По кривой дорожке

Сколько существуют железные дороги, столько лет их критикует пресса. Порой справедливо, порой нет. Именно такая история случилась в начале ХХ века с частной Приморской железной дорогой, связывавшей Петербург с Сестрорецком. Она привлекла внимание сразу нескольких столичных газет. Ход скандала позволяют проследить материалы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

По кривой дорожке | Поезд Приморской железной дороги. Фото начала ХХ века. Почтовая открытка из коллекции автора

Поезд Приморской железной дороги. Фото начала ХХ века. Почтовая открытка из коллекции автора

Например, 18 августа 1909 года в газете «Новая Русь» была помещена заметка о том, что поезда, «обращающиеся по Сестрорецкой железной дороге, поминутно накреняются то в одну, то в другую сторону, при- чем наклон положительно достигает 45о». Сей факт автор объяснял «негодностью полотна дороги» и добавлял: чтобы избежать катастрофы, поезда замедляют ход поездов настолько, что на пробег Новая Деревня - Сестрорецк уходит почти два часа.

45 градусов - наклон не просто катастрофический, но и просто фантастический. В ответ на это управление Приморской железной дороги отправило в редакцию письмо за подписью ее управляющего инженера А. Тенсона. В нем говорилось: «Приведенные в указанной заметке сведения совершенно не соответствуют действительности, так как полотно железной дороги и все ее сооружения вполне исправны...».

Заявление о «накренении вагонов» до 45 градусов инженер Тенсон объявил «вымыслом корреспондента, совершенно не знакомого с железнодорожной техникой». Вагоны действительно могут наклоняться при движении по «кривым частям пути, что является технической необходимостью, обеспечивающей безопасность движения поездов», но «накренение» при этом не превышает двух с половиной градусов. И, наконец, по словам Тенсона, на проезд по железной дороге от станции Новая Деревня до Сестрорецка уходит ровно один час три минуты, а вовсе не два часа.

«Настоящее письмо покорнейше прошу не отказать поместить в ближайшем номере Вашей уважаемой газеты», - указал инженер Тенсон. Вот так - вежливо и спокойно. Никаких требований компенсаций и угроз судом! С нынешних позиций такое мягкое отношение к прессе кажется весьма удивительным. Правда, эти же газеты публиковали по просьбе управления Приморской железной дороги различные объявления, например, о сдаче в аренду киоска на станции Лахта. И, возможно, некоторые объявления публиковались бесплатно, хотя периодически в делах попадаются квитанции об оплате...

Еще одно нелепое сообщение напечатала газета «Новое время» - о случившемся якобы 7 ноября 1910 года пожаре в поезде на перегоне Лахта - Дамба (сейчас на этом месте платформа «Яхтенная»). Он будто бы произошел «от возгорания деревянных частей, находящихся под топкой паровоза, и огонь перешел на вагоны, каковые, как и паровоз, обгорели; среди пассажиров произошла паника, сигнальная веревка не действовала».

Как автор заметки нашел под топкой паровоза деревянные части - тайна. Нет их там! Не было и пожара, поэтому исправность сигнальной веревки не проверяли. Управление дороги вежливо сообщило редакции «Нового времени» о том, что «изложенное не соответствует действительности».

Поучаствовали в «дискуссии» и тогдашние «Санкт-Петербургские ведомости», напечатавшие 17 августа 1910 года заметку «Наброски». В ней указывалось, что в «поездах Приморской железной дороги не имеется уборных и аптечек, а также на некоторых станциях нет уборных. Нет и кипяченой воды».

Ответное письмо управления дороги гласило: «Сообщение не соответствует действительности. В состав всех поездов Сестрорецкой железной дороги, бывших в движении в прошедшем летнем сезоне, входил всегда один вагон, имевший уборную, за исключением добавочных поездов, находившихся в движении между Новой Деревней и Лахтой, пробег коих на указанном перегоне равнялся 17 мин. Во всех поездах дороги имеется и имелись как аптечки с необходимыми медикаментами и приборами для оказания первоначальной медицинской помощи, так и носилки. Кипяченая вода имеется на всех станциях дороги».

Оказывается, были тогда специальные вагоны с туалетами! Сразу вспомнились мучения пассажиров советских времен в переполненных электричках, едущих в Выборг и Приозерск. Там о таких удобствах можно было только мечтать!..

Немало забот доставлял железнодорожникам мост через Лахтинский залив. В документах того времени он назывался именно заливом, а не разливом, как сегодня. Тогдашний мост имел длину около двухсот метров. Периодически среди лахтинских обывателей распространялись слухи о его небезопасности, поэтому в 1907 году управление Приморской железной дороги направило «милостивым государям господам редакторам» газет «Новое время», «Русь» и «Речь» длинное письмо. В нем, в частности, перечислялись комиссии, которые периодически осматривали этот мост и находили его вполне надежным...

Споры между газетчиками и администрацией Приморской железной дороги похожи на сегодняшние выяснения отношений между СМИ и частным бизнесом. Понятно и естественно, что хозяева «Приморки» всеми силами отстаивали свою правоту, ведь была затронута их репутация, деловая часть и дальнейшая прибыль. Но ведь и газетчики не случайно, не на пустом месте с завидным упорством из года в год нападали на эту железную дорогу... Однако поскольку судебных процессов по этому поводу не было, то сегодня определить, кто был прав, а кто виноват, достаточно сложно.

#«Приморка» #железная дорога #Сестрорецк

Комментарии