Пирамида под короной

Когда в августе 1767 года в Москве на свое первое заседание собрались депутаты учрежденной Екатериной II Уложенной комиссии, им всем в знак особых полномочий вручили специальные золотые медали. На одной стороне был изображен вензель императрицы, на другой – коронованная пирамида и изречение «Блаженство каждого и всех».

Пирамида под короной | Пирамида на знаке депутата Уложенной комиссии символизирует свод законов, крепкую основу государства, венцом которого является корона – символ монархии, самодержавия. Бронзовый оттиск знака, изготовленный в ХIХ веке. Из коллекции Государственного историче

Пирамида на знаке депутата Уложенной комиссии символизирует свод законов, крепкую основу государства, венцом которого является корона – символ монархии, самодержавия. Бронзовый оттиск знака, изготовленный в ХIХ веке. Из коллекции Государственного историче

Один из параграфов манифеста об Уложенной комиссии гласил: «Дабы члена комиссии о сочинении Уложения узнать можно было, то носить им всем знаки одинаковые, к тому от нас определенные, которые на всю жизнь им останутся. Депутатам же дворянства по окончании сего дела, а не прежде дозволяется сии знаки в гербы свои поставить, дабы потомки узнать могли, какому великому делу они участниками были».

– Екатерина II мечтала переустроить жизнь в России на началах Просвещения, для чего и созвала Уложенную комиссию. На основе «Наказа» Екатерины II она должна была дать России свод современных законов, основанных на идеях Просвещения. Сама Екатерина разработала правила выборов депутатов в комиссию от различных сословий, – отмечает кандидат исторических наук доцент Горного университета Сергей Рудник.

В этом «Наказе» впервые в истории России появилось понятие гражданских прав, гражданского общества, гражданина. Говорилось о том, что «равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам».

От дворян и горожан предусматривались прямые выборы в комиссию. От первых по одному депутату от уезда, от вторых – столько же от города. Право участвовать в выборах давалось дворянам, обладавшим в данном уезде имением, а в городе – жителям, владевшим домом и занимавшимся либо ремеслом, либо торговлей. Депутаты должны были быть не моложе 25 лет, они получали жалованье от правительства, навсегда освобождались от смертной казни, пыток, телесного наказания и конфискации имения.

Для свободных крестьян устанавливались трехступенчатые выборы: жители каждого селения выбирали своих поверенных, те в уездном городе из своей среды – уездного поверенного, которые в свою очередь избирали уже из своей среды депутатов в комиссию.

В итоге выбрали 564 депутата со всей России. Большинство из них были, конечно, дворянами. Впервые избрали депутатов от «инородцев». Они прибыли в своих национальных одеждах, что позволило впоследствии историку В. О. Ключевскому назвать Уложенную комиссию «этнографической выставкой».

Комиссия сначала работала в Москве, потом переехала в Петербург. Всего состоялось 203 общих заседания, кроме того, депутаты работали еще и по отдельным комиссиям.

– Уложенная комиссия не завершила свою работу: началась Русско-турецкая война, потом случилось восстание Пугачева, и Екатерина посчитала, что уже не до законов, а единственной опорой самодержавию является дворянство, – отмечает Сергей Рудник. – Хоть комиссия и не составила свода законов, но дала обильный материал для выяснения «нужд» сословий, в первую очередь дворян. Кроме того, деятельность комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. И, наконец, еще один итог – укрепление Екатерины II на троне: депутаты преподнесли ей титул Великой, Премудрой...

Что же касается депутатского значка, то его носили на цепочке, о чем свидетельствуют портреты депутатов комиссии и письменные источники. Поскольку в течение почти двухлетнего существования комиссии происходили замены и довыборы, определиться с точным числом выпущенных знаков невозможно. Согласно разным источникам, исследователи называют число от 569 до 652 штук. Известно также, что после смерти владельцев в казну было возвращено на переплавку около трехсот медалей. Некоторые депутаты и вовсе продали свои медали.

Все это привело к тому, что в нашей стране сохранился только один депутатский знак Уложенной комиссии – в Эрмитажной коллекции. В крупнейших же медальных коллекциях хранились лишь копии с новодельного штемпеля, изготовленные уже в XIX веке.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (5676) от 06.04.2016.


Комментарии