Главная городская газета

Новая жизнь Свято-Троицкого собора

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

И примкнувший к ним Шепилов...

В июне 1957 года наш город с опозданием отметил свое 250-летие Читать полностью

Под звуки Марсельезы

C жертвами революции прощались на глазах у Николая II Читать полностью

Вилла у платформы

Прогулки по городу: Железнодорожная станция Стрельна Читать полностью

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют вместе. Читать полностью

«Победная» коллекция Президентской библиотеки

Президентская библиотека представляет существенно дополненную коллекцию «Память о Великой Победе». Читать полностью

Марш памяти по волховским болотам

22 июня он пройдет по местам боев 2-й Ударной армии Читать полностью
Новая жизнь Свято-Троицкого собора | Ступеньки и дно купели выложены мозаикой по дизайну иконописной мастерской Иоанна Дамаскина.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ступеньки и дно купели выложены мозаикой по дизайну иконописной мастерской Иоанна Дамаскина.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных жизни Александро-Невской лавры. Сегодня речь пойдет о Свято-Троицкой церкви, построенной в 1778 - 1790 годах архитектором И. Е. Старовым. Это самый масштабный и величественный храм лавры. Богослужения в нем прекратились в 1933 году, а возобновились в 1957-м. В 1996 году храм был преобразован из приходского в монастырский. В связи с этим постепенно меняется порядок богослужения - на монастырский манер. Пока здесь еще проходят венчания, хотя в монастыре их совершать не принято. Слово - нашему постоянному гиду помощнику игумена Александро-Невской лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексею ОДИНЦОВУ.

Алюминиевая табуретка

- Первые работы по поновлению (еще не реставрации!) интерьеров собора начались в 2000 году. К этому времени вся живопись центрального свода, большого купола, малых куполов и боковых нефов была покрыта слоем сажи. Казалось, что мы находимся в древней церкви, а не в храме классицистического характера с достаточно сочной и богато декорированной верхней частью.

Со сложной проблемой столкнулись, когда предстояла работа в центральном нефе высотой 22 метра и в главном куполе. Использовать систему модульных деревянных лесов, так называемых захваток, как в боковых нефах, было невозможно. Во-первых, они очень тяжелые и могли просто продавить пол, а во-вторых, реставрацию в центральном куполе требовалось проводить так, чтобы не прерывать богослужения.

Тогда нам пришлось разработать уникальную конструкцию лесов из алюминия - своего рода гигантскую табуретку. С их помощью в 2005 - 2007 годах была выполнена первая комплексная реставрация собора - впервые после того, как он стал монастырским.

Неизбежно всплыл вопрос: а как же осуществлялись здесь работы в прежние времена? Ответ удалось найти в архиве Академии художеств. Выяснилось, что текущий ремонт в храмах с большими куполами осуществлялся с помощью вантовой системы.

Она представляла собой систему крючьев, колец и тросов, фактически - веревочную паутину. С ее помощью можно было поднять реставратора или маляра на самый верх к любой точке купола. Чем-то это напоминало перемещение матросов по мачтам корабля. Мы использовали эти наработки, и в настоящий момент у нас уже есть опыт выполнения определенных объемов реставрации при помощи подобной веревочной системы.

Для мониторинга состояния картин в верхних люнетах мы применяли современные подъемные механизмы. В 2013 году картины снимали и реставрировали на земле, и теперь необходимо было внимательно посмотреть, как они себя чувствуют после того, как были помещены обратно.

Отдельный вопрос - обогрев гигантского помещения собора. Изначально он был холодным: отопление в нем не предусматривалось. Естественно, со временем это перестало устраивать, в том числе и потому, что дыхание сотен и тысяч людей портило живопись. К середине XIX века в подвальном помещении (крипте) установили котельную, сначала дровяную, которая нагревала воздух, и он поступал в помещение через специальные каналы внутри стен. Выходы этих каналов можно увидеть в стенах - наверху решетка, внизу вьюшка.

В советское время в храме был склад «Пассажа», и, чтобы минимизировать расходы на отопление, обогревали только отдельные помещения. Котельная в подвале не работала, по каналам в собор поднимался холодный воздух, и их просто засыпали мусором...

Работая над восстановлением системы отопления, мы эти вертикальные каналы, насколько могли, расчистили. В результате комплексной реконструкции в подвале была установлена мощная современная система теплоснабжения. Специальное оборудование забирает воздух из собора на нижнем уровне, «протягивает» его через фильтры, очищает, нагревает, загоняет на высоту четырех метров и оттуда выдувает обратно. При этом используются старинные воздушные каналы внутри стен. То есть мы совместили современные технологии и исторические инженерные решения.

«Одежда» для стен

- Еще одно современное решение мы применили в алтаре - оно связано с покраской стен. Нам никуда не деться от того, что, например, использование свечей пачкает стены. Перекрашивать их раз в несколько лет - достаточно трудоемкая процедура, поэтому мы планируем применить технологию, позволяющую мыть стены. С этой целью на самых используемых рабочих поверхностях, в том числе на откосах алтарных окон, выполнена реставрация по измененной технологии.

Мы убрали все многолетние наслоения краски, не позволявшие стенам дышать. После этого специальным составом выполнили выравнивание, сверху нанесли декоративное покрытие, имитирующее краску, а затем - моющийся акриловый лак. Такое покрытие - своего рода защитная «одежда» для кирпичных стен. Если опыт окажется удачным, он будет распространен на все пространство собора, насколько это возможно...

В ходе реставрации собора мы освободили крипту от вспомогательных и хозяйственных служб. Там ведь прежде располагались мастерские по ремонту подсвечников, помещения электрика, сантехника, свечной склад, трапезная, просфорная, ризница.

В 2010 - 2012 годах в центральной части подвала среднего нефа мы устроили крестильный храм в честь Иоанна Предтечи - с купелью, выполненной в форме креста. Изображение господа-пантократора в апсиде выполнено таким образом, чтобы человек, спускающийся в купель, видел поднимающийся над ним лик Христа.

Купель используется ежедневно при исполнении обряда крещения. Глубина бассейна вымерена предельно точно - метр сорок семь сантиметров, чтобы невысокий человек здесь не захлебнулся, а высокий, присев, мог полностью погрузиться в воду.

Каких только ни ходит легенд о том, что воду для крещения прогоняют через специальные фильтры, даже через серебряную бочку! На самом деле мы берем ее из самого обычного водопровода. Воду, естественно, меняют, но, по всем канонам, ее нельзя сливать ни в дренажную, ни в канализационную систему. Ее можно использовать только для полива чего бы то ни было либо можно вылить в естественный водный источник. Дело в том, что это крещеная вода - чин ее освящения входит в обряд крещения, поэтому к ней нужно относиться с особым пиететом.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook