По кривой дорожке
Сколько существуют железные дороги, столько лет их критикует пресса. Порой справедливо, порой нет. Именно такая история случилась в начале ХХ века с частной Приморской железной дорогой, связывавшей Петербург с Сестрорецком. Она привлекла внимание сразу нескольких столичных газет. Ход скандала позволяют проследить материалы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.
Поезд Приморской железной дороги. Фото начала ХХ века. Почтовая открытка из коллекции автора
Например, 18 августа 1909 года в газете «Новая Русь» была помещена заметка о том, что поезда, «обращающиеся по Сестрорецкой железной дороге, поминутно накреняются то в одну, то в другую сторону, при- чем наклон положительно достигает 45о». Сей факт автор объяснял «негодностью полотна дороги» и добавлял: чтобы избежать катастрофы, поезда замедляют ход поездов настолько, что на пробег Новая Деревня - Сестрорецк уходит почти два часа.
45 градусов - наклон не просто катастрофический, но и просто фантастический. В ответ на это управление Приморской железной дороги отправило в редакцию письмо за подписью ее управляющего инженера А. Тенсона. В нем говорилось: «Приведенные в указанной заметке сведения совершенно не соответствуют действительности, так как полотно железной дороги и все ее сооружения вполне исправны...».
Заявление о «накренении вагонов» до 45 градусов инженер Тенсон объявил «вымыслом корреспондента, совершенно не знакомого с железнодорожной техникой». Вагоны действительно могут наклоняться при движении по «кривым частям пути, что является технической необходимостью, обеспечивающей безопасность движения поездов», но «накренение» при этом не превышает двух с половиной градусов. И, наконец, по словам Тенсона, на проезд по железной дороге от станции Новая Деревня до Сестрорецка уходит ровно один час три минуты, а вовсе не два часа.
«Настоящее письмо покорнейше прошу не отказать поместить в ближайшем номере Вашей уважаемой газеты», - указал инженер Тенсон. Вот так - вежливо и спокойно. Никаких требований компенсаций и угроз судом! С нынешних позиций такое мягкое отношение к прессе кажется весьма удивительным. Правда, эти же газеты публиковали по просьбе управления Приморской железной дороги различные объявления, например, о сдаче в аренду киоска на станции Лахта. И, возможно, некоторые объявления публиковались бесплатно, хотя периодически в делах попадаются квитанции об оплате...
Еще одно нелепое сообщение напечатала газета «Новое время» - о случившемся якобы 7 ноября 1910 года пожаре в поезде на перегоне Лахта - Дамба (сейчас на этом месте платформа «Яхтенная»). Он будто бы произошел «от возгорания деревянных частей, находящихся под топкой паровоза, и огонь перешел на вагоны, каковые, как и паровоз, обгорели; среди пассажиров произошла паника, сигнальная веревка не действовала».
Как автор заметки нашел под топкой паровоза деревянные части - тайна. Нет их там! Не было и пожара, поэтому исправность сигнальной веревки не проверяли. Управление дороги вежливо сообщило редакции «Нового времени» о том, что «изложенное не соответствует действительности».
Поучаствовали в «дискуссии» и тогдашние «Санкт-Петербургские ведомости», напечатавшие 17 августа 1910 года заметку «Наброски». В ней указывалось, что в «поездах Приморской железной дороги не имеется уборных и аптечек, а также на некоторых станциях нет уборных. Нет и кипяченой воды».
Ответное письмо управления дороги гласило: «Сообщение не соответствует действительности. В состав всех поездов Сестрорецкой железной дороги, бывших в движении в прошедшем летнем сезоне, входил всегда один вагон, имевший уборную, за исключением добавочных поездов, находившихся в движении между Новой Деревней и Лахтой, пробег коих на указанном перегоне равнялся 17 мин. Во всех поездах дороги имеется и имелись как аптечки с необходимыми медикаментами и приборами для оказания первоначальной медицинской помощи, так и носилки. Кипяченая вода имеется на всех станциях дороги».
Оказывается, были тогда специальные вагоны с туалетами! Сразу вспомнились мучения пассажиров советских времен в переполненных электричках, едущих в Выборг и Приозерск. Там о таких удобствах можно было только мечтать!..
Немало забот доставлял железнодорожникам мост через Лахтинский залив. В документах того времени он назывался именно заливом, а не разливом, как сегодня. Тогдашний мост имел длину около двухсот метров. Периодически среди лахтинских обывателей распространялись слухи о его небезопасности, поэтому в 1907 году управление Приморской железной дороги направило «милостивым государям господам редакторам» газет «Новое время», «Русь» и «Речь» длинное письмо. В нем, в частности, перечислялись комиссии, которые периодически осматривали этот мост и находили его вполне надежным...
Споры между газетчиками и администрацией Приморской железной дороги похожи на сегодняшние выяснения отношений между СМИ и частным бизнесом. Понятно и естественно, что хозяева «Приморки» всеми силами отстаивали свою правоту, ведь была затронута их репутация, деловая часть и дальнейшая прибыль. Но ведь и газетчики не случайно, не на пустом месте с завидным упорством из года в год нападали на эту железную дорогу... Однако поскольку судебных процессов по этому поводу не было, то сегодня определить, кто был прав, а кто виноват, достаточно сложно.
Комментарии