Главная городская газета

Роковое вольнолюбие

Эта черта породнила Михаила Лермонтова и Григория Гагарина

352
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Наследие

Палаццо для голландца

Интерьеры этого особняка на Английском проспекте известны широкой публике благодаря кино. И в культовом сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» они «сыграли», и в фильме «Господин оформитель»... Читать полностью

Первая Татьяна

Память о прекрасных певицах прошлого, как правило, недолговечна. Однако Александре Валериановне Панаевой, блиставшей в музыкальных салонах Петербурга в последней четверти XIX века, повезло... Читать полностью

Крупнейшее «трамвайное» ДТП

«Вчера в 7 часов 58 минут утра на Международном проспекте, на переезде Октябрьской железной дороги у Бычьего поста, произошла трамвайная катастрофа...», - сообщала о произошедшей 1 декабря 1930 года «Ленинградская правда». Читать полностью
  • 24.10.2014
  • Людмила Юрковская, Владимир Кузнецов
  • |
  • Рубрика Наследие
Роковое вольнолюбие |

Лермонтов и Политехнический институт _ совершенно разные эпохи. Казалось бы, что может быть между ними общего? Однако, как ни странно, существует связующая их нить, и это личность первого директора Политехнического института Андрея Григорьевича Гагарина (1855 _ 1920).

Студенты советских лет только краем уха слышали о князе-директоре, о его изобретениях, о том, что он послужил прототипом героя повести Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». В ходе нашей исследовательской работы раскрывались все новые грани личности Андрея Гагарина. Одной из загадок было происхождение его демократических взглядов _ таких нестандартных для круга высшего чиновничества того времени.

Исследование биографии А. Г. Гагарина совершенно неожиданно вывело нас на лермонтовскую тему: обнаружилось удивительное пересечение судеб великого поэта и представителей древнего русского дворянского рода Гагариных.

С Лермонтовым был близко знаком отец Андрея Гагарина _ Григорий Григорьевич Гагарин, проявивший себя как военный, дипломат, художник, архитектор. Он воплощал в себе уникальное соединение аристократизма и необыкновенного трудолюбия. Любовь к вольности роднила Григория Гагарина с Михаилом Лермонтовым. Оба были участниками «Кружка шестнадцати», возникшего в Петербурге в 1838 году.

Политические воззрения кружковцев находились под сильным влиянием декабризма. Как вспоминал один из участников кружка, разговоры в нем велись так, как будто не существовало Третьего отделения. В общество входили представители наиболее прогрессивной, думающей части блестящего дворянства: Александр Столыпин-Монго, Александр Долгоруков (будущий свояк Г. Г. Гагарина), братья Шуваловы, двоюродный брат Григория Григорьевича Гагарина _ Иван Гагарин и другие.

В 1840 году кружок раскрыли, но благодаря влиятельным родственникам делу не было дано хода. Его участников отправили в негласную ссылку _ на Кавказ, где шла война с горцами. Ссылка Гагарина была облечена в форму официального назначения: его направили в Кавказскую миссию в качестве чиновника по особым поручениям.

И Лермонтов, и Гагарин принимали участие в боевых действиях. Во время нахождения на Кавказе в 1840 _ 1841 годах они были особенно дружны, одно время даже жили в одной палатке. Уважение к мужеству и достоинству противника нашло выражение в их совместных работах: в некоторых из них Лермонтов был рисовальщиком, а Гагарин раскрашивал акварелью. Наиболее известна работа Гагарина «Эпизод из сражения при Валерике», в котором принимал участие сам Лермонтов. Впоследствии на основе своих впечатлений Гагарин создал живописный цикл из истории Кавказской войны.

Кстати, пару лет назад в филиале Русского музея _ Инженерном замке состоялась выставка с неожиданным названием «Сон как явь», на которой была представлена акварель Григория Гагарина с одноименным названием, написанная на сюжет стихотворения Лермонтова («В полдневный жар в долине Дагестана // С свинцом в груди лежал недвижим я...»). Это стихотворение _ предсказание поэтом своей смерти.

Уже спустя много лет после гибели Лермонтова, в 1856 году, Григорий Гагарин обратился к «сотворчеству» с поэтом, когда ставил в Зимнем дворце живые картины по произведениям Пушкина и Лермонтова...

Находясь долгое время на Кавказе, Г. Г. Гагарин много сделал для изучения и сохранения культуры этого удивительного края. Он принимал участие в обмерах и реставрации древних храмов, расписал Сионский храм в Тифлисе, там же построил театр и создал художественное училище. И это все абсолютно бескорыстно.

Однако вольнолюбивый дух помешал ему, когда за свои заслуги он стал вице-президентом Академии художеств. Назначение Гагарина в Академию художеств было встречено с неудовольствием многими ее членами. В тот период академия являлась весьма консервативным и несколько ретроградным учреждением, против чего выступила группа молодых художников. Этот эпизод вошел в историю как «бунт четырнадцати».

Будучи вице-президентом Академии художеств, Г. Г. Гагарин пытался в какой-то степени модернизировать это учреждение. Убедившись в безнадежности своих стараний, он подал в отставку, написав в прошении, что считает «бесчестным занимать место, которое лишено всяких занятий и, следовательно, всякой пользы».

Несомненно, что вольнолюбие Г. Г. Гагарина сформировалось под влиянием Михаила Лермонтова. Передалось оно и Андрею Гагарину _ первому директору Политехнического института. Острое чувство справедливости было родовой чертой Гагариных. В ходе первой русской революции эти качества стали причиной отставки первого директора Политехнического института.

Людмила ЮРКОВСКАЯ, Владимир КУЗНЕЦОВ,
ведущие научные сотрудники историко-технического музея
нынешнего Политехнического университета

0054