Когда Петербург стал столицей?

Историки петровского времени уклончивы: Петербург стал политическим центром страны в 1712 - 1714 годах. Наиболее распространена точка зрения, что рубежом можно считать 1712 год, когда сюда из Москвы переехал Правительствующий сенат. Однако поиски публичного объявления монарха об официальном перенесении на берега Невы столицы до недавнего времени не давали результатов.

Рождение царствующего града. Когда Петербург стал столицей? | Титульный лист «Календаря» на 1714 год, где Петербург был впервые публично объявлен столичным городом. Из коллекции отдела редкой книги РНБ

Титульный лист «Календаря» на 1714 год, где Петербург был впервые публично объявлен столичным городом. Из коллекции отдела редкой книги РНБ

По стопам Александра Македонского

«Парадокс заключается в том, что мы не знаем точно, когда же Петербург стал столицей - никакого указа об объявлении города... столицей издано не было. При отсутствии такого указа совершенно непонятно, на каких же основаниях, собственно говоря, Петербург следовало считать столицей: то ли потому, что на берега Невы переехала царская семья и двор, то ли потому, что сюда перебрался дипломатический корпус или государственные учреждения? Здесь полная неясность», - считает историк Е. В. Анисимов.

Хотелось бы возразить уважаемому коллеге. Насчет способа, которым верховная власть России возвестила миру о превращении Петербурга в новую столицу государства, у автора этих строк есть однозначное мнение.

Прежде всего подчеркну, что основанию новой столицы - символу преобразованной страны - монарх придавал ключевое значение. Этот замысел был в духе имперской идеи древности, Средневековья и раннего Нового времени. Перемещали собственные столицы в другие города только великие правители: Александр Македонский (Вавилон), римский император Константин Великий (Константинополь), император Карл Великий (Рим, Ахен с 807 г.), король Речи Посполитой (во время ее наивысшего расцвета) Сигизмунд III Ваза (из Кракова в Варшаву, 1596 г.).

К практическому воплощению своего замысла Петр I приступил в начале великой Северной войны (1700 - 1721). Примечательно, что, еще не получив сведений об овладении русскими войсками невским устьем, полномочный посол в Речи Посполитой при дворе Августа II в ранге министра князь Г. Ф. Долгоруков, хорошо осведомленный о царских планах, 7 мая 1703 года сообщил польскому королю, сенаторам, депутатам сейма в Люблине, а также британскому и голландскому посланникам: «...Царское Величество... в нынешнем времени от неприятеля немалую крепость взял и порт на Балтийском море... где еще может заложить и свою монаршескую резиденцию».

Что царь относился к развивавшемуся в устье Невы городу как к будущей столице, свидетельствовали и его слова в послании к губернатору Ингерманландии А. Д. Меншикову от 28 сентября 1704 года: «Мы чаем... быть в столицу [Питербурх]...».

Однако в начале Северной войны судьба города висела на волоске. Стать официальной столицей он мог только после решительного разгрома и пленения ударных сил армии шведского короля Карла XII в битве под Полтавой.

Уже в самый день «преславной виктории» 27 июня 1709 года Петр I написал о значении победы генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину: «Ныне уже совершенной камень во основание Санкт-Петербурху положен с помощию Божиею». Последовательные шаги Петра I по подготовке провозглашения Петербурга новой столицей отразились в официальном ежегодном правительственном издании - «Календаре или месяцеслове...». Его печатали новым гражданским шрифтом начиная с 1708 года на будущий год.

Печатью главного официального издания России распоряжался сам царь, он же контролировал и его содержание. В «Календарях» сообщался текущий год правления Петра I, годы начала его главных преобразований, успехов («от зачатия флота российскаго» и др.), давали сведения о наследниках престола.

На титульном листе первого издания «Календаря или месяцеслова...» сказано: «Напечатан в царствующем граде Москве лета господня 1708, декабря в 28 день». А вот после Полтавской виктории в «Календарях» Петровской эпохи более не упоминалось о «царствующем граде Москве».

Публично объявить Санкт-Петербург столицей царь решился в обстановке реального ожидания завершения Северной войны в 1714 году. Он планировал разгромить Швецию на море и принудить ее к заключению мирного договора. Русскому монарху казалось, что теперь будущность нового города в устье Невы вполне обеспечена.

Правовым закреплением юридического статуса столицы стала публикация на титульном листе упомянутого «Календаря или месяцеслова...». Там впервые в официальном печатном издании был назван «царствующий град Санктпитербурх». И далее значилось: «Напечатан в Санктпитербурхской типографии лета 1714, мая в 8 день». На мой взгляд, именно эту дату (19 мая по новому стилю) и следует считать публичным печатным объявлением Петербурга столичным городом.

«Календари» и переезды двора

В «Календарях» на 1716, 1718 - 1722 и 1724 годы, напечатанных при Петре I в городе на Неве, столичный статус города был обозначен упоминанием «царствующего Санктпитербурха». Те, что издавались в Первопрестольной, содержали формулировки: «Напечатан в Москве...», «Печатан в Московской типографии...», «Напечатан в типографии московской...».

В них не было сказано о новом статусе невской столицы, но и не говорилось о Москве в качестве столичного города. Вызвать гнев со стороны монарха московские издатели боялись, но и печатать новую сверхнеприятную для них реальность - упоминание о столичном положении Петербурга - тоже не желали.

Смерть Петра Великого в 1725 году не отменила столичного статуса Петербурга. Изданные в декабре 1725 года, марте и декабре 1726 года, январе и декабре 1727 года «Календари» по-прежнему содержали расчеты «по меридиану и ширине царствующего Санктпетербурга».

Однако уход из жизни великого преобразователя придал смелости сторонникам частичной отмены его реформ. В декабре 1726 года и в декабре 1727 года в московской типографии напечатали «Календари» на 1727 и 1728 годы, на титульных листах которых Москва снова именовалась «царствующим градом». В январе 1728 года императорский двор Петра II выехал из Петербурга в Первопрестольную. Столичный статус на остальное время правления Петра II (1728 - начало 1730) реально вернулся к Москве.

Двор новой государыни Анны I Иоанновны возвратился в Петербург в 1732 году. Свое изначальное несогласие с тем, что столица при предыдущем правлении была переведена в Москву, императрица выразила уже в напечатанном в 1730 году «Календаре» на следующий год. Он был рассчитан «по меридиану и ширине царствующего Санктпетербурга и Москвы и протчих знатных городов».

Полагаю, что все время правления Анны Иоанновны (1730 - 1740) официально столицей страны по-прежнему оставался «царствующий град» Санкт-Петербург. Вопрос для внутриполитической жизни, очевидно, был острый, и в «Календаре» на 1732 год появилась нейтральная формулировка: «Сочиненный по меридиану и ширине знатнейших городов Российского государства»; в «Календарях» на 1733 - 1736 годы формулировка была схожей: «сочиненный на знатнейшие места Российского государства» и т. д. Столица с 1730 г., несмотря на поляризацию взглядов в обществе, официально оставалась в Санкт-Петербурге, и время работало на закрепление этого статуса за городом на Неве.

#история России #Петр I #основание Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6445) от 24.05.2019 под заголовком «Рождение царствующего града».


Комментарии