Главная городская газета

Пьеса и концерт «в пользу увечных»

296
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Наследие

Колобовский дом: изысканная архитектура «в глухом переулке»

Владелец роскошного здания после революции был вынужден переселиться в коммуналку. Читать полностью

Как вернули Шлиссельбург

Четверть века назад город Петрокрепость снова стал Шлиссельбургом. Указ президиума Верховного Совета России был подписан в Москве 23 марта 1992 года. Читать полностью

«Кронштадтская республика»

Слух о мятежном городе, не признающем Временное правительство, разнесся по всей России. Читать полностью
Пьеса и концерт «в пользу увечных» | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

На протяжении почти столетия непременной петербургской традицией были «инвалидные концерты». Они ежегодно проводились 19 марта в честь победоносного вступления русских войск в Париж в 1814 году. Инициатором «проекта» был чиновник Министерства юстиции, писатель и масон Павел Павлович Пезоровиус. Сборы от концертов составляли «инвалидный капитал» - он расходовался в пользу защитников Отечества, получивших ранения и увечья в войне против Наполеона.

Первый, отчасти пробный, вокально-инструментальный концерт в пользу инвалидов состоялся еще в ноябре 1813 года в зале петербургского Филармонического общества на Невском проспекте. В нем участвовали артисты императорских театров и гвардейские музыканты.

В 1814 - 1815 годах концерты в пользу увечных воинов проводили отдельные театры, общества и частные благотворители. Спустя еще год дело взяло в свои руки правительство. Император создал комитет для помощи неимущим и увечным генералам и офицерам, а также утвердил закон «об обязательных источниках пополнения средств» этой организации.

Среди прочего этот закон предписывал всем театрам давать «в пользу увечных одну пьесу и один концерт в год». Местами проведения являлись Большой, Александринский и Мариинский театры. Наряду с артистами императорских театров в концертах участвовали оркестры Семеновского и Преображенского полков, а также певчие Измайловского полка. Общее руководство инвалидными концертами осуществлял главный капельмейстер гвардейских полков.

В программу входили произведения, аранжированные для духового оркестра. Обязательным номером были куплеты К. Кавоса, написанные в честь вступления русских войск в Париж: «Наш Александр Благословленный, // Тебе признательность веков. // Твой мощный глас, твой меч победный // Спасли Европу от оков». Начиная с 1834 года концерты завершались гимном «Боже, царя храни».

Н. В. Гоголь в «Петербургский записках 1836 года» отмечал: «Огромный концерт в пользу инвалидов всегда бывает величествен: четыреста музыкантов! Это что-то могущественное. Когда согласный ропот четырехсот звуков раздается под дрожащими сводами, тогда мне кажется, сама мелкая душа слушателя должна вздрогнуть необыкновенным содроганием».

Такими впечатляющими инвалидные концерты оставались на всем протяжении своего существования. В последний раз подобная акция состоялась в марте 1916 года в Мариинском театре. В концерте участвовали свыше 700 музыкантов гвардейских войск, более 400 полковых певчих, соединенный оркестр солдат-балалаечников под управлением В. А. Андреева (250 человек), певчие придворной певческой капеллы, солисты - всего около полутора тысяч человек.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

0042